Найти в Дзене

Две женщины в космическом корабле, аварийное разделение отсеков и космонавт Волынов с папиросами

23 марта 2024 состоялся [после двухдневной задержки] старт космического корабля "Союз МС-25" с первой гражданкой Беларуси и американской женщиной астронавтом на борту. Автор полагал, что такое происходит впервые [две женщины на борту "Союза" разом], однако, в ходе небольшого поиска информации обнаружилось, что это не так. Данная статья была приурочена к международному женскому дню, переношу её на "Дзен": расскажу вам о другом "Союзе", чей хромосомный набор был скорее XX, чем XY и о входах в атмосферу кораблём "лицом вперёд". В далёком 2008 году, в ходе выполнения программы МКС-17 две женщины в одном "Союзе" уже летали, однако, только при спуске. Стартовав на "Союзе ТМА-12" вместе с Олегом Кононенко на МКС попала первая гражданка Южной Кореи — Ли Со Йон [или Йи Сойон, как вам угодно]. Летела в составе экспедиции ЭП-14, экспедиции посещения МКС, выполнила на борту пару интересных экспериментов, в частности, доставила [и попробовала!] на борт адаптированную для космического полёта капусту
Оглавление

23 марта 2024 состоялся [после двухдневной задержки] старт космического корабля "Союз МС-25" с первой гражданкой Беларуси и американской женщиной астронавтом на борту.

Автор полагал, что такое происходит впервые [две женщины на борту "Союза" разом], однако, в ходе небольшого поиска информации обнаружилось, что это не так. Данная статья была приурочена к международному женскому дню, переношу её на "Дзен": расскажу вам о другом "Союзе", чей хромосомный набор был скорее XX, чем XY и о входах в атмосферу кораблём "лицом вперёд".

Основной экипаж КК "Союз МС-25", слева-направо: Трейси Колдвелл-Дайсон (3-ий полёт), Олег Новицкий (4-ый полёт), Марина Василевская (1-ый полёт)
Основной экипаж КК "Союз МС-25", слева-направо: Трейси Колдвелл-Дайсон (3-ий полёт), Олег Новицкий (4-ый полёт), Марина Василевская (1-ый полёт)

К чему бы я это всё?

В далёком 2008 году, в ходе выполнения программы МКС-17 две женщины в одном "Союзе" уже летали, однако, только при спуске.

Стартовав на "Союзе ТМА-12" вместе с Олегом Кононенко на МКС попала первая гражданка Южной Кореи — Ли Со Йон [или Йи Сойон, как вам угодно]. Летела в составе экспедиции ЭП-14, экспедиции посещения МКС, выполнила на борту пару интересных экспериментов, в частности, доставила [и попробовала!] на борт адаптированную для космического полёта капусту кимчи.

Возвращаться предстояло с двумя мастодонтами пилотируемой космонавтики — Юрием Маленченко и Пегги Уитсон [вторая, кстати говоря, является командиром отряда космонавтов NASA и стоит первая в списке по суммарному налёту среди них — 675 суток 03 часа 50 минут 13 секунд].

При возвращении корабля с орбиты произошла довольно жуткая нештатная ситуация — не сработал один из пироболтов, ответственных за отделение приборно-агрегатного отсека (далее — ПАО) "Союза" от спускаемого аппарата (далее — СА).

Пироболты между СА и ПАО
Пироболты между СА и ПАО
Коротко о механике работы пироболтов между СА и ПАО.
Коротко о механике работы пироболтов между СА и ПАО.

Один из пяти пирозамков оказался поврёжден, в связи с чем отделения, как такого, не было.

СА вошёл в атмосферу вместе с ПАО, что для экипажа было, мягко говоря, неприятно.

Не моё, вырезано из прекрасного видео Скотта Мэнли на тему "Союза-4" и "Союза-5"

Выше — симуляция в Kerbal Space Program произошедшего при спуске "Союза ТМА-11". За счёт "неразделённой" компоновки космический корабль вошёл в атмосферу люком вперёд, где тепловой щит имеет толщину порядка 3 сантиметров. Начинающую нарастать перегрузку космонавты и астронавты встретили, зависая на ремнях.

Это продолжалось до тех пор, пока, в колеблющейся баллистически системе не произошёл "отрыв" ПАО, вместе с сгоранием и взрывом остатков топлива агрегатного отсека (которого там порядка 900 килограммов при заправке, и примерного 300-400 кг остается при спуске, смотрите изображения ниже). После чего СА делает колебательный кувырок в попытке устаканиться в своём баллистическом спуске (лучше смотрите видео выше, параллельно читая этот текст).

Компоновочная схема агрегатного отсека ПАО "Союза"
Компоновочная схема агрегатного отсека ПАО "Союза"
Второй вид на агрегатный отсек.
Второй вид на агрегатный отсек.

Надежд на управляемый скользящий спуск не было, экипаж мысленно готовился к перегрузкам в 8-9 g, и достойно их вынес. Несмотря на то, что подготовка "туристов" (а будем считать Ли именно туристкой, пусть и по госпрограмме) не такая обширная, как у профессиональных астронавтов и космонавтов, Ли Со Йон отделалась травмой спины, от которой, несмотря на госпитализацию, довольно быстро оправилась.

А бывало такое раньше?

Предудыщий "Союз" испытывал такие же проблемы при спуске. Наиболее вероятен брак в сборке пирозамков, пострадали три "Союза" к ряду, — "ТМА-10, -11 и -12", в последнем повреждённый пирозамок [пироболт пирозамка, если быть точнее] поменяли во время ВКД космонавты Сергей Волков и Олег Кононенко. Прикладываю серийный номер бракованного пирозамка: 11Ф732 0101-0А1.

А ещё ранее, точно такая же нештатная ситуация произошла при спуске Бориса Волынова [единственного из ныне живущих космонавтов из первого отряда, между прочим] на "Союзе-5" в 1969 году. У космонавта также не сработали двигатели мягкой посадки, что привело к проблемам с челюстью после полёта.

На увлекательный совместный полёт "Союза-4" и "Союза-5" можете посмотрать [с кадрами из телетрансляции перехода космонавтов из "Союза-5" в "Союз-4"] выше.

Видео, что ещё выше [с симуляцией в KSP], относится скорее к этому полёту, чем к "ТМА-11", но приведу один забавный факт: я не знаю, что именно попросила Ли Со Йон сразу после посадки [яблоко, быть может?], но Волынов перво-наперво спросил у людей, достававших его из спускаемого аппарата, сколько у него седых волос на голове. А потом попросил закурить. И был огорчён, ведь у суровых уральских мужиков при себе были только отвратительные болгарские папиросы "Шипка".

p.s.

Таким образом, от женских экипажей, через технику и баллистику мы пришли к папиросам. А почему бы и нет?