Найти тему
История без мифологии

Откуда в Румынии оказалось русское государственное имущество или "Чем отличается ЧДп от РДп?" (И что это вообще такое?)

Юрий Гагарин с задачей не справился. Я не про космонавта, а про князя, который до 1902 года распорядительным директором (кажется так называлась его должность) "Черноморско-Дунайского пароходства" (сокращенно ЧДп). В 1902 году начинается процесс банкротства. Попутно выявились некоторые... финансовые нарушения. Был у князя в этом процессе и личный интерес, ибо он имел по обе стороны от Днестра – крупные земельные владения, а, кроме того, у него были хлеботорговые конторы в Килие, Измаиле, Рени, Аккермане и Одессе. Но даже после этого, князь в накладе не остался.

Юрий Евгеньевич всю свою энергию посвятил князь Юрий Гагарин посвятил еще одному своему детищу – Бессарабско-Таврическому поземельному банку. Тоже весьма интересное... заведение, поднявшееся на кредитах крестьянам под залог их земель (но это отдельная история). Учредителями Бессарабско-Таврического банка были грек Г. Г. Маразли (городской глава Одессы, и это не считалось коррупцией), небезызвестный адмирал Н. М. Чихачев (между прочим, член Госсовета), братья Лев Абрамович и Федор Абрамович Рафалович (торговый дом «Рафалович и К°», поставлявший зерно в Берлин) "и другие официальные лица" (шучу). С 1902 по 1905 год, до самой кончины князь возглавлял сей банк.

Принято писать, что "Таким образом, оно стало предтечей Советского Дунайского пароходства, преобразованного в одноименную украинскую компанию". Ну, нет, господа, так пи(сать) совершенно... (некорректно).

Все имущество обанкротившегося ЧДп отошло в казну. И вот возникла дилема. С одной стороны, ЧДп являлось проводником политического влияния на Балканах. Указыввалось, что: «...обладание собственным, хотя и небольшим, флотом на Дунае, но близко знакомым с условиями плавания по этой реке, представляет известные преимущества в смысле обороны нашей государственной границы…»

С другой стороны Министерство финансов придерживалось прямо противоположной идеи, сообщая что «оснований в снабжении Балканского
полуострова нет». В принципе, вполне логично (зачем содержать убыточное предприятие?).

Пока решался вопрос, часть судов распродали за долги сторонним компаниям.

"Сокол" был продан еще при жизни ЧДп,

"Сокол"
"Сокол"

За долги ушел самый крупный пароход "Князь Гагарин" (постройка 1891 год для ЧДп на AG «Howaldtswerke», строительный номер 232). Судьба этого судна была... (феерической). Его выкупили военно морские силы республики Гаити. Инициатором покупки был президент Пьер Нор Алексис, и соотвественно, судно стало называться "Nord-Alexis". Но тут случился переворот, и к власти пришел Франсуа Антуан Симон, ну, и соотвественно, пароход получил название "President Antoine Simon". Потом его "отжали" французы и в 1918 году он стал французским "Mars" (честно говорю, подробностей не знаю, смотрю чисто по схранившимся судовым документам). Судя по всему, несмотря на принадлежность, пароход не покидал Черноморско-Средиземноморского региона. По окончании Первой Мировой Франция продала пароход грекам, которые переоборудовали его под перевозку нефтепродуктов из Румынии (и стал он "Apostolos D") Проходил он совсем недолго, т.к. 01.01.1923 сгорел в 40 милях от Констанцы в рейсе Констанца-Салоники, следуя с грузом бензина. (Ладно, это было "лирическое отступление").

"Болгария", головной в серии четырех однотипных пароходов, купленных на государственную субсидию. Построен в 1886 году по заказу Общества Черноморско-Дунайского пароходства на верфи «John Wigham Richardson & Co.» в Ньюкасле (Англия).  Спущен на воду 26 апреля 1886 года и в мае того же года передан владельцу. Порт приписки Одесса. Одновинтовой однопалубный двухмачтовый железный товаро-пассажирский пароход, построен по заказу Общества Черноморско-Дунайского пароходства. Вместимость 630 брт, грузоподъемность 21260 пудов. Размерения 57,9 х 7,9 3,7 м. Вертикальная паровая машина тройного расширения 450 л.с. Скорость 9 узлов. Экипаж 24 человека, число пассажиров 1-го класса 21, 2-го класса 32, а также 300 палубных пассажиров. Летом 1903 года после банкротства компании пароход был куплен Русским Правительством и в 09.1904 передан вновь образованному Русскому Дунайскому пароходству (РДП). Судно обслуживало еженедельную товаро-пассажирскую линию из Одессы в Галац, а позже и в Болгарию. С началом первой мировой войны мобилизован по военно-судовой повинности и включен в состав созданной на Дунае Экспедиции особого назначения. В 1915 был переименован в «Адмирал Кашеринов».  Ушел в Константинополь, имея на борту войска армии Врангеля, продан по очень низкой цене турецкому владельцу. Сменил название и стал называться Istikbal-I Milli, после получения претензий со стороны СССР, был перепродан, стал  называться Istiklal. После урегулирования вопросов с СССР вновь перепродан и получил название Yeni Banderma. Сгорел 11.05.1930 из-за возгорания в трюме.
"Болгария", головной в серии четырех однотипных пароходов, купленных на государственную субсидию. Построен в 1886 году по заказу Общества Черноморско-Дунайского пароходства на верфи «John Wigham Richardson & Co.» в Ньюкасле (Англия). Спущен на воду 26 апреля 1886 года и в мае того же года передан владельцу. Порт приписки Одесса. Одновинтовой однопалубный двухмачтовый железный товаро-пассажирский пароход, построен по заказу Общества Черноморско-Дунайского пароходства. Вместимость 630 брт, грузоподъемность 21260 пудов. Размерения 57,9 х 7,9 3,7 м. Вертикальная паровая машина тройного расширения 450 л.с. Скорость 9 узлов. Экипаж 24 человека, число пассажиров 1-го класса 21, 2-го класса 32, а также 300 палубных пассажиров. Летом 1903 года после банкротства компании пароход был куплен Русским Правительством и в 09.1904 передан вновь образованному Русскому Дунайскому пароходству (РДП). Судно обслуживало еженедельную товаро-пассажирскую линию из Одессы в Галац, а позже и в Болгарию. С началом первой мировой войны мобилизован по военно-судовой повинности и включен в состав созданной на Дунае Экспедиции особого назначения. В 1915 был переименован в «Адмирал Кашеринов». Ушел в Константинополь, имея на борту войска армии Врангеля, продан по очень низкой цене турецкому владельцу. Сменил название и стал называться Istikbal-I Milli, после получения претензий со стороны СССР, был перепродан, стал называться Istiklal. После урегулирования вопросов с СССР вновь перепродан и получил название Yeni Banderma. Сгорел 11.05.1930 из-за возгорания в трюме.

10 июня 1903 г. правительство утвердило положение о государственном Русско-Дунайском пароходстве (РДп). Большая часть судов бывшего ЧДп перешла в собственность вновь учрежденного ГОСУДАРСТВЕННОГО пароходства по имени "Русское Дунайское Пароходство".

Все имущество обанкротившегося Черноморско-Дунайского пароходства было выкуплено казной и в течение лета передано на баланс новому владельцу. Свою деятельность Русское Дунайское пароходство начало с 1 сентября 1903 года. Его правление находилось в Санкт-Петербурге, а главная контора, откуда осуществлялось все оперативное управление флотом, – в Одессе. Сначала она находилась на Николаевском бульваре в доме Ралли, а затем переехала в дом №6 на углу Дерибасовской и Пушкинской улиц, известный сегодня как здание Прокуратуры Одесской области. Первым управляющим Русского Дунайского пароходства стал командор Черноморского яхт-клуба, надворный советник А.К. Тимрот, которого в 1906 году сменил генерал-майор Николай Васильевич Черкасов. Накануне первой мировой войны пост управляющего занял полковник корпуса инженер-механиков М.П. Ермаков. Мстислав Петрович с 1903 года служил в пароходстве, где заведовал морской и технической частью.

После этого началось обновление пароходного парка (но это отдельная история)

История
388,6K интересуются