Вопреки сказкам о том, что только частный собственник может быть эффективным хозяином (которые интенсивно распространяются в последнее время "либералами"), практика показывает, что далеко не всегда это так. Есть отрасли, в которых "конторы" с государственной поддержкой, оказываются намного эффективнее, нежели частники с их "эффективным менеджментом". Я даже не беру советское время. Хотя...
Ну растащили когда-то флот по частным квартиркам, и... Где он сейчас этот флот? (Где-где в... турецкой Бандырме. Ладно, это тема отдельная).
Мы берем время царское, и что мы видим? А, то, что там, где эффективный менеджер князь Гагарин с его Черноморско-Дунайским пароходством обанкротился (возможно, не просто так), "госконтора" Русское Дунайское пароходство оказывается вполне успешной (нужно только уметь людей подобрать, и не превращать госконтору в неуправляемого монстра). Иногда, чтобы "конторе" разогнаться - нужна господдержка.
Государство (Российская Империя) выкупило у ЧДп пароходы «Князь Гагарин» (оказалось, что он уже продан Гаити), «Болгария», «Святой Сергий», «Король Александр», «Бессарабец», «Граф Игнатьев», «Румыния», «Сербия», «Патриот» и «Черногория», а также баржи.
Что касается барж, то пишут, что их было 35. Неправда, всего шесть "шуховских" барж ("Ленкорань", "Дербент", "Карс", "Сурханы", "Эрзерум", "Балханы"). Остальное было куплено позже.
После закупки 12 пароходов и всего имущества ОЧДП правление РДП принимает решение о закупке новых, более совершенных судов с целью открытия 9 линий, из них 5 — заграничных.
Это были следующие линии:
— четыре раза в неделю почтово-товаро-пассажирская Одесса — Галац по Килийскому гирлу Дуная с заходом в Вилково, Килию, Измаил, Рени;
— еженедельная беспересадочная и бесперегрузочная товаро-пассажирская из Одессы в Болгарию (Систово) — линию обслуживал пароход «Болгария»;
— ежедневные товаро-пассажирские рейсы Рени — Галац — Тулча — Исакча — Измаил на пароходе «Бессарабец»;
— два раза в неделю буксирно-грузовые рейсы из Одессы в Рени (на линии работали два новых буксирных парохода — «Вилково» и «Румыния», а также 20 барж общей вместимостью 12500 тонн);
— два раза в неделю буксирно-грузовые рейсы во все дунайские порты от Рени до Кладово (обслуживали их пароходы «Святой Сергий», «Белград», «Сербия» и «Граф Игнатьев»);
— грузовые перевозки по реке Прут. Этой линии было уделено особое внимание: пароходство открыло агентства в Кагуле, Леово, Фальче; строились зернохранилища и пакгаузы для хранения зерна и товаров; закуплено было 38 мелкосидящих барж, а для их буксировки — буксиры «Прут» и «Патриот»; применялась отчасти и тяга волов для буксировки барж. Так хлеб с Прута поступал в Рени, а оттуда бессарабский груз доставлялся в Одессу. Для работы на море закуплены были 4 баржи, каждая вместимостью 900 тонн;
— рейсы на Батумо-Галацкой линии с заходом в Ризе, Трапезунд, Варну и Бургас (работал новый пароход «Моряк»);
— два раза в неделю пароходы «Великий князь Александр Михайлович» и «Русь» перевозили грузы и пассажиров на линии Одесса—Николаев;
— грузовые перевозки зерна из Аккермана в Одессу.
Для строительства новых судов РДП получило из казны 1 млн. рублей. Кроме того, ежегодно с 1904 по 1913 год ему выделялось пособие в сумме 313.180 рублей.
РДп подчинялось Главному управлению торгового мореплавания
и портов и было смешанным – соответственно, морским и речным.
Оперативное управление, текущие финансовые дела, изучение фрахтовых ставок, решение вопросов судоходства на русском участке Дуная осуществлялись конторой, находившейся в Одессе. Главным руководящим органом было правление в Санкт-петербурге. В правление РДп входили вице-адмирал А. п. Кашерининов, князь и действительный статский советник Н. И. Аматуни, генерал-майор Н. В. Черкасов.
И как это ни странно, "контора" становится прибыльной (и параллельно решает политические задачи) Как? Это отдельная история