Среднеазиатский центр - это территории современных Пакистана, Афганистана, Таджикистана и Узбекистана. Он имеет ряд особенностей. В первую очередь - это недостаток воды для орошения. Во вторую - высокие температуры с достаточно сильными суточными и сезонными колебаниями. Ну и в третью - короткий период вегетации растений (что связано с тем же недостатком воды). Этими особенностями и был обусловлен выбор "прирученных" в центре растений. Они были теплолюбивыми, засухо- и стрессоустойчивыми. Кроме того, среднеазиатский центр всегда испытывал на себе влияние индийского (южноазиатского), китайского (восточноазиатского) и переднеазиатского центров. По это причине, для многих культурных растений региона он был вторичным или дополнительным центром.
Вторичным центром, то есть тем, где новые культуры появлялись от уже "прирученных" растений, а не от дикорастущих предков, среднеазиатский центр стал для многих привычных обитателей наших садов. Это яблоня, груша и вишня (в том числе черешня). Также весьма привычная нам слива появилась на свет только тогда, когда среднеазиатская по происхождению алыча встретилась с европейским тёрном. Гораздо менее привычные для наших краёв (а то и непривычные совсем, так как весьма теплолюбивы!) абрикосы, гранаты, инжир, миндаль, фисташка и виноград тоже числят среднеазиатский центр своей второй родиной. А абрикосы так и вовсе начали своё шествие по миру именно из Средней Азии (это произошло после того, как на эти территории пришли сариссофоры Александра Филипповича Македонского).
Все вышеупомянутые растения (кроме винограда и сливы) до сих пор произрастают в "диком" виде как в Средней Азии, так и в "первичных" центрах. У винограда "диких" родственников не обнаружено, а слива является результатом культурного внутриродового скрещивания и имеет только одичавшие формы (которые, к слову, на северах очень быстро деградируют до тёрна, а на югах до алычи). А сама работа древних садоводов началась задолго до нашей эры. Сначала люди просто собирали плоды "дикарей", а затем начали целенаправленно высаживать их и отбирать к дальнейшему разведению тех, у кого эти плоды крупнее. Первые подобные эксперименты на территории Таджикистана были зафиксированы около 6 тысяч лет назад. А затем началась ползучая экспансия окультуренных образцов по всей территории Евразии, на которой эти растения могли вызревать до такой степени, что казались нужными человеку. В итоге, яблоня, груша и вишня зашли довольно далеко на север.
Кроме фруктовых и ореховых деревьев, для которых среднеазиатский центр был второй родиной, были и есть растения, для которых он стал родиной №1. И это популярнейшие на наших огородах и на наших столах лук (который репчатый), чеснок и морковь. Лук и чеснок целенаправленно начали возделывать около 5 тысяч лет назад на территориях, которые несколько позднее стали Бактрией и Согдианой (север Афганистана, Таджикистан и юг Узбекистана). Эти две культуры стремительно разошлись по всей тогдашней Ойкумене. Не прошло и 500 лет с начала их культурного выращивания, как лук и чеснок стали широко известны по всей культурной Евразии и северу Африки от Атлантики до Тихого океана. Эти культуры чрезвычайно уважали египтяне, эллины, римляне, да и варвары севера, познакомившись с ними, старались побольше их высаживать на местах своих постоянных поселений. На огородах наших крестьян лук и чеснок появляются тогда же, когда эти огороды стали обыденностью, то есть в 9-10 веках.
Морковь (или правильно морковь посевная) несколько моложе. Её начали "приручать" около 4 тысяч лет назад всё в том же северном Афганистане, благо дикорастущих видов рода Морковь и сейчас там полно. Морковь тоже стремительно распространилась по Евразии. В Африке, правда, первоначально не прижилась (да и сейчас, кстати, не имеет большого распространения). Интересно, что первоначально в пищу у моркови употребляли не корнеплоды, а ароматные листья (в качестве зелёной добавки) и семена (как приправу). Корнеплоды начали есть только в начале нашей эры в Риме (видимо, городская беднота с голодухи). Только в позднем средневековье (в Европе и Иране) начали культивировать морковь с возможно более крупной подземной частью. Именно тогда она (подземная часть) и приняла привычный нам оранжевый цвет. Ранее корнеплоды моркови были жёлтыми, белыми и даже фиолетовыми.
Ну и ещё гостьей из солнечной Средней Азии на наших столах стала дыня. Культурная дыня была выведена на территории современного Пакистана около 4,5 тысяч лет назад. Выведена была неожиданно из сорняков, которые пытались пролезть на поля мягкой пшеницы и ржи. Кто-то из первых фермеров на территориях нынешних Таджикистана и южного Узбекистана (это было около 4 тысяч лет назад) обнаружил, что плоды (тыквины) этих сорняков весьма сахаристы и вкусны. Мелковаты, но это не проблема. К тому времени люди уже научились отбирать нужные для дальнейшей селекции растения, выбирая самые крупные семена из самых крупных плодов. Тем более, что дыня - это однолетнее растение, что примитивную селекцию весьма упрощает.