Минский городской суд 21 мая провёл очередное заседание по жалобе учредителей белорусской общественной организации «Бессмертный полк». Главное управление юстиции Мингорисполкома в марте отказало в государственной регистрации этой фактически созданной ещё в 2018 году организации. Деятельность общественных объединений без государственной регистрации в Белоруссии запрещена и преследуется в уголовном процессе.
Восемь безуспешных попыток легализовать «Бессмертный полк» в Белоруссии – это своеобразный рекорд и диагноз. Официальный Минск по целому ряду добровольно взятых на себя обязательств в рамках СНГ, Союзного государства России и Белоруссии и двусторонних белорусско-российских договорённостей задекларировал своё намерение всячески содействовать деятельности «Бессмертного полка».
Ещё по теме
Белорусское законодательство также на стороне общественности, пытающейся сохранять историческую память. Однако во время прошлых судебных заседаний представители ГУЮ Мингорисполкома парировали доводы учредителей белорусского общественного объединения «Бессмертный полк»: да, могут содействовать реализации гражданами законных прав и интересов, но не обязаны. С такой трактовкой согласен и Верховный суд постсоветской республики, где обжалование решений Мингорсуда рассматривалось неоднократно.
21 мая судья Мингорсуда Елена Крук снова приступила к рассмотрению проблемного вопроса. Она сразу же пояснила заявителям: нынешнее заседание является не продолжением предыдущего, состоявшегося 3 мая, а новым заседанием.
На прошлом заседании был объявлен перерыв в связи с решением обратиться в филиал «Институт языкознания имени Якуба Коласа» Научно-исследовательского центра белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Белоруссии. Возглавляет этот институт известный националист и борец с русскоязычной топонимикой Игорь Копылов.
Кстати, сайт института не имеет русскоязычной версии, хотя подавляющее большинство белорусов разговаривают на русском языке, являющемся одним из двух государственных. Сама идея сделать запрос именно в этот филиал института НАН, похоже, была определена политико-идеологической репутацией Копылова сотоварищи.
Мингорсуд заинтересовало мнение института о словосочетании «Бессмертный полк» применительно к обоснованности ГУЮ Мингорисполкома отказать заявителям в госрегистрации. Чиновники 7 марта обосновали решение об отказе единственным аргументом – в названии общественного объединения отсутствует указание на характер общественной деятельности.
Заявителями выступили лидеры белорусских общественных объединений, координаторы акций «Бессмертного полка» в Минске и общественно-политические деятели Валерий Драко, Василий Зеликов, Генрих Симановский, Леонид Школьников, Андрей Иванов и Александр Романьков. Ранее, в 2022 году они пытались зарегистрировать общественное объединение даже под названием «Бессмертный полк Победы», чтобы обойти бюрократические рогатки. Однако в главном идеологическом управлении президентской администрации было принято решение не допустить легализации любой структуры, в названии которой может быть словосочетание «Бессмертный полк».
Расписание судебных заседаний Мингорсуда 21.05.2024. Фото Сергея Артёменко
ГУЮ Мингорисполкома как ответчика представляли замначальника отдела Елена Прошкина и главный специалист отдела Ольга Родак. Они подготовили письменные «пояснения» по необоснованности доводов заявителей.
Школьников возразил против ходатайства ответчика приобщить «пояснения» ГУЮ к материалам дела до ознакомления заявителем. Крук предоставила возможность ознакомления, а также зачитала ответ из НАН.
Стороны настаивали на своём. Филиал института НАН дал заключение за подписью ведущего научного сотрудника Ирины Кондратени, который мало чем помог ответчику. Заявители попытались задать представительницам ГУЮ неудобные вопросы.
В частности, всех заявителей интересовало, почему ГУЮ Мингорисполкома вдруг стало называть «движением» восемь раз пытавшееся зарегистрироваться общественное объединение. Драко в своём эмоциональном выступлении восклицал: «Они нас кинули на «движение»! Мы просим зарегистрировать общественное объединение «Бессмертный полк»! У нас в законодательстве нет «движения».
Действительно, в действующем белорусском законе «Об общественных объединениях», который 12 раз изменялся и дополнялся, о «движениях» нет даже упоминания. На это обратил внимание и заявитель Зеликов, который сослался и на нормы этого закона, и на нормы Конституции. Он также протестовал против решения ГУЮ Мингорисполкома отказать в регистрации ОО «Бессмертный полк» вместо приостановки её для исправления устранимых недостатков, как требует закон «Об общественных объединениях».
Зеликов также сослался на заключение эксперта НАН Белоруссии по названию «Бессмертный полк», отметив: «Каждый участник шествия «Бессмертного полка», несущий портрет участника Великой Отечественной войны, в том числе отдавшего свою жизнь ради спасения человечества от фашистского порабощения, причисляет себя к символическому полку, который перенимает эстафету борьбы против фашистской угрозы».
«Во-вторых, слово «бессмертный» говорит о том, что каждый участник «Бессмертного полка» не только помнит о том человеке, с портретом которого он идёт, но эта память бессмертна, он готов заменить своего героя в будущем и быть в строю борцов против новых приспешников человеконенавистнической идеологии, которые попытаются посягнуть на свободу и независимость нашей Родины, — добавил Зеликов. - Из вышеизложенного следует, что ОО «Бессмертный полк» имеет антифашистскую направленность, антифашистский характер своей деятельности - как все акции «Бессмертного полка», проводимые во многих странах мира».
Поэтому, подчеркнул заявитель, статья 182 Гражданского процессуального Кодекса Белоруссии предписывает не доказывать общеизвестные факты. Однако ГУЮ Мингорисполкома, по его словам, пытаются представить характер или направленность деятельности «Бессмертного полка» как нечто им непонятное.
Александр Лукашенко получил обращение от учредителей ОО «Бессмертный полк», оскорблённых таким поведением чиновников. Как обычно, ответ прислали чиновники, действия которых обжаловались. В этом документе ГУЮ Мингорисполкома сообщило:
«Заявленное название общественного объединения тождественно (аналогично) названию Движения «Бессмертный полк» как гражданской инициативы (некоммерческой, неполитической, негосударственной, направленной на сохранении памяти о поколении Великой Отечественной войны, которое при акустическом воспроизведении в массовом сознании носителей языка вызывает указанный образ Движения (шествия)».
«В этом ответе ГУЮ Мингорисполкома само признаёт характер «Бессмертного полка» как инициативы, направленной на сохранение памяти о поколении Великой Отечественной войны. Да, действительно, мы боремся, в том числе, и за сохранение памяти о поколении Великой Отечественной войны!» - сказал заявитель.
Представитель незарегистрированного белорусского «Бессмертного полка» отметил, что чиновники Мингорисполкома отождествляют общественное объединение «Бессмертный полк» и с организацией людей, которое называют «движением», и с образом движения как шествия – т.е. одного из мероприятий. Однако всё это не коррелируется с белорусским законодательством, от выполнения которого ГУЮ Мингорисполкома уклоняется под фиктивными предлогами.
Зеликов обратил внимание: в уставе ОО «Бессмертный полк зафиксированы 6 целей, среди которых сохранение памяти о героях и участниках Великой Отечественной войны, разоблачение фашистских преступлений, борьба с неофашизмом и т.д. В этом же документе зафиксированы 7 задач ОО «Бессмертный полек», среди которых содействие идейному и организационному единению патриотов Отечества, организация издательской и публицистической деятельности. В нём также отражены 13 методов деятельности ОО «Бессмертный полк», включая «проведение самостоятельных и совместно с другими общественными объединениями и государственными органами шествий, митингов, пикетов и других массовых мероприятий, содействие поисковой работе, содействие оказания помощи ветеранам, сотрудничество с государственными органами по принятию общественных мер в целях отпора гибридной агрессии против Республики Беларусь и других деструктивных сил и стран, стремящихся оторвать Республику Беларусь от Российской Федерации».
Из сказанного следовало, что чиновники ГУЮ Мингорисполкома давно и целенаправленно противодействовали не только организации шествия «Бессмертного полка». Они также препятствовали всему тому, что обещал Александр Лукашенко лично Владимиру Путину.
Президент России, лично участвовавший в шествиях «Бессмертного полка», наверняка мог бы пояснить Лукашенко не только как бы непонятный чиновникам из другой части Союзного государства «характер деятельности», но многое другое. Впрочем, это могли сделать и представители «Бессмертного полка России», которые накануне посетили Минск и встретились с «российскими соотечественниками», вызвавшимися в 2024 году провести шествия «Бессметного полка» и завалившими дело.
Заявитель Симановский попросил слова и обратил внимание судьи на абсурдный характер претензии ГУЮ Мингорисполкома. Он огласил перечень зарегистрированных в 2024 году общественных объединений с такими названиями, как «Багна» («Трясина»), «Тандем», «4х4», «Планта бай», «Сотвори мечту», «Ветвь акации». При регистрации у чиновников не возникло претензий к отсутствию указания на «характер деятельности» этих и многих других общественных объединений.
Заявитель Школьников обратил внимание представителей ГУЮ Мингорисполкома и судьи на политическую пикантность фактически состоявшегося несанкционированного (т.е. незаконного) шествия «Бессмертного полка» в Минске и других городах Белоруссии. За месяц до Дня Победы заявители подали соответствующее прошение в Мингорисполком. Ответ был формально подписан вечером 8 мая, но не выдан на руки – отправлен по почте, чтобы организаторы не смоли предъявить его милиции, если вдруг соберутся на традиционное мемориальное шествие («церемонию возложения цветов») 9 мая.
Письма из Мингорисполкома заявители (они же – учредители ОО «Бессмертный полк») получили по почте лишь 13 и 15 мая. Школьников и другие участники юридического фарса расценили это как издевательство над хранителями исторической памяти, которые всё равно пронесли портреты своих родственников-ветеранов в День Победы и в Минске, и в других городах Белоруссии.
Фотокопия доставленного по почте 15.05.2024 письма Мингорисполкома от 08.05.2024 о проведении мероприятий в День Победы
«Бессмертный полк» в Белоруссии – это проблема политическая, идеологическая и, как считают многие, русофобская. Не случайно активность белорусских участников международного движения сдерживают и системные националисты, и внесистемные. Первые - своими иррациональными запретами, эрзацами («Беларусь помнит» - фактически, массовка для выступлений «высшего должностного лица») и аналогами символики, ничего общего не имеющей с символикой Победы в Великой Отечественной войне. Вторые – травлей и доносами в «компетентные органы» на координаторов и активистов белорусской ветви международного движения «Бессмертный полк».
В феврале суд Витебска приговорил местного координатора «Бессмертного полка» Эльвиру Мирсалимову к штрафу с зачётом пребывания в СИЗО за «одиночный пикет» в социальной сети и «распространение нацистской символики», выразившейся в репосте с аккаунта убитого российского военкора Владлена Татарского. Фактически суд в другой части Союзного государства расценил антинацистские фотографии убитого неонацистами военкора как пропаганду нацизма, заодно попытавшись замарать репутации координатора «Бессмертного полка». После этой расправы невысокий авторитет белорусских госорганов упал ещё ниже.
Мингорсуд 21 мая объявил перерыв, чтобы на следующий день огласить своё решение. Мало кто сомневается в удовлетворении и на этот раз интересов ГУЮ Мингорисполкома, выполняющего политическую волю руководства Белоруссии. Ситуация понятна и судьям, и прокурорам, и учредителям ОО «Бессмертный полк». Поэтому ничего неожиданного не предвидится. Всё идёт по плану, с учётом украинского опыта.
«Бессмертный полк» в Минске 9 мая 2024 года / «Бессмертный полк - Беларусь». Фото Сергея Артёменко
Автор: Сергей Артёменко