10,1K подписчиков

10 самых страшных картин всех времен

6,2K прочитали

  Почему художники рисуют ужасы, а мы смотрим? Когда древние греки задавались этим вопросом, они придумали специальное понятие «катарсиса», то есть «очищения».

Почему художники рисуют ужасы, а мы смотрим?

Когда древние греки задавались этим вопросом, они придумали специальное понятие «катарсиса», то есть «очищения». Считалось, что под воздействием трагического искусства обновляется человеческое сознание. Зрители трагедии испытывают страх и (или) тоску, и это переворачивает их душу — позволяет спокойней воспринимать житейские проблемы, ценить жизнь и помнить про ее скоротечность.

Руководствуясь понятием «катарсиса» мы собрали самые жуткие произведения великих художников.

Мертвый Христос в гробу, Ганс Гольбейн, 1522

  Почему художники рисуют ужасы, а мы смотрим? Когда древние греки задавались этим вопросом, они придумали специальное понятие «катарсиса», то есть «очищения».-2

Все величие христианского мифа Гольбейн передает через страшный сюжет. Здесь тот, кто был несправедливо осужден и страдал за наши грехи, показан холодным, серым и тронутым следами разложения. Целью Гольбейна — великого христианского символиста — стало показать, какие ужасы предшествуют чуду воскресения Иисуса Христа.

Несение креста, Иероним Босх, 1535

  Почему художники рисуют ужасы, а мы смотрим? Когда древние греки задавались этим вопросом, они придумали специальное понятие «катарсиса», то есть «очищения».-3

На картине показана толпа, в которой мы видим только два нормальных лица — Христа и святой Вероники. Прочие герои полотна — раскаивающиеся или нераскаявшиеся разбойники, первосвященники, фарисеи, их лица искажены злорадством, гневом, невежеством. Подавляющее большинство лиц мало похожи на человеческие — кадавры, тени или мертвецы, расплющенные или раздутые. Если долго рассматривать картину, можно четко распознать классический сюжет Нового Завета про плат святой Вероники и многое другое.

Детская задача, Ричард Дадд, 1857

  Почему художники рисуют ужасы, а мы смотрим? Когда древние греки задавались этим вопросом, они придумали специальное понятие «катарсиса», то есть «очищения».-4

А вот картина настоящего безумия. Ричард Дадд создал наиболее влиятельные свои картины, находясь в психлечебнице, куда попал, совершив убийство в момент умственного помутнения. На картине показана старая женщина, уснувшая за шахматной доской, а рядом с ней находится жуткий ребенок, с лицом не то лунатика, не то мертвеца.

На момент завершения «Детской задачи» Дадд находился в Бедламе уже 13 лет. Перед этим Дадд целых 9 лет писал свое другое знаменитое полотно «Волшебный замах дровосека».

Это интересный пример страшной живописи, в которой наши чувства порождаются не катарсисом, а зыбким чувством ненормальности – Фрейд называл это словом Unheimlich (неродное, чудовищное).

Апофеоз войны, Василий Верещагин, 1871

  Почему художники рисуют ужасы, а мы смотрим? Когда древние греки задавались этим вопросом, они придумали специальное понятие «катарсиса», то есть «очищения».-5

Часть героической серии полотен «Варвары», написанной Верещагиным в 1871-1873 годах. Живописец посвятил картину «всем великим завоевателям, прошлым, настоящим и будущим».

Отсылающий к легенде о Тамерлане, складывавшем горы из голов убитых врагов, «Апофеоз войны» вряд ли требует дополнительного толкования. Обыденный ужас войны в концентрированном виде.

Расслабленные из Жюмьежа, Эварист Люмине, 1880

  Почему художники рисуют ужасы, а мы смотрим? Когда древние греки задавались этим вопросом, они придумали специальное понятие «катарсиса», то есть «очищения».-6

В лодке, похожей на кровать, покоятся два человека. Но за мирным названием и лиричным изображением прячется ужасная история про сыновей короля Хлодвига, которым перерезали сухожилия. «Расслабленными» называются тут именно неподвижные люди, брошенные в лодке.

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, Илья Репин, 1885

  Почему художники рисуют ужасы, а мы смотрим? Когда древние греки задавались этим вопросом, они придумали специальное понятие «катарсиса», то есть «очищения».-7

Над картиной, которую часто неправильно называют «Иван Грозный убивает своего сына» художник трудился два года, меняя натурщиков (среди них был даже писатель Гаршин) и мучаясь периодами творческого кризиса. Почему картина создавалась так тяжело? Возможно, дело в том, что в работе над ней Репину пришлось буквально изобрести новый тип реализма.

Известно, что на Репина в том периоде повлияли теракт 1881 года, в результате которого погиб Александр II и увиденная художником коррида. Под влиянием этих переживаний появилась натуралистичная картина, где исторический антураж служит скорее фоном, а на первый план выступает сама сцена насилия, раскаяния и ужаса.

Крик, Эдвард Мунк, 1893

  Почему художники рисуют ужасы, а мы смотрим? Когда древние греки задавались этим вопросом, они придумали специальное понятие «катарсиса», то есть «очищения».-8

При всей растиражированности «Крика», трезво посмотрев на него, невозможно не почувствовать ужас воспаленного сознания.

Часто спорят, что стало причиной написания этой картины – творческий вымысел, проблемы с нервами у самого Мунка, или злоупотребление абсентом? На наш взгляд, это неважно – так или иначе, «Крик» точно иллюстрирует состояние, настигающее человека в панической атаке.

Чума, Арн Беклин, 1898

  Почему художники рисуют ужасы, а мы смотрим? Когда древние греки задавались этим вопросом, они придумали специальное понятие «катарсиса», то есть «очищения».-9

Тусклая гниющая фигура верхом на драконе несется через поблекший средневековый ландшафт. В этом изображении есть только одно яркое пятно, и это красное платье женщины, падающий на труп жертвы чумы.

Черная масса, Альфред Кубин, 1905

  Почему художники рисуют ужасы, а мы смотрим? Когда древние греки задавались этим вопросом, они придумали специальное понятие «катарсиса», то есть «очищения».-10

Изобретательный график Альфред Кубин дружил с Ярославом Гашеком, писал прозу, пережил Вторую Мировую войну и всегда сохранял верность своему стилю. А стиль Кубина – символические тусклые ужастики, которые мы тоже считаем Unheimlich. Только не такое unheimlich, какое делал реально сумасшедший Ричард Дадд, а сознательно созданные изображения, не поддающиеся полному пониманию.

На картине «Черная масса» изображены стоящие строем фигуры неизвестных людей.

Отравленные газом, Джон Сарджент, 1919

  Почему художники рисуют ужасы, а мы смотрим? Когда древние греки задавались этим вопросом, они придумали специальное понятие «катарсиса», то есть «очищения».-11

На картине показаны солдаты, часть которых стоит, другая часть лежит, многие перебинтованы. Не понятно, живы ли те, что лежат. Что бы здесь не произошло, те кто выжили, все равно пострадали и не в безопасности.

Газовые атаки стали «новинкой» Первой Мировой войны. Воспоминания фронтовиков характеризуют газ как подлое и страшное оружие массового уничтожение. Печи и камеры нацистских лагерей во Второй Мировой войне можно считать логическим продолжением темы.

Сарджент показал, как военные изобретения стирают явную границу между живыми и мертвыми.

Читать  также:

О каких психологических проблемах может говорить беспорядок в доме

Что такое MBTI-тест и какие 16 типов личности он предлагает