Найти тему
История без мифологии

Весьма любопытная история о том, как родилось Русское Дунайское пароходство.

Вопреки сказкам о том, что только частный собственник может быть эффективным хозяином (которые интенсивно распространяются в последнее время "либералами"), практика показывает, что далеко не всегда это так. Есть отрасли, в которых "конторы" с государственной поддержкой, оказываются намного эффективнее, нежели частники с их "эффективным менеджментом". Я даже не беру советское время. Хотя...

Ну растащили когда-то флот по частным квартиркам, и... Где он сейчас этот флот? (Где-где в... турецкой Бандырме. Ладно, это тема отдельная).

Мы берем время царское, и что мы видим? А, то, что там, где эффективный менеджер князь Гагарин с его Черноморско-Дунайским пароходством обанкротился (возможно, не просто так), "госконтора" Русское Дунайское пароходство оказывается вполне успешной (нужно только уметь людей подобрать, и не превращать госконтору в неуправляемого монстра). Иногда, чтобы "конторе" разогнаться - нужна господдержка.

Государство (Российская Империя) выкупило у ЧДп пароходы «Князь Гагарин» (оказалось, что он уже продан Гаити), «Болгария», «Святой Сергий», «Король Александр», «Бессарабец», «Граф Игнатьев», «Румыния», «Сербия», «Патриот» и «Черногория», а также баржи.

Построен в 1906/1907 году по заказу Русского Дунайского пароходства на верфи «BergsundsМеkaniskaVerkstad» в Стокгольме (Швеция). Тип судна - двухвинтовой стальной двухпалубный двухмачтовый товаро-пассажирский пароход. Порт приписки Одесса (№ 478). Судно использовалось на грузопассажирской линии Одесса - Галац с заходом в Ризе, Трапезунд, Варну и Бургас.  Вместимость 1078 брт, грузоподъемность 20000 пудов. Размерения 66,3 х 9,8 х 2,9 (м). Две вертикальных паровых машин тройного расширения - 1360 л.с, скорость 13,5 узлов. Число пассажиров 1-го класса 37, 2-го класса 57, 3-го класса 400 человек.
Построен в 1906/1907 году по заказу Русского Дунайского пароходства на верфи «BergsundsМеkaniskaVerkstad» в Стокгольме (Швеция). Тип судна - двухвинтовой стальной двухпалубный двухмачтовый товаро-пассажирский пароход. Порт приписки Одесса (№ 478). Судно использовалось на грузопассажирской линии Одесса - Галац с заходом в Ризе, Трапезунд, Варну и Бургас. Вместимость 1078 брт, грузоподъемность 20000 пудов. Размерения 66,3 х 9,8 х 2,9 (м). Две вертикальных паровых машин тройного расширения - 1360 л.с, скорость 13,5 узлов. Число пассажиров 1-го класса 37, 2-го класса 57, 3-го класса 400 человек.
"Король Александр"  построен на верфи Allgemeinen Österreichischen Baugesellschaft-(Линц) 1894 год. Длина 64,75 м Ширина корпуса 7,23 м, Осадка порожнём 0,92 м Осадка в грузу 1,35 м. Скорость 10 узлов. Пассажировместимость - I класс 10 чел, - II класс 12 чел - III класс 300 чел. В 1907 году переименовано в "Белград", захвачено австрийцами, получило название "Lom", передано болгарам, стало  называться "Варна" в составе болгарской Дунайской флотилии. После окончания войны его забрали себе французы ( «Societe Francaise de Navigation Danubuienne» (Франция)) Возвращено Болгарии. После Великой Отечественной возвращено в СССР (называлось "Краснодар")
"Король Александр" построен на верфи Allgemeinen Österreichischen Baugesellschaft-(Линц) 1894 год. Длина 64,75 м Ширина корпуса 7,23 м, Осадка порожнём 0,92 м Осадка в грузу 1,35 м. Скорость 10 узлов. Пассажировместимость - I класс 10 чел, - II класс 12 чел - III класс 300 чел. В 1907 году переименовано в "Белград", захвачено австрийцами, получило название "Lom", передано болгарам, стало называться "Варна" в составе болгарской Дунайской флотилии. После окончания войны его забрали себе французы ( «Societe Francaise de Navigation Danubuienne» (Франция)) Возвращено Болгарии. После Великой Отечественной возвращено в СССР (называлось "Краснодар")
-3
"Бессарабия" Построен в 1891 года по заказу Общества Черноморско-Дунайского пароходства на верфи «Howaldswerke» в Киле (Германия). Тип судна - колесный однопалубный одномачтовый железный буксирно-пассажирский пароход. Порт приписки Одесса. Судно ходило в устье реки Дунай. Летом 1903 года после банкротства компании пароход был куплен Русским Правительством и с сентября 1904 года передан в состав Русского Дунайского пароходства. Судно совершало товаро-пассажирские рейсы Рени — Галац — Тулча — Исакча — Измаил. 
Вместимость 308,74 брт/286,38 тонн. Грузоподъемность 4000 пудов. Размерения 50,1 х 7,1/13,4 х 1,72 (м). Наклонная паровая машина тройного расширения 600 л.с.. Скорость 12 узлов. Экипаж 17 человек. Количество пассажиров 1-го класса 10, 2-го класса 16, 3-го класса 300 человек. В 1917 году вошло, как тральщик в Бригаду траления Черноморского флота; В 1918 году судно захвачено в Одессе австро-германские войсками; С 1919 года числилось в боевом расписании флота Черного моря Вооруженных сил юга России. В 1923 году затонул на выходе из Одесского порта, напоровшись на рубку подводной лодки "Пеликан". После подъёма эксплуатировался с 1924 по 1927 гг. Потом разделан на металл.
"Бессарабия" Построен в 1891 года по заказу Общества Черноморско-Дунайского пароходства на верфи «Howaldswerke» в Киле (Германия). Тип судна - колесный однопалубный одномачтовый железный буксирно-пассажирский пароход. Порт приписки Одесса. Судно ходило в устье реки Дунай. Летом 1903 года после банкротства компании пароход был куплен Русским Правительством и с сентября 1904 года передан в состав Русского Дунайского пароходства. Судно совершало товаро-пассажирские рейсы Рени — Галац — Тулча — Исакча — Измаил. Вместимость 308,74 брт/286,38 тонн. Грузоподъемность 4000 пудов. Размерения 50,1 х 7,1/13,4 х 1,72 (м). Наклонная паровая машина тройного расширения 600 л.с.. Скорость 12 узлов. Экипаж 17 человек. Количество пассажиров 1-го класса 10, 2-го класса 16, 3-го класса 300 человек. В 1917 году вошло, как тральщик в Бригаду траления Черноморского флота; В 1918 году судно захвачено в Одессе австро-германские войсками; С 1919 года числилось в боевом расписании флота Черного моря Вооруженных сил юга России. В 1923 году затонул на выходе из Одесского порта, напоровшись на рубку подводной лодки "Пеликан". После подъёма эксплуатировался с 1924 по 1927 гг. Потом разделан на металл.

Что касается барж, то пишут, что их было 35. Неправда, всего шесть "шуховских" барж ("Ленкорань", "Дербент", "Карс", "Сурханы", "Эрзерум", "Балханы"). Остальное было куплено позже.

-5
-6

После закупки 12 пароходов и всего имущества ОЧДП правление РДП принимает решение о закупке новых, более совершенных судов с целью открытия 9 линий, из них 5 — заграничных.

Это были следующие линии:

— четыре раза в неделю почтово-товаро-пассажирская Одесса — Галац по Килийскому гирлу Дуная с заходом в Вилково, Килию, Измаил, Рени;

— еженедельная беспересадочная и бесперегрузочная товаро-пассажирская из Одессы в Болгарию (Систово) — линию обслуживал пароход «Болгария»;

— ежедневные товаро-пассажирские рейсы Рени — Галац — Тулча — Исакча — Измаил на пароходе «Бессарабец»;

— два раза в неделю буксирно-грузовые рейсы из Одессы в Рени (на линии работали два новых буксирных парохода — «Вилково» и «Румыния», а также 20 барж общей вместимостью 12500 тонн);

— два раза в неделю буксирно-грузовые рейсы во все дунайские порты от Рени до Кладово (обслуживали их пароходы «Святой Сергий», «Белград», «Сербия» и «Граф Игнатьев»);

— грузовые перевозки по реке Прут. Этой линии было уделено особое внимание: пароходство открыло агентства в Кагуле, Леово, Фальче; строились зернохранилища и пакгаузы для хранения зерна и товаров; закуплено было 38 мелкосидящих барж, а для их буксировки — буксиры «Прут» и «Патриот»; применялась отчасти и тяга волов для буксировки барж. Так хлеб с Прута поступал в Рени, а оттуда бессарабский груз доставлялся в Одессу. Для работы на море закуплены были 4 баржи, каждая вместимостью 900 тонн;

— рейсы на Батумо-Галацкой линии с заходом в Ризе, Трапезунд, Варну и Бургас (работал новый пароход «Моряк»);

— два раза в неделю пароходы «Великий князь Александр Михайлович» и «Русь» перевозили грузы и пассажиров на линии Одесса—Николаев;

— грузовые перевозки зерна из Аккермана в Одессу.

Для строительства новых судов РДП получило из казны 1 млн. рублей. Кроме того, ежегодно с 1904 по 1913 год ему выделялось пособие в сумме 313.180 рублей.

РДп подчинялось Главному управлению торгового мореплавания
и портов и было смешанным – соответственно, морским и речным.
Оперативное управление, текущие финансовые дела, изучение фрахтовых ставок, решение вопросов судоходства на русском участке Дуная осуществлялись конторой, находившейся в Одессе. Главным руководящим органом было правление в Санкт-петербурге. В правление РДп входили вице-адмирал А. п. Кашерининов, князь и действительный статский советник Н. И. Аматуни, генерал-майор Н. В. Черкасов.

И как это ни странно, "контора" становится прибыльной (и параллельно решает политические задачи) Как? Это отдельная история