Найти в Дзене
Фантастика на всю

Конкурс детской и юношеской фантастики "Млечный путь". Размышления технического сотрудника

Оглавление

Приветствую всех вас, дорогие фантасты и любители фантастики!

Меня зовут Николай Остапцов, писатель-фантаст, обозреватель Крымского клуба фантастов «Фанданго» и бессменный автор канала "Фантастика на всю"...

Сегодня хочу подвести некоторый итог V Всероссийского конкурса Детской и юношеской фантастики "Млечный путь-2024". В качестве технического сотрудника я участвовал в нём уже третий раз.

Рассказы приходили со всех уголков России. Детям нравится участвовать, рассказов прислали много (даже больше, чем в прошлом году).

Но речь пойдёт не о том, какие, всё-таки, молодцы устроители и организаторы Конкурса, а...

О типичных ошибках юных/начинающих авторов.

Я не буду говорить о грамматических ошибках. "Правильнописание" у авторов - обычно хорошее, хотя, нередко, почему-то "хромает"... Эта проблема легко решается учителями: перед отправкой детский рассказ не сложно проверить (их не сотни, хотя в этом году есть учительница, приславшая работы девяти (!) ребят).

1. Несколько слов нужно сказать об оформлении:

В прилагаемом файле (обычно "вордовском") почему-то все приславшие допустили одну и ту же ошибку - добавляли в скобках слова "год рождения", "Адрес для переписки...". В образце, приведённом в Положении были такие вставочки, но их ведь не нужно копировать!

Пример оформления текста:
***
Иванов Иван Иванович
(автор)
2009 г.р.
(год рождения)
г. Москва
(место расположения школы)
СОШ No ****
(название учебного заведения)
г. Москва, 3-я улица Строителей д. 7, кв. 22, Иванову Ивану Андреевичу
(адрес
и имя лица, которое будет получать корреспонденцию через Почту России)

ivfnov@pochta.ru
(адрес для электронной переписки)
Руководитель: Петрова Мария Ивановна
(руководитель от учебного заведения,
если таковой есть, также следует указать
должность руководителя, для выписки ему благодарности)
НАЗВАНИЕ РАССКАЗА
Текст рассказа. Текст рассказа. Текст рассказа. Текст рассказа. Текст рассказа...

То, что в этом примере я выделил жирным - вставлять НЕ НУЖНО!

2. "Красная строка" довольно часто задаётся не положением настроек на "линейке форматирования", а набиванием пробелов. Я уже не говорю, что "отступы" нередко заезжают за пределы полей документа...
Довольно часто дети вообще не обозначают абзацев: весь рассказ идёт как "единый монолит".

Не будь авторы детьми, редакторы не стали бы даже читать такие "проделки"!

3. Диалоги

Похоже, детям этот момент даётся слишком уж "дозировано". Часто можно встретить прямую речь:
И тогда космонавт сказал: "Я справлюсь!".
А командир ему: "Зря не рискуйте!"

Понятно, что дети могут не уметь записывать свои мысли более художественно. Вот для этого - и нужен Учитель!

О художественной части

Очень обидно, когда старания ребёнка приходится возвращать. Даже мне. Что и говорить о самом ребёнке...
Почему приходится это делать?

1. Рассказ ни о чём
Что это за явление?
Представьте себе рассказ, который описывает сверкание звёзд, кометы-планеты-метеориты, но... В нём ничего не происходит! Описания могут быть выполнены с исключительно высокой художественностью, но если кроме них ничего нет - это не фантастика! Это может быть сочинение-описание, какие задают в школе. У школьных сочинений - другие задачи. Фантастика - это, прежде всего, какое-то приключение, история...

Красивая картинка? - Бесспорно! А о чём она? (с) Из общедоступных источников
Красивая картинка? - Бесспорно! А о чём она? (с) Из общедоступных источников

2. Нет персонажей/героев
Было довольно много рассказов, в которых описывалось некое далёкое будущее, которое описано "со стороны". Как они выглядят?
Как-то так:
"В ... году человечество освоило космос. Построено много спутников, кораблей... Построены звездолёты. Изучены планеты..."
И так - до самого конца!

И что? Где хотя бы один космонавт, астроном или слесарь? Где хотя бы один человек?

3. Мечты-мечты...
Было несколько рассказов, которые, вроде, нельзя назвать "ни о чём", есть один персонаж, но мне приходилось их "разворачивать".
Пример:
"1 глава.
Ученик 7 класса школы с углублённым изучением атомной ботаники Марса и окрестностей, Вася Пупкин, задремал. И приснились ему дивные картины из будущего: спутники густым роем носятся по орбите, потом стыкуются между собой в одну сплошную кольцевую дорогу.
2 глава.
И тогда Вася не растерялся, а сел на велосипед с атомным моторчиком и помчался по Космической кольцевой, по пути собирая мусор в огромные карманы и изучая интересные метеориты.
Эпилог
Вася привёз домой кучу интересных штук, но когда мама увидела всё это, долго ругала, пока он не проснулся"...
Тут хотя бы какой-то сюжет есть - Вася спал... К тому же - сносный (во всяком случае, неожиданный) финал. Увы, сон - трудно считать фантастикой.

Картинка не имеет связи с приведённым текстом. Просто - красиво! (с) Из общедоступных источников
Картинка не имеет связи с приведённым текстом. Просто - красиво! (с) Из общедоступных источников

Был рассказ, в котором героиня-девочка (ей даже не придумали имя) намечтала бурное развитие космических перевозок и...
И всё!
Прочитал я такое произведение, понял, что ничего не понял! Где сюжет? Где приключения? Думаю, наверное, это я отвлёкся где-то и что-то важное пропустил. Перечитал ещё раз... Ещё раз... Нет! Оказывается дело не в моей невнимательности. Пришлось вернуть...

4. Авария в космосе
Довольно часто встречались рассказы, где кроме перелёта ничего не происходит. Потом - "что-то сломалось, но космонавты починили и вернулись домой". Согласитесь, что "нештатные ситуации в космосе" - не такая уж фантастика. Начиная с полёта Гагарина "нештатки", в той или иной степени, дело обычное. Не говорю, что это нормально, но спросите любого космонавта: бывает ли хоть один полёт без неприятностей? А в длительном полёте - скорее всего неприятности неизбежны. И увы, это вовсе не фантастика...

Из "Краткого словаря начинающего фантаста": Авария - счастливый случай. Завязка интересного приключения (с) Журнал "Техника-молодёжи" за 196... год. (с) Картинка - из открытых источников
Из "Краткого словаря начинающего фантаста": Авария - счастливый случай. Завязка интересного приключения (с) Журнал "Техника-молодёжи" за 196... год. (с) Картинка - из открытых источников

5. Если в космосе встретишь кальмара..
Дети любят сказки. Присылают и на конкурс сказки с космическими приключениями, планетами, населёнными эльфами. Что ж, во Вселенной, возможно, что где-то, в бескрайних просторах есть нечто подобное. И вообще, фэнтези - вполне признанный жанр фантастики.

-4

Но вот встретить в космосе какого-то огромного червя, который прогрыз обшивку звездолёта, а потом своим телом заткнул пробоину...
Интересный ход! Вот, только, откуда в вакууме взялся червь? Как он перемещается? Чем он там может питаться? Или у него, как в старинной песне "Кальмары прямо не плывут": "Если в космосе встретишь кальмара - опасайся электроудара! У кальмара четыре турбины, у кальмара - чернильная бомба..."

6. Не дружим с науками
Ждать от ребёнка полностью правдоподобного описания явлений, тем более, с непонятной ему природой - ещё более наивно, чем ребёнок сам понимает суть физики или теории относительности. Дети, пишущие на конкурс - не закончили школу, знают далеко не всё, им простительно. А вот учителя - могли бы и "подправить" детское понимание отдельных моментов.
Пример?
- Пожалуйста:
"... космонавт взял молоток и стал забивать выгнутые наружу края обшивки..."
Казалось бы, что тут такого? Обычная ремонтная ситуация!
А вот теперь, представьте (с высоты взрослого мышления), что будет с космонавтом, который из о всех сил в невесомости лупит молотком?
Его, для начала, начнёт разворачивать вокруг центра масс... Ладно, это достаточно трудно представить ребёнку. Но тот факт, что его будет отталкивать от корабля - вполне можно объяснить на примере бассейна: Человек легко оттолкнул от себя стенку бассейна и... отплыл от неё, ничуть не шевелясь. Ударил молотком - улетел!
Рассказ станет интереснее, да и ребёнок лучше поймет суть третьего закона Ньютона (про действие с противодействием).
А зависимость температуры закипания жидкости от давления?Простейшая иллюстрация - появление пузырьков газа при открывании бутылки лимонада. Что произойдёт с кровью космонавта, если будет повреждён скафандр?
Так, на простых, но ярких примерах, ребёнок усвоит азы физики.

7. Инопланетяне
Жители других планет - любимые персонажи космической фантастики. Хорошо, когда с ними удаётся найти общий язык, подружиться... Но для этого, нужно хотя-бы какое-то сходство. Попробуйте завести приятельские отношения, например, с воробьём! Вроде, и живёт рядом, и дышит тем же воздухом, но... У него совсем другая жизнь! Он никогда не раскроет вам своих секретов, да и ему, честно говоря, глубоко безразличны ваши успехи в плавании брасом или отметки по геометрии.
Не получится нормальной дружбы "на равных"!
А теперь, представьте, что вы встретили марсианина. Он живёт в губительных для человека условиях, у него - совершенно непонятные нам вопросы, органы чувств. Может, марсианин видит электромагнитные поля, слышит стук молекул между собой... Может, его будут удивлять способность человека различать цвет? Конечно, можно попытаться понять друг друга, найти общие точки.
Вспомните фильм "Живое"! Неосторожное обращение с чуждым организмом вполне может привести к гибели всего живого на Земле...
Конечно, пугать детей такими страшилками - не обязательно, но, как говорится, "Чем выше забор, тем лучше соседи!". Одно дело, если инопланетянин - похожий на тебя, понимающий твои проблемы, к тому же - владеющий технологией телепортации, а потому - способный передать тебе возможность мгновенно перемещаться между планетами, а совсем другое, если грозный захватчик, стремящийся захватить земные ресурсы (зловреды из "Вторжение в Персей" Снегова) или слопать землян ("Война миров" Г. Уэллс).

8. Выводы
Помню, как мне попалось школьное сочинение, написанное мной во втором классе. Обычное сочинение, прочитанное с некоторым умилением. Но вывод... Он меня от души развеселил: "Хорошо зимой!"
Это при том, что в сочинении - рассказ о лужах, слякоти и мокрых ботинках... Что ж хорошего-то? Но требования того времени гласили: "Должен быть вывод!".
Похоже, никуда это требование не делось: дети усердно пишут выводы из рассказов, хотя они там бывают (чаще всего) не нужны:
"Наши путешественники вернулись домой, привезли много разных открытий и экспонатов для школьного музея..."
Был один рассказ, в котором "выводы" заняли, наверное, четвёртую часть общего объёма. В целом - отличный рассказ, но слишком уж много в нём "Хорошо зимой!"
Конечно, выводы в рассказе могут иметь место. Для них даже существует термин - "Эпилог". Вот, только, эпилог не должен быть перегружен "моралью". Лучше написать, чем закончилась эта история, чем потом стали заниматься её герои:
"Лёша Петров теперь стал настоящим космонавтом, летает третьим пилотом на пассажирской линии "Луна-Марс". Люда - стала учёным-биологом, чем занимается - я не знаю, говорят, открыла что-то важное. Иван Кузьмич - пошёл на пенсию. Недавно я видел интервью, которое он давал корреспонденту "Новости Юпитера"..."

Конечно, я ни в коем случае не призываю всех писать по этой схеме! Автор, и только автор может решать, как ему писать, о чём, чем заканчивать и что будет происходить в его рассказе, повести, романе, может, даже, неожиданно оборвать в любом месте...

Общие выводы

1. Дети пишут. Это не может не радовать!
2. Некоторые дети УМЕЮТ ПИСАТЬ! - Это радует ещё больше! Но тут дело не только в таланте самих детей, но и в помощи учителей и (или) родителей.
3. Некоторые дети берутся писать только для того, чтобы спасти себя от неминуемой "годовой тройки по русскому". В итоге - получается какая-то лабуда...
4. Роль учителя в "выращивании писателя" в настоящее время во многом недооценена, в том числе - самими учителями.
Ребёнок, даже написавший неплохой рассказ - ещё не готовый писатель, а только заготовка! Его таланту нужна помощь! Нужно подсказать, где нужно поставить запятую, чем фразеологический оборот может украсить рассказ, а чем - подпортить. Как пишутся диалоги, как ставятся "длинные тире" и чем они отличаются от дефиса.
Есть "вредные" редакторы, которые могут "развернуть" отличный рассказ только потому, что вместо буквы "Ё" будет "Е".
Вроде, мелочи, но они - правы: при огромных объёмах работы отвлекать их ещё и на это...
Что предстоит сделать учителям

Найти ребёнка, который хочет участвовать в конкурсе - только часть дела! Нужно помочь ему избежать ошибок, перечисленных в этой статье, правильно оформить рассказ, сделать его ярким, интересным...
Если Ваш воспитанник стал призёром, а Вы не смогли приехать в Крым, пос. Научный, Крымская астрофизическая Обсерватория, то... Призы приедут по Почте!
Договоритесь с руководством школы, чтобы ребёнок награждался, например, на Линейке 1 сентября!
Конечно, никто не может гарантировать, что будет присутствовать настоящий космонавт, но и такие случаи были!

Призёра приехал поздравить Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт Залётин Сергей Викторович
Призёра приехал поздравить Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт Залётин Сергей Викторович

Если ребёнка не "мягко подталкивать" в нужном направлении, он, скорее всего, либо бросит писать вообще, либо останется никому неизвестным автором вообще никому неизвестных шедевров... Будет обидно!

Давайте, постараемся, чтобы на Земле было меньше поводов для обид!

Да здравствует Воображение!

Viva Imaginatia!

Другие публикации канала - тут

--------------------
Если вы дочитали до этого места, и вам понравилось – ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Буду признателен за комментарии, оставленные прямо здесь ;-)