Найти в Дзене
СКФУ

Вместо километров проводов: как ученые СКФУ решили проблему избытка электросхем в автомобилях

Научный коллектив Северо-Кавказского федерального университета в настоящее время занимается разработкой устройства, которое поможет оптимизировать процесс передачи команд между компонентами автомобиля. Это новшество способствует сокращению количества используемых проводов, что в свою очередь облегчает обслуживание и диагностику системы. Внедренная в бортовую сеть автомобиля множества управляющих блоков, соединенных километрами проводов. За последние пять лет из-за избытка компонентов общий вес электрической сети в среднем увеличился на 10 кг. С тем не менее, за границей уже применяются усовершенствованные системы с меньшим количеством проводов, однако ввиду действующих ограничений они стали недоступны для местных потребителей. Ученые Северо-Кавказского федерального университета поставили перед собой амбициозную цель разработать инновационное устройство, способное конкурировать с зарубежными аналогами и делающее электросхему более компактной, надежной и экономичной. Студент Пятигорского

Научный коллектив Северо-Кавказского федерального университета в настоящее время занимается разработкой устройства, которое поможет оптимизировать процесс передачи команд между компонентами автомобиля. Это новшество способствует сокращению количества используемых проводов, что в свою очередь облегчает обслуживание и диагностику системы.

Внедренная в бортовую сеть автомобиля множества управляющих блоков, соединенных километрами проводов. За последние пять лет из-за избытка компонентов общий вес электрической сети в среднем увеличился на 10 кг. С тем не менее, за границей уже применяются усовершенствованные системы с меньшим количеством проводов, однако ввиду действующих ограничений они стали недоступны для местных потребителей.

Фото: СКФУ
Фото: СКФУ

Ученые Северо-Кавказского федерального университета поставили перед собой амбициозную цель разработать инновационное устройство, способное конкурировать с зарубежными аналогами и делающее электросхему более компактной, надежной и экономичной.

Студент Пятигорского института (филиала) СКФУ Николай Жданов создал первоначальный образец устройства для передачи команд бортового оборудования автомобиля посредством одного провода. Этот проект стал победителем федерального конкурса "УМНИК" и получил поддержку Фонда содействия инновациям. Для демонстрации возможности передачи управляющих сигналов через единственный провод молодой ученый использовал простые микросхемы без специализированного программного обеспечения, однако благодаря гранту его удалось совершенствовать прототип и приступить к созданию более технологичной модели устройства.

Фото: СКФУ
Фото: СКФУ

По словам Николая Жданова, разработанное устройство для передачи сигналов по одному проводу поможет снизить издержки на автомобильное электрооборудование и упростить процесс обслуживания, так как прокладка одного провода в авто значительно проще и дешевле, чем массивный пучок из нескольких элементов. При этом наша система обеспечит производительность на уровне импортных аналогов. Особенностью устройства станет система самодиагностики, которая будет оповещать о возможных неисправностях автомобиля. Во многих зарубежных устройствах подобная функция либо отсутствует, либо реализуется с помощью двух проводов, однако ставропольским ученым удалось внедрить систему самодиагностики через один управляющий провод.

На данный момент в СКФУ разрабатывается сеть управления задними фарами. В будущем научная группа намерена создать схемы для управления замками дверей и стеклоподъемниками. Планируется сделать устройство универсальным, подходящим для любых моделей автомобилей. Предусматривается сотрудничество с отечественным автозаводом и станциями технического обслуживания для внедрения электросхемы с одним проводом не только в новые автомобили на стадии производства, но и в уже эксплуатируемые автомобили.

Фото: СКФУ
Фото: СКФУ

Научно-исследовательская работа и создание устройства ведётся на базе лаборатории сервиса транспортных средств школы инженерии Пятигорского Института (филиала) СКФУ. Здесь же будут проходить последующие тестирования.

По вопросам сотрудничества в области разработки и реализации научных проектов в СКФУ можно обращаться в Центр трансфера технологий по телефону (8652) 33-05-56 или по адресу электронной почты innovation@ncfu.ru.

Автор: пресс-служба СКФУ