16-18 мая 2024 года в ВГПУ прошел Международный форум «Актуальные проблемы личностно-профессионального становления педагога: вызовы, тенденции и перспективы», посвященный Году семьи.
Форум проходит уже во второй раз, и его целью является анализ проблем личностно-профессиональной готовности педагогов к работе в современной системе образования; создание пространства для профессионального диалога и консолидации ученых, практиков и представителей родительского сообщества по вопросам развития, воспитания, профессиональной ориентации, личностно-профессионального наставничества, инклюзивного образования на всех уровнях, их социально-педагогического сопровождения.
Партнерами Форума в 2024 году стали ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева», Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина (Республика Беларусь, г. Брест), УО «Республиканский институт профессионального образования» (Республика Беларусь, г. Минск), Хэбейский профессиональный внешнеторговый экономический институт (Китайская Народная Республика, г. Циньхуандао), Высшая Нормальная школа (Мали, г. Бамако), Международный казахско-турецкий университет имени Ходжа Ахмета Ясави (Республика Казахстан, г. Туркестан), Университет «Туран» (Республика Казахстан, г. Алматы), МБОУ Образовательный центр «Содружество» г. Воронеж, МБОУ «Бобровская СОШ № 1» Бобровского района Воронежской области.
Всего в Форуме приняли участие представители 6 стран и 22 субъектов Российской Федерации.
16 мая в актовом зале ВГПУ в рамках пленарного заседания выступили:
– Корнев Сергей Викторович, проректор по научной работе, доктор физико-математических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет», Россия;
– Степанюк Екатерина Ивановна, и.о.ректора, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Азовский государственный педагогический университет», г. Бердянск, Россия;
– Фетисов Александр Сергеевич, доктор педагогических наук, доцент заведующий кафедрой социальной педагогики, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» г. Воронеж, Россия;
– Попова Оксана Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, проректор по научно-методическому обеспечению воспитательной работы, профессор кафедры управления и психологии профессионального образования, учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования», г. Минск, Республика Беларусь;
– Александрова Екатерина Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методологии образования, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского», член научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при отделении философии и теоретической педагогики РАО, г. Саратов, Россия;
– Байбородова Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогических технологий, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», научный руководитель лаборатории «Педагогика сельской школы» НЦ РАО при ЯГПУ, заслуженный работник Высшей школы РФ, г. Ярославль, Россия;
– Григорьева Алевтина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии, воспитания и дополнительного образования детей и молодежи ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», член Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения РАО, Заслуженный учитель РФ, г. Тула, Россия;
– Шакурова Марина Викторовна, доктор педагогических наук, профессора, член-корреспондент РАО, профессор кафедры социальной педагогики, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет», заместитель председателя Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО, г. Воронеж, Россия.
В рамках Форума состоялись следующие конференции:
Конференция 1: «Социальный заказ российского общества на подготовку педагога как воспитателя: ретроспектива, вызовы, пути решения»:
Секция 1. «Тенденции и приоритеты в системе воспитания образовательных организаций» (Руководители: Резанович Ирина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной педагогики ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет», Боброва Оксана Анатольевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социальной педагогики ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет»).
Секция 2. «Технологии воспитания в условиях непрерывного образования» (Руководители: Неценко Ольга Викторовна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет»; Сырых Татьяна Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет»).
Секция 3. «Методы и средства повышения эффективности воспитательного процесса в системе образования» (Руководители: Козлова Тамара Андреевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет»; Нестерова Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет»).
Конференция 2: «Профессионализация и профессиональная ориентация в современном образовательном пространстве» (Руководители: Солодовченко Светлана Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры социальной педагогики ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет»; Пешкова Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры анатомии ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет»).
Конференция 3: «Инклюзивное образование: актуальные тенденции, ресурсы, достижения» (Руководители: Алехина Екатерина Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет»; Поветкина Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет»).
Кроме того, в рамках Форма состоялась работа двух площадок:
Площадка молодых исследователей «От продуктивных педагогических идей – к эффективным образовательным практикам», в рамках которой были представлены научные доклады аспирантов (Руководитель: Алдошина Марина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, директор центра взаимодействия с Российской академией образования, профессор кафедры профессионального обучения, бизнеса и технологии, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева»);
Площадка для обучающихся психолого-педагогических классов «На пути к профессии», на которой с результатами своих первых научных изысканий выступили 19 школьников из г. Воронеж и Воронежской области (Руководители: Черных Дарья Сергеевна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет», г. Воронеж; Гунькина Людмила Сергеевна, ассистент кафедры социальной педагогики, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет»).
На открытой лекции «От родительских встреч к встрече родителей со своими детьми: деятельность классного руководителя» Александрова Екатерина Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методологии образования, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» поделилась своими наработками в практической деятельности.
17 мая Форум продолжил работу на базе МБОУ Образовательный центр «Содружество», который гостеприимно распахнул свои двери для преподавателей, студентов ВГПУ и гостей Форума.
Григорьева Алевтина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, член Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения РАО, Заслуженный учитель РФ, профессор кафедры психологии, воспитания и дополнительного образования детей и молодежи ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» выступила с открытой лекцией «Ценностно-смысловое поле самоопределения будущего педагога как воспитателя в пространстве современного воспитания».
Завершающим мероприятием Форума стал Круглый стол «Семья как субъект образовательных отношений: проблемы, поиски, решения», модераторами которого выступили Шакурова Марина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры социальной педагогики, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» и Струкова Ольга Егоровна, директор МБОУ Образовательный центр «Содружество», Почётный работник общего образования Российской Федерации. Участники круглого стола обратили внимание на важность традиционных семейных ценностей, а также необходимость взаимодействия семьи и школы.
Международный форум «Актуальные проблемы личностно-профессионального становления педагога: вызовы, тенденции и перспективы», посвященный Году семьи, стал важным научным событием не только для системы образования Воронежской области, но и объединил представителей разных субъектов РФ и ряда иностранных государств.