Вы когда-нибудь замечали, что фраза “хозяева похожи на своих питомцев” вполне себя оправдывает. Бука был огромный бурый пёс неопознанной породы со смешными завитушками, точь-в-точь как кудрявая голова моего отца. История этой необыкновенной собаки началась аж в конце прошлого века, я тогда была ещё совсем ребёнком. От того и радости моей не было предела, когда в нашем доме появился первый в моей жизни щенок, и самые тёплые воспоминания связаны именно с ним.
Моя мама работала в то время в школе учителем русского языка и литературы. На улице стояли настоящие февральские морозы. Это уж как водится, в детстве каждого из нас и зимы холоднее, и снега выше, и звезды ярче, и в чудо верится сильнее! Так вот, однажды суровым зимним утром дети нашли у школы маленького брошенного щенка. Видимо, кто-то оставил его там ночью. Ребята занесли дрожащую от холода собачонку в класс. Да, он уже совсем продрог, но всё ещё старался сохранять остатки собачьего достоинства. Вырываясь из детских ручонок, малыш будто говорил им: “Я вам не какая-то кошка, на печи не греюсь! Я - пёс, животное уличное и гордое. Мне никакие морозы нипочем!” Но в теплом помещении его тело быстро обмякло, и он свернулся калачиком у батареи на импровизированной лежанке. Да так и проспал до конца уроков, прервавшись ненадолго, чтобы пообедать школьными котлетами. Деваться было некуда, и мама решила забрать щенка домой.
Он был похож на маленького угрюмого медвежонка. “Какой Бука!” - заключил папа. Так у нас появился свой собственный Бука. Мы все его очень любили, но пёс выбрал своим хозяином папу.
Шло время, и пёс матерел. Будка нашего сторожа больше походила на небольшой деревянный домик для детской площадки. Папа сколотил её из благородной древесины лиственницы. На участке к слову сказать было много строительных материалов. Отделка дома подходила к завершению, и дальше на очереди были баня и новый гараж. Бука, как старший прораб на стройке, начинал ежедневный обход территории с ревизии стройплощадки. Казалось, что пёс всеми силами старался не упустить из виду нечто важное. А то потом ещё хозяина на работу проводить, кур проверить, соседскую кошку погонять… Одним словом, работы у Буки было непочатый край. Во всяком случае, ему думалось именно так.
И вот однажды поздней осенью папа уехал в командировку. Бука остался за старшего. День прошёл, как обычно, но завершился ужасно неприятным событием, которое круто ударило по нашей повседневной жизни.
Ночью нас разбудил лай собаки. Это были воры, мы смогли рассмотреть троих мужчин. Бука злобно рычал и яростно прыгал в сторону накрытых защитным пологом строительных материалов, не переставая гавкать, но туго натянутая цепь не давала ему дотянуться до цели. На такой случай у нас были чёткие указания от папы:“ Ни за что на свете не выходить из дома, пусть уносят всё.” Телефона у нас тогда ещё не было, и мы молча стояли какое-то время у окна, не решаясь даже включить свет, и украдкой пытались разглядеть грабителей. Моё сердце неистово билось от страха. А Бука был полон решимости во что бы то ни стало помешать незваным гостям осуществить задуманное и защитить родных. Всё шло как нельзя лучше - собака крепко привязана, в доме тишина. Но воришки просто ещё не знали, с кем связались. Пёс так сильно рвался в бой, что ошейник начал крепко давить ему на горло, и лай временами переходил на хрип. В какой-то момент стало казаться, что до нас доносится скрежет металлической цепи, а затем снова что-то слабо напоминающее подобие лая. И тут вдруг стало жутко тихо, а в воздухе пронеслась хорошо различимая в лунном свете фигура Буки. Стало понятно, что он с мясом вырвал колышек и прыгнул вперёд. Один из грабителей рухнул на песок как подкошенный, а сверху сидел наш боец, намертво вцепившись в соперника зубами. Кто-то из подельников схватил доску и с такой силой ударил Буку по спине, что затрещали и дерево, и кости собаки. Псу пришлось отскочить назад, но не долго думая он снова ринулся в бой. На этот раз обидчику удалось устоять на ногах. Бука схватил грабителя за руку, которой он держал палку, и отчаянно рвал зубами негодяя. Мама наконец пришла в себя, она включила на улице свет и с ужасом кричала, то ли пытаясь позвать на помощь, то ли просто хотела хоть как-то спугнуть злодеев. Бука по-прежнему висел на руке одного из них, а тот безуспешно пытался скинуть с себя собаку. Воры явно понимали, что пора бежать отсюда, стало слишком шумно. Но они совершенно не понимали, как одолеть озверевшее животное. Один из дружков схватил железный прут, но к счастью задел Буку лишь по касательной, чем только сильнее разозлил его. Пёс в отчаянии бросался то на одного, то на другого бандита, угрожающе скалясь и высоко подпрыгивая. Грабители переговаривались между собой громкими короткими фразами, а пёс, принявший этот неравный бой, всячески демонстрировал силу духа и словно говорил им: “Я всё понимаю и ни за что не отступлю!” Было видно, что Бука сильно хромал на заднюю лапу. Мы с сестрой плакали и уговаривали маму не выходить на улицу. Всё происходящее в тот момент можно назвать одним словом - ужас. Мы так сильно переживали за своего защитника. Думаю, что с начала схватки прошло всего несколько минут, но тогда казалось, что это длится уже вечность.
Бука загнал злодеев в угол и ловко уворачивался от попыток отбиться и вырваться из окружения, пока один из грабителей, в панике хватаясь за всё подряд, не нанёс мощный удар по голове собаки чем-то железным. Пёс не выдержал, и ему пришлось отступить. Бука тихо скулил от боли, но даже не попытался убежать. Он героически отстаивал свою территорию, заметно подрагивая всем телом. Он был побит, но не сломлен.
И о чудо - кто-то забежал во двор, выкрикивая угрозы в адрес пришельцев и направляя свет фонарика в сторону сада. Это был наш дядя, в то время он жил на соседней улице и, как позже выяснилось, услышал знакомый лай. Бандиты кинулись прочь. Они видели, что пёс двигался медленно и тяжело дышал. Было понятно, что он сражался из последних сил. Но превозмогая боль и сильную усталость, Бука двинулся за ними, оставляя за собой кровавый след.
Всё произошло настолько быстро - в два прыжка он достиг своих обидчиков и уже через пару секунд отлетел в сторону, пронзительно скуля. Мама громко окликнула д. Колю, чтобы тот не бросился в погоню. Она быстро сбежала по крыльцу и поспешила на помощь собаке. Бука лежал неподвижно. Было решено перенести его поближе к дому, сам он идти не мог. Каждому хотелось погладить собаку, успокоить его и хоть как-то помочь. Но мы боялись даже дотронуться до него, чтобы не причинить ещё больше вреда. Было слышно его слабое, но преданное дыхание.
Скоро наступило утро, и папа вернулся домой. Бука всегда встречал хозяина, весело приветствуя и виляя хвостом. Пёс первым слышал громыхания большой машины. Стоило ей только повернуть на улицу, и Бука начинал задорно подпрыгивать, поднимая вокруг себя столбы пыли. На этот раз хозяина никто не встречал. Собака только приподняла залитую зелёнкой голову, а глаза его говорили: “Папа, я всё-всё тебе расскажу. Как на нас напала банда разбойников, как я защищал семью и как самоотверженно сражался.” Папа смотрел на своего любимца, он слушал его. Казалось, они понимали друг друга без слов.
Тогда не было ветеринарных клиник в таком количестве, и уж тем более в таком маленьком провинциальном городке, как наш. Но люди в то время держали много скота, поэтому врача можно было найти. Папа перенёс Буку в кабину своего грузовика и увёз к знакомому доктору.
Мучаясь долгим ожиданием, мы стали по очереди выбегать на улицу, убедиться не везут ли нашего героя обратно. К обеду они оба наконец вернулись домой. “Кости целы, заживёт, как на собаке”- с облегчением сообщил нам папа. Мы плакали и радовались, и каждый считал своим долгом так или иначе подбодрить героя.
Вскоре мы узнали, что горе грабителей поймали. Где и при каких обстоятельствах, я уже и не помню. Но гораздо более важное значение имел другой факт - Бука быстро шёл на поправку. Как офицер, которого повысили в звании, пёс понимал значимость этого события и продолжал с гордостью нести службу. Кто бы не заходил к нам во двор, Бука со всеми делился своим подвигом и всегда удостаивался похвалы. Соседние собаки теперь ему были не ровня, он перегавкивался с ними немного свысока, чувствуя себя скорее наставником. Это было примерно так: “Шарик, у тебя там всё в порядке? Передай остальным, что утренняя поверка завтра в пять.”
Но как-то вечером папа приехал домой не один, а единоличному правлению нашего генерала грозили резкие перемены. У папы в карьере ощенилась овчарка, и он забрал одного из щенков себе и дал ему кличку Буран.
“Ну, и где тут Буран?”- недоумевал Бука, глядя на сидевшую рядом собачонку. “А ты чего такой суровый? Я же такой хорошенький! Они так и сказали. Не веришь? Ну, посмотри, как все умиляются.”- отвечал ему Буран, медленно приближаясь. Щенок игриво ткнул носом взрослую собаку и повалился рядом, задрав лапки. “Какая неслыханная наглость!”- подумал Бука. Прежде ещё никто не позволял себе подобную фамильярность. Пёс был сердит и обижен одновременно. Он залез в свою будку и демонстративно долго не вылазил из неё, украдкой наблюдая за происходящей вокруг несправедливостью. “Уже и будку новую поставили. А потом что? Ни за что на свете не подойду к этому маленькому выскочке. ”- размышлял в своём доме Бука. “Пусть теперь новый любимчик их охраняет. Посмотрим, как он справится.”- продолжал он сердито размышлять. А новенький будто и ничего этого не замечал. Он просто радовался новому дому, новым хозяевам, новому другу.
Наш герой ещё долго присматривался к маленькому бестолковому по его мнению щенку. Со временем он изменит своё мнение, и они с Бураном подружатся. Бука, как старший товарищ, подготовит себе достойную смену. Но это уже совсем другая история.