Инициатива возникла более 10 лет назад, в сентябре 2013 года. Ее выдвинул председатель КНР Си Цзиньпин.
Он выразил заинтересованность в быстрой и недорогой доставке товаров в Юго-Восточную Азию, Африку, Европу, на Ближний Восток и предложил объединить морской и сухопутный торговые пути.
Отсюда и название - «Один пояс - один путь». Раньше были два отдельных пути: «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века», теперь их решили соединить.
Инициатива оказалась выгодной, и спустя 10 лет количество стран-участниц этого международного проекта превысило 150.
Проект «Экономический пояс Шелкового пути» получил название в честь древнего торгового пути из Европы в Азию. Караваны с товарами шли в Китай и обратно через Центральную Азию.
Теперь вместо караванов – современный транспорт, но задачи все те же – добраться в нужную точку как можно быстрее и с наименьшими затратами. Для этого создает несколько экономических коридоров между азиатскими и европейскими странами.
Предполагается, что проект будет реализован в течение 30 лет, и доставка сократится с 45-60 до 10 суток, если контейнер отправлен морем.
Для ускорения перевозки товаров строится магистраль Москва-Казань, которая будет продлена до Иркутска и Пекина. Сухопутный проект призван усилить региональную экономическую интеграцию, укрепить национальные валюты, укрепить сотрудничество в гуманитарной сфере.