С точки зрения философии мы находимся в точке бифуркации, некоторые даже говорят «полифуркации», т.е. сейчас незначительное по своей сути событие способно значимо изменить будущее. В точке бифуркации резко падает вероятность того, что прогноз сбудется, однако, необходимо видеть варианты этого будущего, очертания которых начинают проступать.
Какие варианты на текущий момент доступны (можете предложить свои в комментариях):
1) Сохранение моноцентричного мира во главе с США. Доллар остается мировой резервной валютой, а текущие проблемы с пирамидой госдолга, хроническим дефицитом торгового баланса и федерального бюджета США удается решить скоординированными действиями ведущих стран. Логика простая: от разрушения глобальной финансовой системы пострадают все, в том числе и Россия. Основой инвестиций для развивающихся стран являются долларовые прямые инвестиции из развитых стран, следовательно, необходим хороший инвестклимат: защита иностранных капиталовложений, дешевый труд, низкие налоги, недооцененный рубль. Банк России, судя по его действиям работает в этой парадигме.
2) Становление двухполярного мира США-Китай. The Economist предложил подобную схему, при этом все страны делятся по принципу свой-чужой. Страна сможет получать инвестиции и доступ к рынкам в рамках своего лагеря. Выстроится две параллельных финансовых системы со своим ценообразованием. Например, на товарной бирже в Шанхае в прошлом году был заключен первый контракт на поставку арабского СПГ Франции за юани. Ориентируем экономику под запросы своего лидера, используем его валюту, цены и инвестиции — в нашем случае китайские.
3) Становление многополярного мира. БРИКС — площадка, для переговоров об установлении правил международной торговли между валютными блоками, а также аналог мировой валютной конференции. Задача по поддержанию международной инфраструктуры расчетов может быть решена по примеру CLS (continuous linked settlement), например. В таком случае Россия становится одним из полюсов, т.е. валютной зоной, в которой расчеты ведутся преимущественно в рублях. Тогда необходимо запускать собственный инвестиционный механизм — иностранных инвестиций не будет, наоборот Россия должна стать источником инвестиций для наших партнеров, как например происходит при строительстве АЭС. Необходимо поддерживать стабильный валютный курс рубля по отношению странам — торговым партнерам, не только к юаню или доллару, здесь к целому ряду стран, иначе торговые отношения будут высоко рисковыми. Россия должна начать котировать свои товары в рублях и использовать эти биржевые котировки в международных договорах, без своего ценообразования модель не жизнеспособна, аналогично будут поступать другие полюса: Китай, США, Британия, Индия и др. К этой модели на мой взгляд пытается перейти правительство, но очень робко и стратегия едва угадывается.
_____________________________________________________________________
Мизя Максим Сергеевич, канд. экон. наук, доцент кафедры "Экономика и организация труда" ОмГТУ