Бароны - разбойники, благородные хищники, жестокосердные рыцари. Многими именами наградила народная молва рыцарей, презревших закон и человеческую мораль, что, таясь в тени лесов, ночной мгле и за стенами своих замков, убивали и грабили всех, кого привела в их земли причудливая дорога невезения.
Мы же теперь знаем их всех, как раубриттеров, рыцарей - разбойников. Нападающих вместе со своими дружинами на тех, кто не мог дать им отпор. Эти звери в человеческом обличье, пленили и пытали несчастных, не внимая их мольбам, пока те не отдавали этим злодеям все свое имущество.
А что, если я скажу, что раубриттеров как сколько-нибудь распространенного социального явления, вообще не существовало в Средние века? Что большая часть всех известных нам рыцарей - разбойников появилась на рубеже XV и XVI веков, в то самое время, когда феодальное Средневековье уступало свое место Эпохе Возрождения. Да и было этих людей, в многомиллионной уже Европе настолько немного, что едва ли не каждый из них стал героем своей отдельной истории.
Как так получилось? Давайте разбираться.
И сначала, как обычно, давайте определимся с терминами. Кто такой вообще этот самый раубриттер? А это ни много ни мало, рыцарь или другой военный аристократ, который получает весь или большую часть своего дохода от прямого грабежа путников, купцов и вообще всех тех, кому не повезло попасть в его земли.
В некоторых случаях такой грабеж объяснялся как плата за защиту или подорожный налог, а иногда и вовсе никак не объяснялся. Все же недовольные таким поворотом событий получали по голове чем-то острым и тяжелым. После чего, немедленно превращались в довольных. Ну, или в покойников. Тут уж как кому повезет.
Так же раубриттеры, грабили соседние земли, если видели, что их владельцы не могли дать им отпор. А в некоторых случаях и вовсе присваивали эти земли себе, взимая с них налоги и попутно угнетая местное население. И всю эту противоправную деятельность, эти замечательные люди вели несколько лет, а иногда и десятилетий, наплевав на местные законы и власти.
Ну, кажется, ничего не забыл. Можно приступать.
И первое, что нам нужно понять с тобой, дорогой читатель, так это то, что раубриттер в том виде, в котором мы с тобой привыкли его видеть, вообще появился только в XVIII веке. И произошло это знаковое событие на страницах великих рыцарских романов, которыми в то время чрезвычайно увлекались классики европейской литературы. Ну, вернее, классиками литературы они стали позже, а в XVIII веке они были просто отличными писателями.
И появление их, в общем-то, понятно. Главному герою, рыцарю без страха и упрека, требовались сильные и коварные враги, которых он должен был победить и получить за этот подвиг толику славы, свой личный замок и руку принцессы, ну или, на худой конец, молодой и красивой дочки местного барона.
Да, мой друг, ты не ослышался. Сама концепции средневекового рыцаря - разбойника, это идея благословенного и прогрессивного века, подарившего нам паровые машины, дальнобойные винтовки и скорострельную полевую артиллерию. Впрочем, раубиттеры не единственные, кто появился в то время. Множество современных фактов, которые мы знаем о Средневековье, вроде права первой брачной ночи, поголовного угнетения женщин и постоянного ношения рыцарями доспехов, родом именно оттуда.
И это, в общем, не удивительно. Великие писатели и гуманисты XVIII века строили новый мир, благородный и справедливый. И им нужен был ужасный пример из прошлого. Ну, просто для того, чтобы показать человечеству на простом и понятном примере, как делать не нужно. В общем-то, именно с этой целью и появились в мире рыцари - разбойники. Раубриттеры.
Но погоди, автор, - возразит самый эрудированный читатель, - не может же быть такого, что все эти неприятные средневековые граждане появились совершенно из неоткуда? Не бывает же дыма без огня? Должны, совершенно точно должны быть те, кто стал прототипами этих книжных злодеев?
Ну что тут сказать? Это совершенно справедливое утверждение. Конечно же, такие люди были. Вот только появились они в то время, когда замшелое феодальное средневековье заканчивалось и впереди маячило светлое капиталистическое будущее. В это время, сложившиеся веками феодальные отношения рушились под напором новой капиталистической экономики, вынуждая мелкую аристократию искать новые формы обогащения, принуждая использовать методы, что были немыслимы в недалеком прошлом.
Вот только даже в те времена было их настолько немного, что говорить о них как о сколько-нибудь распространенном социальном явлении невозможно. Если мы обратимся к тогдашним хроникам, то всех историй о рыцарях, занимавшихся грабежом на дорогах, за весь XVI век наберется едва ли несколько десятков. А собственно известных имен раубриттеров мы знаем и того меньше. И это при чрезвычайно развитой письменности и крайне многочисленных источниках того времени.
В общем-то, мысль о том, что истории о средневековых рыцарях - разбойниках, это большей частью значительно более позднее творчество, появляется сразу, как только ты понимаешь, как работала феодальная экономика классического и позднего Средневековья. Вся эта замечательная разбойничья экономика, при виде которой ностальгически вздыхают все викинги от Норвегии до самой Сицилии, существовать в реалиях Средневековья просто не могла. Ну, по крайней мере, какое-то более или менее продолжительное время.
Почему? Ну, вот представьте себе рыцаря. Обычного такого рыцаря, которого его сюзерен наделил землей и людьми. И живет этот рыцарь, а заодно обеспечивает собственную боеспособность в основном с налогов, что может с земли этой получить. Ну и немного, конечно, с собственного хозяйства. Налоги же эти складываются из крестьянской десятины, налога с ярмарки, дыма, сохи и некоторых других. И в том числе подорожного налога, что платят ему проезжающие по его земле купцы и путешественники.
И этот самый подорожный налог, если нашему рыцарю повезло, и по его земле проходит оживленный торговый тракт - это отличный, просто замечательный источник дохода. Поэтому рыцарь, ну понятно, если он еще не сошел с ума или не нашел золотой клад, что закопали в его землях викинги четыре века назад, для того, чтобы этот самый источник дохода не исчез, из кожи вон вывернется. Он будет заставлять крестьян чинить если не дороги, то хотя бы мосты, гонять разбойников, как прямых конкурентов на получение денег у купцов и путников. И совершенно точно не станет грабить эти самые караваны.
Секундочку, - возразит самый нетерпеливый читатель, - зачем ограничивать себя небольшим налогом, если можно взять сразу и много? Ну что тут сказать. Конечно, можно. Но только один раз. Ну или два. А если сильно повезет, то и три. А вот после, торговцы и путники просто перестанут заезжать в твои земли. Благо, что размеры их совсем невелики, а дорог в средневековой Европе немало.
И вот как будет дальше жить этот самый рыцарь, лишившийся одного из основных источников дохода, большой вопрос. Нет, можно, конечно, начать грабить купцов и путешественников в соседних землях, но как-то так сложилось, что все эти земли кому-то уже принадлежат. Поэтому их хозяин будет не восторге от того, что наш сегодняшний герой лишает его дохода и придет с ответным визитом вежливости. А то и нажалуется своему сюзерену, который, скорее всего, и твой сюзерен тоже. И вот в этом самом месте мы вспоминаем, что замков средневековым рыцарям, как правило, не полагалось, и начинаем вместе с нашим рыцарем неподдельно грустить.
Но даже не личные денежные потери были бы главной проблемой. Рыцарь, или даже барон, все они жили не в безвоздушном пространстве. Устраивая разбой на своих, а тем более чужих землях, ты наносишь прямой финансовый ущерб своему сюзерену. Из-за тебя на его землях не появляются купцы и путешественники, а значит, нет ярмарок, приносящих землевладельцу более чем серьезный доход. Да и постоялые дворы хиреют и тоже не пополняют его казну. Ну и подорожного налога тоже нет.
Стоят ли все эти проблемы, что приносит беспокойный вассал, одного рыцаря в отряде барона, который он приведет своему сюзерену в случае войны? В конце концов, надел можно и изъять, наделив им верного и благодарного тебе человека. Благо, что желающих на него всегда более чем достаточно. И вот именно по этой простой причине, до тех пор, пока феодальная экономика была крепка, никаких историй про раубриттеров мы с тобой, мой друг, не найдем, как бы внимательно не изучали летописи того времени.
Но погоди, автор, - снова возразит самый начитанный читатель, - мы же имеем массу имен и историй из самого что ни на есть классического Средневековья о том, что рыцари и прочие благородные до последней степени люди грабили окружающих? Есть же даже источники, которые прямо говорят об этом. Например, хроники правления короля Стефана.
Ну да, все верно. Феодализм, он вообще построен на насильственном отъеме результатов производства в пользу военной аристократии. Вот только это совсем другой грабеж.
- Когда предатели увидели, что король Стефан был мягким и добрым человеком, который никого не наказывал, они стали совершать всевозможные ужасные преступления. Они оказали ему почтение и принесли клятвы верности ему, но ни одна из их клятв не была сдержана. Все они были отвергнуты, а их клятвы нарушены. Ибо каждый аристократ строил себе замки, чтобы укрепиться против власти короля. Они заставляли несчастных жителей страны, тяжело трудится, строя замки. А когда те были построены, наполнили их дьяволами и нечестивыми людьми. Ночью и днем они хватали тех, кто, по их мнению, обладал каким-либо богатством и не платил, будь то мужчины или женщины; и чтобы заполучить их золото или серебро, они сажали их в тюрьму и подвергали невыразимым пыткам, ибо никогда мучеников не пытали так, как их. (Англосаксонская хроника)
Как вы видите, с насилием над местным населением и в XII веке все было отлично. Вот только к рыцарям - разбойникам вся эта история отношения не имеет ни малейшего. Нормальные феодалы угнетают своих подданных, заставляя их работать бесплатно и отдавать часть заработанного в виде податей. В общем, ничего необычного, обычная средневековая рутина.
Так же, когда речь заходит о раубриттерах, в их ряды немедленно записывают огромное количество исторических, а иногда и вовсе легендарных персонажей. Иногда достается даже целым народам.
Остготов, например, называют рыцарями-разбойниками за то, что они, переняв римский закон, первыми из "варварских королевств" стали взимать подорожный налог с торговцев и путников. То, что до появления понятий феодализм, рыцарь, земельный надел и вассальные отношения остается еще почти пять веков, во внимание, понятно, не принимается.
Небезызвестного Вильгельма Бастарда, ставшего Вильгельмом Завоевателем, в раубриттеры записали за то, что он совершенно зверскими методами, даже по средневековым меркам, вел войну за престол Нормандии. Нет, конечно, зверства незаконнорожденного тирана мы осуждаем, но причем тут история с разбоем - не очень понятно.
Еще одного Гийома, в этот раз магистра тамплиеров Гийома де Шатрара, тоже называют раубриттером и тоже совершенно незаслуженно. Потому что, во-первых, грабил он не сам, а делегировал эти полномочия своим подчиненным. А во-вторых, занимались они этим предосудительным делом только в Святой Земле, а жертвами их были исключительно сарацины. А значит, все это делалось во славу Божию. Ну, может, конечно, с моральной стороны все это выглядело не очень хорошо, но к рыцарям - разбойникам вся эта история совершенно точно не имеет никакого отношения.
В рыцари - разбойники, кстати, записали даже всеми нами любимого Робин Гуда, невзирая на то, что персонаж этот легендарный и совершенно точно списанный сразу с нескольких исторических личностей. Но что не сделаешь, когда рассказать о разбойных нападениях благородных рыцарей нужно, а фактического материала так немного.
Впрочем, необходимо сказать, что есть все же один исторический персонаж времен конца классического и начала позднего Средневековья, которого можно назвать настоящим раубриттером. И звали его Эппелейн фон Галлинген. Эппелейн был фигурой, без сомнения, легендарной, хотя многие сомневаются в его существовании. Уж больно размыты все даты в истории его жизни и фантастичны его деяния.
Родившись в начале XIV века, в конце шестидесятых годов, он, как говорят летописи, грабил торговые повозки в своих землях, что получил из рук графа Гогенло. Однако через год был пойман, лишен земель и приговорен судом, что состоялся в Нюрнбергском замке, к висельнице. Однако из замка он сумел сбежать, спрыгнув с его стены в ров на коне, которого непонятно где взял. После этого он до восьмидесятых годов XIV века скитался по Германии, успев даже повоевать за своего сюзерена, того самого, что недавно приговорил его к смерти. И только в 1381 году был пойман и колесован. городе Ноймаркт-ин-дер-Оберпфальц.
В общем, история единственного известного нам до конца XV века раубриттера, мягко говоря, вызывает массу вопросов. Как этот замечательный человек в возрасте сильно за пятьдесят грабил купцов? Где посреди суда нашел коня? Как загнал его на стену и заставил спрыгнуть в крепостной ров? Почему он, в конце концов, уже после всей этой истории воевал за своего сюзерена, который, кстати, отобрал у него земли, а значит, сюзереном его быть уже перестал? В общем, вопросов множество, а вот ответов на них, как обычно, намного меньше.
Так почему все же сложился в истории этот образ рыцаря - разбойника? А все дело в том самом "синдроме Средневековья". Ну и немного, конечно, в изменившемуся к XVIII веку отношению к правам и свободам человека.
То, что было нормальным и естественным в Средние века, как-то понемногу и незаметно стало неприемлемым в Европе Нового Времени. Больше не брали с путников подорожный налог и уж тем более не били их в ближайшей роще, если те отказывались его платить. Отменили бесплатную работу на землевладельца и церковную десятину. А налоги, хотя и оставили, взимали теперь по-доброму, без веселых парней из баронской дружины, мордобоя и розг.
И на фоне всех этих социальных достижений, даже обычный рыцарь - феодал выглядел в глазах своих потомков натуральным тираном и деспотом, каковым, в общем-то, и являлся. Ну и, конечно, на всю эту неприглядную картину наложилась сверху история немногочисленных, но реально существовавших на исходе Средневековья мелких феодалов, что не вписались в изменившийся рынок и пробовали поправить свое экономическое положение, применив на деле старую как мир набеговую экономику.
Подытоживая.
Так что, рыцарей - разбойников вообще не существовало?
Ну почему не существовало? Конечно же, они были. Вот только количество их было чрезвычайно небольшим даже внутри сословия военной аристократии. Да и существовали они, в общем, не очень долго - с конца XV до второй половины XVI века. И говорить о них как о сколько-нибудь распространенном социальном явлении мы совершенно точно не можем.
Но откуда тогда такое количество историй про бедное дворянство, промышлявшее грабежом купцов и путников в Средние века?
Так из книг же в первую очередь. Ну и из средневековых реалий понятно. С грабителями в те времена все было отлично. В эту престижную и популярную профессию приходили разные люди из всех социальных слоев. Дезертиры, браконьеры, хозяева постоялых дворов, крестьяне. Даже сами купцы не брезговали при случае прикарманить добро своего потенциального конкурента. Да и разорившийся аристократ, случалось, попадал в эту дружную семью. Впрочем, случаев таких было ничтожно мало. Ну просто потому, что и аристократов было не то чтобы очень много.
Так что получается? Рыцари никогда не грабили путешественников и торговцев?
Ну, конечно же, грабили. Вот только в подавляющем количестве случаев грабеж этот, не сопровождался требованием серебра и размахиванием острым железом перед лицом несчастного. Да и самого рыцаря поблизости не было. Все было с точностью, до наоборот. К путнику подходил скучающий дружинник коротающий время на посту у единственного на всю округу моста и говорил, что плата за проезд этой дорогой увеличилась в этом году втрое. А если что не нравится, то ехайте, дорогие путники, откуда прибыли. Но помните, на въезде тоже стоит патруль и подорожный налог с вас так и так соберут.
А больше мне рассказать вам о рыцарях разбойниках нечего. Зато есть история об обычных разбойниках. Впрочем, о них мы поговорим уже в следующий раз.