И Он [Святой Дух] был обещан [Богом] сначала устами Иоиля, который сказал: И будет в последние дни, излию Дух Мой на всякую плоть (то есть на всех верующих), и на сынов ваших и на дочерей ваших [Иоиль, 2, 28] и так далее; а затем Иисусом, Который был прославлен [Святым Духом] и воздал Ему славу, как Он был прославлен Отцом и прославил Его [Иоанн, 14, 16]. Насколько обильным было это обещание [со стороны Христа]. Оно подтверждает, что Святой Дух будет пребывать с верными вечно и останется с нами, будь то сейчас с теми, кто достоин в сфере времени, или потом с теми, кто будет причислен к достойным в вещах потусторонних, если мы сохраним Его в целости своей жизнью здесь и не будем отделены от Него объемом наших грехов.
Наше приложение:
Этот Дух действует вместе с Сыном как в отношении творения, так и в отношении воскресения, о чем убедительно свидетельствует Писание: Словом Господа сотворены небеса, и вся сила их - дыханием уст Его; а это - дух Божий, создавший меня, и дыхание Вседержителя, научающее меня [Иов, 33, 4]. И еще: Ты пошлешь дух Твой, и они будут сотворены, и Ты обновишь лице земли [Пс. 103, 30]. И именно Он является творцом духовного возрождения. Доказательством этого является то, что никто не может увидеть Царство Божие или войти в него, если он не будет возрожден свыше Духом Святым [Иоанн, 3, 3] и не очистится от своего первого рождения. Это [духовное возрождение] является тайной ночи [когда Господь открыл ее Никодиму] и совершается посредством распространения Божественного света и Божественного дня, которые получает каждый человек.
Поскольку этот Дух бесконечно мудр и любвеобилен [Премудрость, 1, 6], если Он овладевает пастухом, то делает его псалмопевцем, усмиряющим злых духов своей песней [1Царств (=1Царств), 16, 23] и провозглашает его царем Израиля; если Он берет козленка и скребущего плоды смоковницы [Амос 7, 14], то делает его пророком. Вспомните Давида и Амоса. Если Он берет умного юношу, то делает его судьей старцев и умудренных годами людей, как Даниил, победивший львов в их логове [Даниил 6, 22]. Если Он находит рыбаков, то улавливает их в сети [благодати], приводя ко Христу и делая их способными уловить весь мир в сети Слова. Посмотрите на Петра и Андрея и сыновей грома [Иоанна и Иакова], громогласно вещающих о Духе. Если Он берет мытарей, то обращает их в учеников и делает торговцами душами. Матфей вчера был мытарем, сегодня он евангелист. Если Он берет ревностных гонителей, то переносит их ревность и делает их Павлами вместо Савлов, и они так же полны благочестия, как были полны нечестия, когда Он их нашел. Он также является Духом кротости, но при этом гневается на тех, кто грешит.
Поэтому давайте признавать Его кротким, а не гневным, исповедуя Его достоинство [как Бога] и избегая богохульных слов. И не будем желать, чтобы Он гневался на грех, который не может быть прощен. Это Он также сделал меня сегодня смелым проповедником для вас: если без риска для себя, то благодаря Богу; если же с риском, то все равно благодаря Ему. В первом случае - чтобы Он пощадил ненавидящих нас; во втором - чтобы Он освятил нас, получивших эту награду за проповедь Евангелия, совершившись через кровь.
Они говорили не на родных языках, а на иностранных, и это было удивительно: на языке, на котором говорили люди, не изучавшие его. Знамение сие для неверующих [1 Кор. 14, 22], а не для верующих, чтобы не быть обвинением против неверующих, как написано: Иными языками и иными устами буду говорить с народом сим, и не послушают Меня, говорит Господь [Исаия, 28, 11]. И все же они услышали. [Каждый слышал их, говорящих на своем языке, Деян. 2, 6]. Просто сделайте небольшую паузу и спросите, как следует разделять слова, потому что в этом выражении есть двусмысленность, которая определяется пунктуацией.
Слышали ли они каждый на своем наречии, так что, если можно так выразиться, произносился один звук, а слышалось много, как будто воздух бился и, так сказать, издавались звуки, более чистые, чем первоначальный звук? Или же следует поставить точку после каждый слышал их, а затем добавить к сказанному говорящих на своих языках, чтобы получилось говорящих на языках, родных для слушающих, но чуждых для говорящих? Я предпочитаю второй вариант, потому что в противном случае чудо было бы связано со слушающими, а не с говорящими, тогда как во втором случае оно было бы на стороне говорящих. И именно их [а не слушателей] упрекали в пьянстве, очевидно, потому, что они Духом совершили чудо в отношении языков.\n Хотя прежнее смешение языков было похвально, когда Вавилонскую башню строили люди, говорившие на одном языке в нечестии и беззаконии, как некоторые и теперь осмеливаются [Бытие, 11, 7], поскольку из-за смешения их языков единство их намерений было нарушено, а их начинание разрушено, нынешний чудесный случай гораздо более достоин похвалы, поскольку, изливаясь от одного Духа на многих людей, он снова приводит их в гармонию...
Далее, поскольку языки говорили именно с жителями Иерусалима, самыми набожными иудеями (парфянами, мидянами, эламитами, египтянами, ливийцами, критянами, аравийцами, месопотамцами и моими каппадокийцами), и с иудеями из всех народов под небом - если вы предпочитаете видеть это именно так - собравшимися там, стоит посмотреть, кто это были и из какой диаспоры они пришли. Ведь пленение в Египте и Вавилоне было ограниченным и, более того, уже давно завершилось возвращением. Диаспора под властью римлян, которая была наложена на них за дерзость в отношении нашего Спасителя, еще не наступила, хотя и должна была наступить в ближайшем будущем. Таким образом, речь, по-видимому, идет о диаспоре при Антиохе, которая произошла не так давно до этого времени. Но если такое объяснение кажется неприемлемым, как слишком замысловатое, учитывая, что этот плен не был ни древним, ни очень распространенным, то, возможно, лучше всего было бы принять его следующим образом: Евреи, как рассказывает Есдра, много раз переселялись. Часть племен вернулась, а часть осталась, и именно из них (рассеянных среди народов) некоторые должны были присутствовать и разделить чудо.
Эти вопросы уже рассматривались учеными, возможно, не без оснований. Но теперь пора подвести итог, потому что сказано уже достаточно. Но сам праздник никогда не закончится. Сейчас мы празднуем его, правда, телом, но немного позже мы будем праздновать его духом, когда увидим причины всего этого более чисто и ясно, в Самом Слове, Господе Боге нашем, Иисусе Христе, Который есть истинный праздник и радость спасенных. Ему слава и поклонение, со Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.