Все слышали о профессиональной деформации, а многие испытали ее на себе. Это почти неизбежный процесс каждого человека, который долгое время работает в одной профессии, либо же в какой-то одной сфере. Иногда этот процесс безобиден и приносит некоторые неудобства лишь тому, кто подвергся такой деформации личности, а иногда это становится большой проблемой, в том числе, и для окружающих.
Самые выраженные и неприятные для окружающих профессиональные деформации у чиновников, у сотрудников силовых структур и ведомств, у учителей, у врачей некоторых специализаций (например, у психиатров), а также практически у всех сотрудников крупных корпораций.
Так как я не врач, не чиновник, не учитель и не силовик, то примеры деформации личности из-за правил и порядков стандартизации организации приведу для корпораций.
За жизнь мне пришлось коснуться трех крупных российских корпораций, но самым ярким примером для сегодняшней статьи послужит нефтяная сфера.
Думаю, что многие слышали о том, что сотрудники нефтяных компаний достигают точки невозврата, то есть не способны работать в иных сферах, через 3 года. В большинстве случаев это именно так и происходит, потому как атмосфера работы и взгляд на структуру государства после работы в нефтянке приобретается совершенно специфический.
1. Причины ускоренной профдеформации в нефтяной сфере
Во-первых, сотрудники нефтяных компаний быстро привыкают ориентироваться не на федеральные, региональные и местные законы и постановления, а исключительно на РД (рабочие документы, или стандарт организации).
Это крайне порочная практика, потому что РД распространяются исключительно на сферу этой конкретной организации, но она же не "висит в воздухе", организация в любом случае находятся в постоянном взаимодействии с иными структурами и организациями, для которых, как и положено, существует главенство федерального законодательства.
РД имеют сроки пересмотра (то есть приведения в соответствие с федеральным/региональным/местным законодательством) от 3-х до 5-ти лет, тогда как законы меняются или корректируются куда чаще. Поэтому, по факту, РД, на которые опирается корпорация, не соответствуют требованиям государства уже через год.
Во-вторых, у сотрудников нефтяной сферы довольно быстро развивается чувство превосходства над всеми прочими сферами. Безусловно, нефтяная сфера - это доход государства, однако это не является поводом задвигать все прочие сферы, выпячивая свою, как единственно верную и достойную.
Однако, глядя на то, как сотрудники нефтянки общаются со всеми прочими, закрадывается крамольная мыслишка, что в этой сфере не помешают штатные психологи для корректировки личности персонала.
В-третьих, в этой сфере действуют "законы леса", иными словами "выживает сильнейший", что толкает сотрудников на подставы, подлоги, шпионаж, сплетни и нарушение законодательства.
2. Самые яркие типы сотрудников, которые встречаются среди персонала нефтяной сферы:
Тип 1 - "Контролер"
Контролеры, как правило, занимают место менеджеров из числа офисного планктона, то есть сидят в офисе и конопатят мозг работникам на объектах. Этот тип менеджера не всегда полезный для производства, ибо он привык исключительно критиковать и выискивать нарушения, но никогда не способен предложить быстрый и экономичный выход из сложившейся ситуации. Ему обязательно нужна "пара", которая будет думать о том, как устранить обнаруженные нарушения, а не просто потыкать в них пальцем.
Это въедливые и надоедливые люди, которые будут ходить по территории объекта словно Дон Педро по плантации с невольниками, тыкая своей ручкой паркер на высмотренные нарушения с таким видом, будто его слова не подлежат критике.
При этом они в действительности далеко не всегда сведущи в вопросах компетенций своей должности, ибо подобные должности крайне редко достаются залетным (случайным) людям.
Сотрудники таких контролеров сильно не любят, обсуждают за спиной, но в лицо высказать свою боль не решаются, резонно полагая, что менеджер останется, а работника вытурят с волчьим билетом.
Тип 2 - "Крепкий хозяйственник"
Это самый редкий тип для нефтянки, я рада, что с одним таким знакома, у него даже кличка была в коллективе - "наше солнышко")))
У такого крепкого хозяйственника все хозяйство четко подсчитано, расходники закуплены впрок и хранятся по всем правилам, документация в порядке, на объекте чисто и редко бывают нарушения, а подчиненные, обычно, на начальника не жалуются, ибо справедливо поощряет и справедливо же наказывает.
Держатся такие люди на местах недолго, их либо быстренько двигают туда, где полный разброд и шатание, чтобы поправить ситуацию, либо всячески стараются уйти, ибо договориться с ними на разнообразные хищения и подлоги невозможно, а это раздражает бОльшую часть сотрудников менеджерского состава.
Тип 3 - "И нашим, и вашим, и споем, и спляшем":
Веселые "скоморохи", которые поддакивают всему и всем. Приедет руководство, устроит разнос? Такой тип сотрудников будет кивать головой и поддакивать на тему "всех уволить, все фиговые". Придут к нему на что-то жаловаться подчиненные? Всем наобещает золотых гор, всех похлопает по плечу, погладит по голове и снимет премию в угоду вышестоящему руководству.
Обычно занимают небольшие менеджерские должности, где хронически требуются "мальчики для битья" со встроенной функцией отнятой речи и способностью эффективно обтекать после фекального душа без единого возражения.
Тип 4 - "Я начальник - ты д*р@к, ты начальник - я д*р@к":
Этот тип сотрудников меняет свое поведение в зависимости от кадровых перестановок, он же не терпит присутствия вокруг бывших коллег, ставших внезапно подчиненными, так как они прекрасно помнят его пресмыкающуюся позицию в недавнем прошлом.
Их хорошо видно в тех отделах, где после его назначения меняется до 90% сотрудников. Люди эти тщеславны, но умеют прикусить язык во имя светлого будущего (своего, разумеется). Очень удобны для начальства, потому как не приучены спорить и отстаивать свою точку зрения, своей головой думают лишь в направлении упрочения своей позиции.
Работать под руководством таких начальников очень неприятно и опасно, уживаются с подобным типом лишь люди, которые не привыкли думать своей головой и просто дословно исполняют приказы начальства, либо же старательно из себя таких изображают. Если же сотрудник попадается думающий и анализирующий, то он представляет для такого начальника угрозу, поэтому его всячески стараются уйти, в том числе, и очень некрасиво с человеческой точки зрения.
В случае понижения в должности быстро переобуваются в образ "скомороха и болванчика", старательно лебезят перед новым начальником, тихонечко копая под него яму.
Тип 5 - "Я девочка припевочка, сижу, пилю ногти, печатаю бумажки"
Это самый, наверное, счастливый тип сотрудников нефтянки, которые никогда и ни за что не отвечают, имеют почти всегда придурковато-залихватский вид и "чистый лист" во взгляде. Осмысленных речей от них услышать почти невозможно, головой кивают, словно китайские болванчики, аккуратно выполняют мелкие поручения начальства, в отпуск ездят на Бали и Мальдивы)))
Такими могут быть не только девочки, но и мальчики, причем такой тип это практически вечный ребенок, который способен отсидеть на одном и том же месте "от звонка до звонка", держать рот на замке, уши открывать лишь для поручений начальства, болтать исключительно о ерунде. И так до самой пенсии, амбиций там никаких нет, но они и, чаще всего, самые безобидные, но сплетни собирают исправно, носят только начальнику "в клювике".
Тип 6 - "Специалист на своем месте, но с дурным характером":
Этот тип сотрудников, как правило, не поднимается выше позиции "ведущего специалиста", много раз за карьеру буквально висит на волоске от волчьего билета или уголовного преследования.
Быстро понимает, что его правда и правила никому не нужны, закусывает удила и продолжает навязывать эту правду, в том числе, перепрыгивая через голову начальства. Может своевольно нарушать приказы, выполнять рабочие задачи "как правильно", а не "как приказано".
С этим типом сложно договориться, если условия договора выходят за пределы "как правильно". Им очень сложно промолчать, не возразив на глупость или откровенно неверный приказ. Часто становятся предметом сплетен, наговоров, попыток подстав, начальнических выговоров и попыток увольнений с позором.
Бьются до последнего, стремятся изменить рабочую среду, активно зарабатывают нервные расстройства, начинают страдать манией преследования, пока не сдадутся окончательно. Причем окончательно сдаются они тогда, когда все "враги повержены", "признание получено", а вкупе с этим предложено долгожданное повышение. Именно в этой точке о себе дает знать профессиональное выгорание и такие "бойцы" неожиданно для всех увольняются, причем "в никуда".
Тип 7 - "Серый кардинал":
Часто занимают выгодные профессиональные позиции в службе безопасности нефтяной компании, имея к моменту начала работы профдеформацию сотрудника силовых структур.
Внимательные, много не болтают, взгляд смотрит насквозь собеседников, редко испытывают человеческие симпатии к сотрудникам компании, аккуратно собирают на всех досье, прислушиваются к сплетням и слухам, умеют "бить" неожиданно в самую больную точку и в выгодное для них время.
Таких сотрудников опасаются, если они лояльны к вышестоящему руководству, то весьма почитаемы в компании, если же коммуникация не налажена, то их просто старательно обходят стороной, но это редкость, случайных людей на таких позициях нет.
Часто именно такие сотрудники возглавляют объекты компании, особенно удаленные от основного руководства. Бывают замешаны в разного рода делишках, но, как правило, поймать их за руку сложно. Часто бывают "в доле" с руководителями компаний.
Тип 8 - "Стратег и подставщик":
Как правило в компанию приходит на низкую должность и потихоньку строит карьеру в нужном направлении. Когда надо играет роль паиньки, активно собирает слухи и сплетни, анализирует, вычисляет кому выгоднее эти сплетни донести, чтобы получить свой профит.
Очень быстро находят способы коммуникации с вышестоящим руководством, всячески угождают, всевозможно восхваляют своего покровителя, с его помощью мостят себе дорожку, но подставят, как только на горизонте появится покровитель с более широкими полномочиями.
Часто довольно споро дорастают до хороших и денежных должностей, не гнушаются незаконной деятельностью, виртуозно придумывают рабочие схемы по "шито-крыто", виртуозно играют роль шута и находят "слабое звено". В лицо улыбаются всем, никогда не бывают в центре скандала.
3. Профдеформация с движением в один конец.
Все эти типы сотрудников, которые я описала, изначально имеют нужные качества личности, чтобы надолго задержаться в нефтяной сфере. Чувствуют они себя там, словно рыба в воде, однако очень быстро погружаются с головой в увлекательный нефтяной мирок, теряя навыки жизни за пределами сферы.
Они будто кирпичик за кирпичиком выстраивают свои собственные границы, где "за бортом" остаются моральные качества человека, которые, собственно, и делают человека человеком. Для оформившегося профдеформированного сотрудника нефтянки больше нет места в других сферах деятельности, потому что правила игры там другие, а отработанные за несколько лет приемчики и ужимки больше не работают.
Это очень хорошо знают специалисты по набору персонала, потому как если в резюме кандидата на должность значится более 3-х лет любой нефтяной компании, то он уже профпригоден только для нефтяной (еще для газовой) компании. Таким людям проще двигаться от одной нефтянки к другой нефтянке, но за пределы порочного круга им уже не выйти без серьезных репутационных потерь.
Единственный тип работников нефтяной сферы, который имеет шанс устроиться вне нефтегаза - это тип 6, но начнет он свой путь буквально с начала, да и отпускать его будет долго.
Нефтегаз - это "государство в государстве", живущее по своим законам и правилам, привыкшее всех прочих ставить ниже себя по статусу, относясь в лучшем случае к ним со снисхождением.
Я наблюдала мытарства одного такого профдеформированного типа 8. Он ушел из компании спустя 5 лет вполне успешной работы, не прижился к новому ближайшему начальнику, отличающемуся деспотизмом высшего уровня и подозрительностью (тип 7). Не понравились ему "прыжки и ужимки", замечал фальшь, наигранное восхищение и подчинение, решил, что такой предаст и не поморщится. Очень "удачно" подъехал другой кандидат на его место, причем того же типа, но более изворотливый, пришедший из другой нефтяной компании.
Парень пытался пристроиться в три разных компании вне привычной среды, всюду продержался по полгода и был вынужден уходить, потому как большинство сотрудников быстро понимали, кто перед ними, рабочий процесс стопорился, начальство принимало решение избавиться от проблемы, пока она маленькая. Сейчас он работает в другой нефтяной компании и, наконец-то, счастлив быть на своем месте)))
Но большинство сотрудников, прижившихся в нефтяной сфере, сами прекрасно понимают, что за порогом этой сферы они устроиться не смогут. Личность окончательно приобретает черты нужного формата и растяжимости, чтобы чувствовать себя уютно в этом славном мирке, тем и бывают счастливы.
За жизнь я встречала в нефтянке сотрудника типа 6, который сумел избежать профессионального выгорания. Но она совершенно особенный человек, такие вообще редко попадаются. Натуральный "электровеник с атомным моторчиком". Муж ее тоже всю жизнь в нефтянке, только в другой компании, а ее девиз по жизни "никогда не сдавайся и мир прогнется под нас". И таки да, прогибался, с таким эмоциональным напором справиться не каждому под силу))) Ее нефтяная сфера так и не смогла стандартизировать до конца, просто не справилась, она со временем только поближе к мужу перебралась, чтобы вместе из дома и домой ездить.
Профессиональная деформация и "перестандартизация" касается так или иначе абсолютно всех людей, только степень сопротивления у нас этому явлению разная, а также разные аргументы в пользу такой стандартизации личности.
Однако отслеживание изменений в поведении и мышлении поможет не быть токсичными в отношении нашего окружения, в противном случае все наше окружение в скорости будет состоять из таких же стандартизированных, как и мы сами, а это скучно и вредно для сознания, снижает критику к себе в разы)))