О художнике:
Cидударсоно Суджойоно (1913–1986) известный как С. Суджойоно (S. Sudjojono или Mas Djon)– один из выдающихся личностей в становлении и развитии современной живописи Индонезии.
Суджойоно прославился своей критикой стиля «идеальной» живописи, который в начале 20-го века продвигался голландцами для изображения индонезийских пейзажей. «Прекрасная Ост-Индия» - так саркастично называл Суджойоно живопись того времени, ориентированную на европейских туристов. Это был протест художника, поэтому Суджоджоно первый кто начал развивать новый стиль в живописи, изображая повседневную жизнь индонезийцев и Индонезии в колониальное время.
Многие художники вдохновились настроением и мыслью Суджойоно, что привело к новому витку развития живописи, а именно, к основанию разных ассоциаций. Так, в 1938 году Суджойоно стал основателем ПЕРСАГИ, Ассоциации профессиональных художников Индонезии; а также Ассоциации молодых художников «СИМ» в 1946 году; позже стал ментором культурного отдела в таких художественных ассоциациях как ПУТЕРА или Центр народной силы и Кеймин Бунка Шидошо (Keimin Bunka Shidosho), основанного и продвигаемого японцами.
Rose Pandanwangi. Ресурс: YouTube/S. Sudjojono Center
Суджойоно женился на Росе (Rose Pandanwangi) в 1959 году, на индоевропейской девушке, с которой он познакомился в Амстердаме в 1941 году. Они переехали вместе в дом в районе Пасар Минггу (Pasar Minggu) в Джакарте. Здесь же находилась студия художника. Дом Суджойоно действительно стал главным местом, где художники могли свободно собираться, где проводились уроки живописи детям, подросткам и взрослым, индонезийцам и иностранцам. Дом получил название «Санггар Панданванги» (Sanggar Pandanwangi). Любые мероприятия проводились под музыку группы жены художника, которая называлась «Опера Хидуп Менгалун Денданг» (Opera Hidup Mengalun Dendang). Суджойоно с радостью работал с группой, предлагал свои творческие идеи для сцены. Именно в этой домашней студии художника и была написана одна из величайших картин «Битва султана Агунга и Я. П. Куна» (Pertempuran Sultan Agung dan J. P. Coen, 3х10 метров, 1973, Музей истории Джакарты).
После смерти художника 25 марта 1986 года, Росе с радостью впускала желающих посмотреть на картины Суджойоно, что позже привело к официальному преобразованию дома в музей. Музей выполнял множество значимых функций, он стал настоящим ресурсом для исследований и знаний, поэтому в последствии в 2006 году его переименовали в Центр С. Суджойоно.
Хронология подготовки и работы над картиной:
Март – июнь 1973: Суджойоно отправился в Нидерланды, чтобы изучить историю и референсы для написания картины, а именно:
1) Tropenmuseum и Koninkilijk Instituut voor de Tropen в Амстердаме
2) Rijksmuseum в Амстердаме
3) Leger Museum в Лейдене
4) Koninkilijk Instituut voor Taal в Лейдене
5) Институт Керн в Лейдене
6) Prentenkabinet Universiteit в Лейдене
7) Музей Яна Питерсзоона Куна, город Хорн в Нидерландах
8) Консультации с доктором де Граффом (I. J. de Graff), которому была известна личность Султана Агунга
9) Профессором Галестиным (Theodoor Paul Galestin 1907–1980) из университета в Лейдене (the University Library Leiden)
Суджойоно приобрел все необходимые художественные материалы в городе Гарлем на западе Нидерландов, холсты же были заказаны из Бельгии при поддержке Программы развития ООН в Джакарте (ПРООН).
9–10 августа 1973: Начался процесс установки холстов и рисования картины.
27 августа — 2 сентября 1973: Изучение материалов про султана Агунга в городе Соло по рекомендации представителей ПРООН, в частности Сергио Делло Строголо (Sergio DelloStrogolo).
Апрель 1974: Картину перевезли в Музей истории Джакарты, когда она была выполнена лишь на 80%, что связано с визитом королевы Елизаветы и принца Филиппа в Джакарту. Через 7 месяцев картина была закончена.
Картина «Битва Султана Агунга и Я. П. Куна»:
Написанная в 20-м веке за 7 месяцев картина размером в 3 на 10 метров рассказывает нам исторические события и культурные ценности королевства Матарам.
Султан Агунг, третий король королевства Матарам, правивший в 1613–1645 гг., стал национальным героем Индонезии, так как был умелым военачальником и сумел завоевать ряд соседних государств, расширил и укрепил свое государство, создав мощную державу.
Ян Питерсзоон Кун (1587–1629) – губернатор Голландской Ост-Индии, который расширил голландские колониальные владения в Индонезии того времени. В 1619 Кун захватил Джакарту и построил крепость Батавия, откуда осуществлял военные экспедиции на острова Малайского (Индонезийского) архипелага. В 1621 подчинил острова Банда и установил контроль над торговлей пряностями на Молуккских островах. В 1628 году разгромил армию Матарама, осаждавшую Батавию. В 1629 во время новой осады Батавии армией Матарама умер от кишечной инфекции.
Картину можно разделить на три основных части:
Первая часть слева: султан Агунг готовит наступательную тактику на Батавию.
Вторая часть посередине: битва между войсками Матарама и Ост-Индии у крепости Батавия в 1628 году. Войка Матарама состояли из индонезийцев из всего архипелага – Ява, Мадура, Бали, Сулавеси, что можно заметить по одежде, изображённой на картине. На фоне виднеются ратуша и пылающие сооружения.
Третья часть справа: Кияи Рангга (Kiyai Rangga), разведчик Матарама, встречается с Куном для предложения «подстроенного» мирного соглашения. Подлинной же миссией Кияи было выяснить слабые стороны Ост-Индии, чтобы подготовить надлежащую стратегию нападения.
В картине основная композиция приходится посередине, то есть процесс самой битвы. Слева мы видим, как султан восседает на троне в батиковой ткани с орнаментом паранг баронг (Parang Barong), который могли носить только короли. Это священный мотив, который используется в соответствии с традиционными правилами и официальными церемониями во дворцовой среде. Художник с помощью такого декоративного мотива передал характер и личность королевского правителя. Силу и власть султана над народом можно увидеть в его восседающей позе, а также благородных деятелей и слуг вокруг султана Агунга, склоняющих свои головы. Еще одним символом власти султана на картине – это изображение султана сидячего на табурете в окружении девственниц с подношениями лебедей, петухов как символа мужественности и отваги, золотых шкатулок и подставок, и других всевозможных регалий, которыми должен обладать каждый султан. Суджойоно искал наилучший ракурс для изображения сидячего положения Агунга, об этом нам говорят варианты эскизов. Вообще прообраз сидячего Агунга на табурете взят из различных архивных фотографий с султаном. На картине лишь отличаются положения рук Агунга, где левая рука лежит на колене, а правая на бедре.
Считается, что в изображениях атмосферы, Суджойоно отсылается к королевству в Джокьякарте, которое было частью королевства Матарам того времени.
В сцене битвы между армией Матарама и голландскими войсками изображено множество деталей и символов. Несмотря на то, что мы наблюдаем боевую атмосферу, в этой сцене абсолютно нет крови. В этом заключается философия Суджойоно, что месть и война – это ужасно. Художник не изображает ненависть и гнев, так как считает – лучше 100 раз драться, чем один раз убить.
Предполагается, что пылающие сооружения вдали на картине совпадают с историческим событием второй битвы 1629 года.
Между матарамскими и голландскими войсками заметны различия в одежде. Если присмотреться, можно увидеть фигуры с азиатской внешностью, но одетых в европейскую одежду. В ходе своих исследований в Нидерландах Суджойоно обнаружил, что армия Куна состояла не только из голландцев, но и по меньшей мере из 300 японцев, что и подчеркнул художник в своей картине.
Лошади привычных для нас размеров символизируют дипломатическую дружбу Матарама с Турцией того времени, так как в Индонезии были лошади только маленького размера.
Суджоджоно также заложил смысл и во встречу Куна и Кияи Рангги как посланника султана Агунга, а именно, что жители Запада и Востока одного ранга, например, оба персонажа изображены одного роста. Невооружённым взглядом можно заметить связки риса, что соответствует историческим фактам, когда Нидерланды страдали от нехватки риса, который султан Агунг запретил продавать голландцам.
Спасибо за прочтение!
Подписывайтесь и следите за обновлениями:
Моя страница во ВКонтакте.
Новый проект "Рисуем Индонезию и ЮВА с детьми".