Дата последних правок статьи: 22.05.2024
Практически во всех механизмах, выполняющие те или иные функции, применяются подшипниковые узлы. И как вся современная техника, в принципе, они не отличаются сверхвысокой надёжностью и долговечностью. Необходимо понимать, что такие узлы как подшипники тоже требуют периодической замены и ремонта. О способах их демонтажа здесь и пойдет речь. Для тех кого сейчас интересуют способы монтажа подшипников статья: "Монтаж подшипников качения. В том числе народными способами."
======================================================
Демонтаж подшипников установленных на валу.
Лучший вариант для демонтажа. Не приводящего к ослаблению посадочного места на валу - это:
- Демонтаж с разрушением подшипника.
Порядок работ следующий. Прежде всего следует удалить наружное кольцо подшипника и тела качения(шарики) с сепаратором. Если для упорных конических подшипников достаточно все снять руками. Для шариковых придется постараться. Наружное кольцо у шарикоподшипника лучше всего снимать с применением сварки или "болгарки" . Срезав наружное кольцо, сепаратор и тела качения(шарики) подшипника и оставив на валу только внутреннее кольцо.
Другой вариант как более затратный по времени, но в некоторых случаях безальтернативный. Особенно для мест где трудно использовать "болгарку". Это при помощи дрели или бормашинки аккуратно высверлить сепаратор. После чего предварительно удалив шарики снять наружное кольцо.
Также как вариант - это установить деталь (вал, ось) с подшипником на наковальню и ударами кувалды разбить наружное кольцо подшипника. Следует учесть что способ с раскалыванием наружного кольца кувалдой стоит применять только в крайних случаях. Для небольших типоразмеров подшипников.
Не забывайте использовать СИЗ: защитный лицевой щиток и перчатки, а при сварке сварочную маску. Причина необходимости в СИЗ кроется в свойствах стали используемых для производства подшипников. Она довольно хрупкая и при ударах осколки металла могут легко повредить глаза, при использовании ОШМ"бормашинки" образуется мелкая колючая металлическая стружка. Про "болгарку" и сварку думается объяснять не требуется.
Оставшееся на валу внутренне подшипниковое кольцо удаляется путем его нагрева газовой горелкой. Достаточно обеспечить нагрев кольца примерно до 140-150°С. После чего лëгкими ударами по нему молотка, снять его с вала.
У данного способа следующие достоинства:
- Главный о основной плюс то что нагрев позволяет снять внутреннее кольцо не повреждая(ослабляя) посадочное место подшипника на валу.
- Нагрев наиболее дешевый и оптимальный способ демонтажа, хотя и труда затратный.
- Работы выполняются без использования дорогого оборудования.
Описанные выше способы демонтажа вы не найдете ни в одном учебнике, но они позволяют используя инструменты имеющиеся практически в любом гараже выполнить демонтаж любого подшипника качения с вала. Самым оптимальным, с точки зрения качества ремонта, способом.
Контролировать температуру нагрева подшипника вам поможет недорогой пирометр. Его вполне хватит для данной цели.
При отсутствии горелки в демонтаже внутреннего кольца. Поможет способ с его скалыванием. Для чего нужно сделав один или два тонких надреза вдоль оси вращения вала. И ударами молотка по зубилу расколоть внутренне кольцо. Не забывайте про СИЗ.
---------------------------------------------------------------------------------------------
- Демонтаж с помощью съемников и прессового оборудования.
При необходимости сохранить подшипник пригодным для дальнейшей установки, там там где демонтаж с помощью нагрева не желателен или для более быстрого демонтажа следует использовать съемники или пресс. Данный способ является классическим. При этом нужно понимать, что во избежание возможных повреждений внутренней части подшипников прикладывать усилия захватов съемника нужно к внутреннему кольцу. Если конечно планируется дальнейшее его использование и ни в коем случае к наружному.
Серьезным недостатком данного способа демонтажа, является неизбежное ослабление посадочного места подшипника. Что ограничивает количество операций которые можно выполнить с одним узлом.
Более подробно про различные съемники можно узнать в статьях:
- "Съемники"
- "Универсальные съемники с гидравлическим штоком"
======================================================
Демонтаж подшипников установленных в отверстиях.
Отдельно стоит раскрыть методы демонтажа наружных подшипниковых колец из различных глухих отверстий. Чаще всего с этим приходится сталкиваться при снятии упорных конических подшипников, различных подшипников скольжения, втулок и т.д. Самой распространённой посадкой для наружных колец является переходная и во многих случаях кольцо легко выходит из отверстия без особых усилий. Но там где это не получается следует воспользоваться одним из следующих способов:
- При наличии сварочного аппарата достаточно нанести сварочный шов по внутренней стенке кольца(втулки). И при остывании стягиваясь сварочный шов сожмет кольцо. Ослабив его посадку в отверстии. Из переходной она станет скользящей. После чего кольцо легко удалится самостоятельно.
К достоинствам данного способа следует отнести, то что посадка в отверстии не ослабляется. К недостаткам то-что использовать второй раз такой подшипник уже не получится.
- Второй вариант, традиционный - это применение съемников или пресса. Достоинства и недостатки которых здесь описаны ранее.
- Особого подхода требует снятие втулок из глухих отверстий. Где не предусмотрено место под захваты съемника или съемника нет в наличии. При этом по причине малого размера подшипника нет возможности применить сварку. Здесь поможет консистентная смазка или любая другая субстанция аналогичной вязкости(пластилин, мыло, клеевой карандаш и т.д.). Достаточно набить смазку в отверстие с кольцом, подшипником или втулкой. Затем надставив выколотку с диаметром чуть меньше отверстия забить ей масло внутрь. По действием давления создаваемого забиваемой в отверстие выколоткой масло выдавит кольцо наружу.
Стоит также отметить что способ довольно дешевый. Все инструменты и материалы легко найти самому. Выколотку легко изготовить из подходящей деревяшки, а молоток есть всегда под рукой.
======================================================
Статьи по данной теме:
"Монтаж подшипников качения. В том числе народными способами."