Проектом по созданию известной всем «Катюши» руководил Герой социалистического труда, лауреат Сталинской премии первой степени, член-корреспондент Академии наук СССР Андрей Костиков.
Но, как оказалось, в проекте по созданию легендарного советского оружия работали «троцкисты», предатели Родины.
Костикову не повезло?
Можно было всё списать на это и закрыть тему. Но нужно восстанавливать справедливость.
Впрочем, уже в начале 90-х с вопросом разобрались. Пришли к правильным выводам. Однако об этом мало кто знает. По крайней мере, не так часто пишут про тот легендарный коллектив, которые оказался репрессированным.
Кто работал над проектом
Начну с человека по имени Георгий Лангемак. Он был своего рода уникумом, потому что, еще когда проходил обучение в Военно-технической академии, выполнял заказы Газодинамической лаборатории.
Основатель последней – Тихомиров Николай Иванович – видя, что Лангемак наделен огромным даром, попросил распределить юношу в лабораторию на постоянную службу. Так и сделали.
Георгий Эрихович Лангемак придумал массу вещей, которые до него не существовали. Именно он стал первопроходцем в создании реактивных снарядов, в которых использовался бездымный порох. Он же ввел термин «космонавтика». Лапнгемак был уверен, что люди смогут летать в космос, осваивать другие планеты и так далее.
Конечно, Георгий Эрихович занимался теорией, но его исследования легли в основу практики.
Газодинамическая лаборатория выросла в Реактивный научно-исследовательский институт, где Лангемак разработал снаряды Р-82 и Р-132. Цифры – это миллиметры. А Р – «реактивные».
Георгий Эрихович общался с самим Циолковским по вопросу создания ракет для отправки людей в космос.
Её один гений – Валентин Петрович Глушко. Он стал академиком в итоге.
Про Глушко говорили: «Всё, что он создал, было создано впервые». 15-летний Валентин писал письма Циолковскому, рассказывал о своих идеях освоения космоса, о том, как можно обживаться на других планетах. Циолковскому все эти мысли очень нравились, поэтому ученый высылал пареньку различные материалы, чтобы подросток не останавливался в своих исследованиях, продолжал важную работу.
Уникальность Глушко заключалась ещё в том, что он окончил профтехшколу и консерваторию по классу скрипки. Всё. Никакого профильного высшего образования он не получал. При этом Валентин Петрович 33 года работал именно в сфере создания ракет. Он сотрудничал с Сергеем Королёвым, сделал массу очень важных открытий.
Ещё несколько фамилий назову – тех людей, которые составляли костяк «творческо-технической» группы, создавшей легендарную «Катюшу»:
1. Инженер-артиллерист Борис Петропавловский.
2. Директор института РНИИ Иван Клеймёнов.
3. Конструктор Юрий Победоносцев.
4. Руководитель Газореактивной лаборатории Николай Тихомиров.
Это, как говорится, была команда мечты.
Внимательный читатель заметит, что фамилии Андрея Костикова в этом списке нет. Всё верно. С ним – отдельная история.
Репрессии
Костиков, как пишут историки, был довольно посредственным инженером. Не совсем бездарностью, он даже руководил отделом по созданию ракетных двигателей на жидком топливе. Но таланта, как у вышеперечисленных, не было.
Подошли такие времена, когда с помощью доносов можно было строить карьеру, убирать конкурентов.
Костиков подключил к этом делу своего приятеля Л.А. Корнеева, которого ранее уволили из института.
Два товарища стали писать письма во все инстанции. В том числе и на имя К.Е. Ворошилова.
Андрей Костиков в своих обращениях указывал, что коллектив, в который входили Лангемак, Глушко и другие, занимается вредительством. В частности, пускает в серийное производство сырые вещи.
Печально, что Костикову и Корнееву верили.
Талантливую группу ученых, о которых речь шла выше, арестовали. Всех допрашивали. Причем, судя по всему, делали это с пристрастием. Возможно, были пытки – не могу однозначно говорить о том, что не подтверждено документами. А таких бумаг быть не может.
Известно, что в деле, которое возбудили против Глушко и прочих, были противоречия.
Например:
существую показания Ивана Клейменова, которые он якобы дал 14 декабря 1937 года. Если ориентироваться на бумаги, то получается, что арестованный сдал всех своих коллег.
Но, согласно другим документам, в тот день Клейменова не допрашивали.
Понятно, что ученых заставляли давать показания друг на друга.
Королёв и Глушко лишились свободы на 6 лет. Лангемака и Клейменова расстреляли.
В 1955 году фигурантов дела реабилитировали, а в 1991 году каждому присвоили звание: Герой социалистического труда.
Костиков тоже год провёл в тюрьме, ушел из жизни в 51 в звании генерал-майора.