Совсем скоро одиннадцатые классы будут сдавать ЕГЭ, студенты – сессию (она, собственно, и является одной из главных причин столь долгого отсутствия наряду с курсовой работой, за что искренне прошу прощения и обещаю исправиться!), в связи с чем стоит вспомнить предыдущие тесты.
Прикрепляю прошлые части:
Если в первых двух частях я говорила о тропах и синтаксических средствах, то сегодня – о типах рифм. Их несколько: во-первых, это парная, перекрёстная и опоясывающая (или кольцевая) – это своеобразная база для анализа поэтического текста. Также есть другие типы, более сложные для запоминания – это мужская, женская и дактилическая.
Парная рифма, для удобства обозначается своеобразным шифром "ААББ" (под буквами имеются в виду строки произведения, одинаковыми обозначены рифмующиеся части) – в стихотворении рифмуются соседние строчки. Например, в стихотворении Афанасия Фета:
На пажитях немых люблю в мороз трескучий
При свете солнечном я солнца блеск колючий,
Леса под шапками иль в инее седом
Да речку звонкую под темно-синим льдом.
Здесь рифмуются соседние строчки: трескучий – колючий, седом – льдом.
Перекрёстная рифма (АБАБ) – вид, когда строки рифмуются через одну: например, первая с третьей, вторая с четвертой и т.д. Например, в стихотворении Сергея Есенина:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Рифмы: родная – края, образá – глаза.
Опоясывающая рифма (АББА) – вид рифмы, когда первая строка рифмуется с четвертой, а вторая – с третьей, ввиду чего образуется своеобразная граница: один вид рифм зажат другим. Например, в стихотворении Василия Жуковского:
Легкий, легкий ветерок,
Что так сладко, тихо веешь?
Что играешь, что светлеешь,
Очарованный поток?
Рифмы: ветерок – поток, веешь – светлеешь.
Далее перейдём к более сложным типам, которые зависят от ударения. Иногда ударение ставится не по норме из-за особого авторского языка.
Мужская рифма – рифма, с ударением на последнем слоге строки. Например, в стихотворении Александра Пушкина:
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.
Рифмы: сырóй – молодóй, крылóм – окнóм.
Женская рифма – рифма, с ударением на предпоследнем слоге строки. Например, в стихотворении Владимира Маяковского:
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
Рифмы: бу́дня – сту́дня, стака́на – океа́на.
Дактилическая рифма – рифма, где ударение поставлено на втором от конца слоге. Например, в стихотворении Михаила Лермонтова:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Рифмы: стрáнники – изгнáнники, жемчу́жною – ю́жную.
Сегодня я подготовила большой общий тест по тропам, синтаксическим средствам выразительности и типам рифм!
Желаю удачи на предстоящих экзаменах!