Найти в Дзене
ARGUS X

PM2.5 что это и почему важно?

Оглавление

Проблема загрязнения воздуха считается в основном решённой благодаря регулятивным нормам и актам. После экологической катастрофы, вызванной тетраэтилсвинцом, который распространился по всей планете, мировое сообщество обратило внимание на проблему грязного воздуха и загрязнения окружающей среды в целом.

Почему именно сейчас.

С тех пор каждая страна самостоятельно и совместно снижает загрязнение воздуха, включая Киотский протокол , который регулирует загрязнение природы для 192 стран. Россия стремится соответствовать мировым стандартам, но учитывает рекомендации своей Российской Академии Наук. Это связано с политизацией и использованием Киотского протокола как метода экономического сдерживания.

Однако экологические активисты продолжают отстаивать свою позицию, влияя на общественное мнение. Страны вынуждены следовать экологической повестке, хотя бы в информационном пространстве. Вы так или иначе слышали про нормы ЕВРО 2...7 для лекговых автомобилей. Вместе с экологическими скандалами и одновременной бессрочной отсрочкой введения норм ЕВРО7 экологи начинают активно указывать на проблему загрязнения воздуха РМ. Обратите внимание на то, что с ЕВРО5 в бензиновых двигателях появились нормы для РМ. Странно, что их не было раньше, но теперь они есть. И вот предположительно почему.

Согласно зеленым претензиям автомобили, например, сильно портят атмосферу. Но начиная с нормы ЕВРО4 выбросы настолько малы, что воздухом рядом с выхлопной трубой можно дышать некоторое время без вреда здоровью. То же касается и остальных источников загрязнения в промышленности. Они уже достаточно зарегулированы, не берем в расчет добросовестное исполнение норм каждым предприятием. По нормам все производства уже должны были стать практически безопасными для человека, так же не считая сложные проблемы глобального потепления. Получается, что бояться больше нечего.

И это правда, экологические министерства на самом деле заботятся об окружающей среде, по крайней мере в России. Мне точно известно, что так же об экологии заботятся и в Китае. Все идет свои чередом, воздух становится все чище, это факт, не смотря на громкое использование зеленой инициативы в политических целях.

И выходит, что разобравшегося человека нечем больше напугать. Но есть еще мало исследованные частички PM. Они действительно опасны, и это вполне обосновано. В автомобильной сфере они обычно называются сажей.

Что загрязняет воздух?

Вы видели ранее, в таблице норм ЕВРО для автомобилей важные колонки. В общем смысле у нас есть понятие дыма. Он и загрязняет воздух. Дым - это не только то, что мы видим от костра, во время пайки или от выхлопной трубы машины. В общем смысле я имею ввиду все, что выделяет какой-то техпроцесс в воздух.

Наночастицы 
К ним относятся образования размером 1-100 нм. Считается, что такие частицы попадают через легкие и кровоток в мозг и мембраны мозга. Нет механизмов выброса этих частиц оттуда. Наличие таких частиц в мозге связано с дегенеративными заболеваниями мозга.
Наночастицы К ним относятся образования размером 1-100 нм. Считается, что такие частицы попадают через легкие и кровоток в мозг и мембраны мозга. Нет механизмов выброса этих частиц оттуда. Наличие таких частиц в мозге связано с дегенеративными заболеваниями мозга.
Волокна
Пыль в виде волокон особенно опасна. Она остается в бронхах и легких дольше обычной пыли и причиняет больше вреда. Пыль от асбеста или опила акрила вытянутая. Поэтому асбест запрещен, а мастера маникюра работают в защитной маске.
Волокна Пыль в виде волокон особенно опасна. Она остается в бронхах и легких дольше обычной пыли и причиняет больше вреда. Пыль от асбеста или опила акрила вытянутая. Поэтому асбест запрещен, а мастера маникюра работают в защитной маске.
Газы 
Их не видно, и некоторые не пахнут. Они воздействуют на человека совершенно по-разному. Вдыхание паров может вызвать приступ аллергии или головной боли. Но длительное воздействие некоторых приводит к серьезным заболеваниям. Формальдегид и полициклические углеводороды - то, с чем чаще всего сталкиваются в производстве электроники.
Газы Их не видно, и некоторые не пахнут. Они воздействуют на человека совершенно по-разному. Вдыхание паров может вызвать приступ аллергии или головной боли. Но длительное воздействие некоторых приводит к серьезным заболеваниям. Формальдегид и полициклические углеводороды - то, с чем чаще всего сталкиваются в производстве электроники.

Это сильно общее описание. Газы и пыль бывают разного состава, но описать все точнее очень сложно. Ученые давно иссделовали влияние на человека и природу различных газов. Нормы ПДК соблюдаются на заводах и в городах и постоянно за этим следят. А твердые частички раньше считались просто пылью. Но теперь есть и их классификация.

Оказалось, что независимо от состава очень вреды для человека частички размером до 50микрон. Кстати, начиная примерно со 100 микрон глаз отчетливо видит эти частички в воздухе в виде обычного дыма. 40-50 микрон тоже можно увидеть в городах в виде смога. И ученные вместе с экологами закономерно придумали классификацию этих частичек.

Particulates Matter (PM, твердые частицы)

В википедии есть хорошая статья про эти частицы. Она не сложная, но большая. И не просто так она такая страшная. PM - повод для обсуждения и центр внимания экологов на следующие 5 лет. Мы все совсем скоро будем хорошо разбираться в этом вопросе, но те, кто это читает будет заранее готов.

Проще говоря, PM — это микроскопические твёрдые или жидкие частицы, взвешенные в воздухе. Термин «аэрозоль» обычно относится к смеси твёрдых частиц и воздуха, в отличие от самих твёрдых частиц. Источники PM могут быть естественными или антропогенными. Они влияют на климат и осадки и могут негативно сказаться на здоровье человека, помимо прямого вдыхания.

Важен размер этой пыли. Он обозначается индексом после PM. PM10 - все частички размером меньше 10 микрометров. PM2.5 - все частички менее 2.5 мкм. Этого достаточно, чтобы понять, насколько они потенциально опасны.
Важен размер этой пыли. Он обозначается индексом после PM. PM10 - все частички размером меньше 10 микрометров. PM2.5 - все частички менее 2.5 мкм. Этого достаточно, чтобы понять, насколько они потенциально опасны.

PM50+ практически не вдыхается дальше верхних дыхательных путей. У человека для них есть отличные фильтры в носу, носоглотке и бронхах. Эта пыль может быть опасна только в виде волокон, которые травмируют слизистую.

PM5+ попадают в дыхательные пути и оседают там. От такой пыли мы чихаем, кашляем и серьезно болеем при длительном воздействии. А кто-то сразу болеет из-за аллергии. PM0.5+ не выводятся из легких и могут попасть в кровоток. У шахтеров и работников запыленных предприятий легкие могут страдать силикозом, например. Это накопление в легких такой мелкой пыли. Легкие от нее закупориваются, теряют способность дышать и разрушаются.

-7

Наночастицы пока не на слуху. Но она будет называться PM0.1 или PM0.001. Такой аэрозоль трудно заметить даже приборами, и частички такого размера запросто проходят в кровь через легкие и даже через кожу. Есть исследования, которые связывают наночастички с заболеваниями мозга.

Особое внимание уделяют PM2.5 - это типовой размер самых опасных аэрозолей. То есть все, что меньше 2.5 мкм неопровержимо опасно для человека. Смог в Китайских городах не так опасен тем, что из-за него плохая видимость. Он опасен тем, что в воздухе летают PM2.5, которыми дышат люди. Состав такого дыма может быть неожиданным, но даже без точного состава это уже вредит здоровью.

Фильтры отлично защищают

С фильтрами для воздуха становится все очень просто, если оперировать PM. Pure-Air четко описывает эффективность фильтрации для каждой модели своего дымоуловителя, аспирационного агрегата, экстрактора дыма, эвакуатора дыма, нейтрализатора дыма или воздухоочистителя, как его ни назови.

Например, PA-300TS-IQ внутри имеет фильтр F8 (95% для частиц 0.9 микрон). Это значит, что его предварительный фильтр гарантированно очистит воздух от частиц PM0.9 на 95%. Но в самом обычном массовом PA-300TS-IQ есть и финишный фильтр H14. То есть он очищает воздух от частиц PM0.3 на 99.997% с первого раза. Таким воздухом точно можно безопасно дышать.

Кстати. Раз мы говорили об автомобилях. F8 - стандарт фильтра, который вы можете встретить в системе кондиционирования воздуха в вашем автомобиле. И он нужен там не только для того, чтобы кондиционер не засорился. Он защищает вас от всей той сажи в воздухе на дороге. Используйте качественные фильтры и меняйте их почаще.

Теперь вы знаете, что такое PM2.5 и что не стоит их бояться. А о типах фильтров в промышленных и бытовых очистителях воздуха стоит написать подробнее в другой статье.