Найти тему
PublicO

Александр Фролов: Ажиотажного спроса на бензин сегодня не наблюдается

Внутренние цены на бензин в России зависят от трех важнейших факторов. В порядке убывания их значимости распределить их можно следующим образом: Первый фактор – налоги. Второй фактор – договорённость между правительством Российской Федерации и крупнейшими нефтяными компаниями о сдерживании розничных цен на бензин на их заправках в пределах годовой инфляции. То есть рост цен на бензин Роснефти, Газпромнефти и ещё ряда игроков не должен превышать годовую инфляцию, а желательно, чтобы он был меньше. Третий фактор – оптовые цены, которые зависят от биржевых котировок. Биржевые котировки, на которые все обычно обращают пристальное внимание, у нас влияют на оптовые цены, но оптовые цены лишь частично влияют на цены розничные. У нас сформировалась именно такая рыночная система. Для понимания: если бы влияние биржевых котировок на цены было прямым, то в августе-сентябре 2023 года розничные цены у нас были бы в среднем на 10-15 рублей выше, чем в действительности. Таким образом, отмена запрета на экспорт бензина может сказаться на биржевых котировках. Игроки тут же начинают паниковать, делают дополнительные запасы, опасаясь, что вдруг исчезнет бензин, а нужно это им или нет, уже покажет объективная действительность. Например, в апреле она показала, что те дополнительные запасы, которые делались в течение января-февраля, не пригодились, и котировки быстро пошли вниз, потому что ажиотажного спроса нет. Если вдруг эта отмена будет приводить к проблемам со снабжением внутренних потребителей, тогда будет возвращён запрет на экспорт бензина. Отменили его временно, что было ожидаемо, потому что временный фактор позволяет в любой момент отыграть назад, если вдруг рынок будет действовать как-то иначе. По статистике Росстата, о которой говорит Минэнерго, у нас больше производится бензина, несмотря на все проблемы, чем требует внутренний рынок, то есть, в стране нет такого спроса на производимый автобензин. Это означает, что при сохранении ограничений на экспорт, возникает риск затоваривания. Хотя и не столь быстро наступающий, как, скажем, в случае ограничения экспорта дизельного топлива. Дизельного топлива мы производим ещё больше, поэтому, когда произошло затоваривание, то запрет на экспорт дизеля отменили гораздо быстрее, чем на экспорт бензина. Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.