Найти в Дзене

Первая Македонская война и ее итоги (215-205гг. до н.э.)

Возвышение Древнего Рима в Средиземноморском регионе вызывало противодействие со стороны тех стран и правителей, которые могли поспорить с римлянами на поле брани. Полибий утверждал, что Филипп пользовался популярностью в Греции (Polyb. IV.77). Деметрий Фаросский подталкивал Филипа V, к военным действиям в Иллирии и советовал закончить войну с Этолянами. По словам Ливия: «Филипп колебался, кому желать победы» (Liv.XXIII.33), хотя очевиден вывод, что враг Рима, автоматически становится другом. Также навпактиец Агелай убеждал Филиппа принять меры против грозящей опасности, что победитель в схватке между Римом и Карфагеном, не будет довольствоваться только властью над Италийцами и Сицилийцами (Polyb. V. 104.3). Из этого мы делаем вывод, что мнение И.Г. Дройзена ( труд дройзна вписать) было неверно, что задача в Навпакте, было соединение сил против Рима. Думать, что Филипп не был достаточно агрессивно настроен без Агелая ошибочно. В его политике основным элементом была война. Из 42
Средиземноморье в 218 году до н. э.
Средиземноморье в 218 году до н. э.

Возвышение Древнего Рима в Средиземноморском регионе вызывало противодействие со стороны тех стран и правителей, которые могли поспорить с римлянами на поле брани.

-2

Полибий утверждал, что Филипп пользовался популярностью в Греции (Polyb. IV.77). Деметрий Фаросский подталкивал Филипа V, к военным действиям в Иллирии и советовал закончить войну с Этолянами. По словам Ливия: «Филипп колебался, кому желать победы» (Liv.XXIII.33), хотя очевиден вывод, что враг Рима, автоматически становится другом. Также навпактиец Агелай убеждал Филиппа принять меры против грозящей опасности, что победитель в схватке между Римом и Карфагеном, не будет довольствоваться только властью над Италийцами и Сицилийцами (Polyb. V. 104.3). Из этого мы делаем вывод, что мнение И.Г. Дройзена ( труд дройзна вписать) было неверно, что задача в Навпакте, было соединение сил против Рима.

Думать, что Филипп не был достаточно агрессивно настроен без Агелая ошибочно. В его политике основным элементом была война. Из 42 лет правления мирными были только 8 лет: 221, 196, 194 – 192, 188, 185, 182гг.

Когда Филипп Vвернулся в Македонию, начинается война с другом Рима, местным царем Скердилаидом, который подверг опустошению приграничные области Македонии. Филипп наделся в наиболее короткое время закончить с делами в Иллирии (Polyb. V. 108.7). Полибий квалифицирует Деметрия как смелую и отважную личность, но его действия были необдуманными и делались, часто наудачу (Polyb. III.19.9).

Филипп вернул захваченные Скердилаидом города и занялся укреплением своей армии, особое внимание уделялось флоту. Зиму с 217 на 216 год Филипп обучался военным дейсвиям. Полибий развивает сомнения о том, что данные занятия нужны были Филиппу для войны в Иллирии (Polyb III. 19.9).

Он был, одним из первых царей Македонии, принявшийся за строительство сотни судов иллирийского устройства для того, чтобы переправить свою армию, для быстрого расположения войск в ранее назначенных местах и для запугивания противника внезапным возникновением. После оборудования флота и занятий македонян в гребле Филипп поплыл в море с желанием захватить город Аполоний. Данная цель, не была выполнена. Филипп отказался от своих намерений при первом сведение о том, что корабли Рима разместились в Адриатике. Полибий утверждает, что беспокойства Филлипа были излишни, и, если бы он продемонстрировал волю, «достиг бы данной задачи в Иллирии» (Polyb V.110.8). Привлекает интерес тот факт, что Рим, невзирая на тяжелейшею войну с Ганнибалом, отправили из своего флота, располагавшегося у Лилебея, эскадру из десяти кораблей на подмогу Скердилаиду против Филлипа (Polyb V.110.8). Данные действия Рима имели ярко окрашенную анти-македонскую квалификацию. Данные действия носили цель не только защиты своих морских баз, но и сохранение за собой своих позиций в Иллирии.

Битва при Каннах
Битва при Каннах

Битва при Каннах и проигрыш в ней Рима закрепило намерение Филиппа подписать с Карфагеном мирный договор.

К.В. Нич опирается, на послание царем Македонии в Италию послов, послы были наделены двойными полномочиями. Прежде они заключили договор с Римской республикой, но потом же, они заключают уже конечный договор с Ганнибалом. Нич полагает данное обстоятельство бесспорным. Но в реальности исторические документы не предоставляют нам основание делать такие выводы.

В положение жестокой и коварной войны с сильным врагом Римская республика, опасалась второго фронта, на Балканском полуострове и стремилась предпринять все от себя зависящее, чтобы данный фронт не появился. Зверю нужно было, чтобы его раны зажили. Но на данном этапе надо принять во внимание точные положения. Как мы выяснили, Рим проникает на Балканский полуостров за десять лет до начала первой союзнической войны. В тот временной период, при поддержке мощного войска обоих консулов, а также вследствие участия в данной области Адриатического моря, и входит в отношение с Этолийским и Ахейским союзами. Упрочнение Рима в Иллирии было очень пагубно для Македонии. Вытеснение их из Иллирии – для Македонии вопрос колоссального масштаба. Задействуя противоречия внутри самой Иллирии после Союзнической войны , царь Македонии подчинил ряд ее земель и придвинул свою территорию к областям, которые находились под контролем Римской Республики. Освоение Рима на Балканах неизбежно должно было встретить борьбу со стороны Македонии.

-4

215г. Рим захватил посольство – македонян и карфагенян, вследствие этого Римляне своевременно приняли необходимые нормы. ( Liv. XXIII. 38.). В связи с тем, что первое посольство, попало в плен, Филлипу (царю Македонии), нужно было отправлять послов второй раз (Liv. XXIII.39).

Стоит признать, что агрессорами в данной войне являются, оба государства, ибо Римская республика и Македония, имели интерес в Иллирии. Как мы уже утверждали, для Римской республики войну за Иллирию вызвала война с Карфагеном.

Надо обратить внимание на договор, который заключили друг с другом Карфаген и Македония. Послов Македонии поймали с текстом договора. Полибий показывает текст договора. Исходя из него, союзные государства обязывались вместе начать военные действия против Рима (Polyb.VII.9). Условия союзников в данном договоре прописывались не совсем точно. В данном договоре не говорится о высадке Филиппа в Италии.

В связи с этим у нас нет никаких оснований не признавать антиримской направленности договора 215г. До н.э. и считать, что он выражал лишь разделение сфер влияние между Карфагеном и Македонией. С возраставшей мощью Рима Филипп не мог не считаться.

Известно, что как раз в 215 г. До н.э. война приняла иной характер. Марк Клавдий Марцелл, Семпроний Гракх и Фабий Максим стали во главе трех римских армий, которые сковали маневренность карфагенской армии, лишили ее возможности быстрых передвижений и наступательных действий. Это было время, когда Карфаген отказал Ганнибалу в помощи, которую он вынужден был искать в чужих странах. Поэтому в договоре с Македонией Ганнибал был заинтересован не меньше, чем Филипп. Для последнего же как карфагеняне, так и римляне являлись потенциальными противниками.

Кто бы из них ни победил в этой войне за преобладание в Западном Средиземноморье, тот и претендовал бы на Восточное Средиземноморье и становился реальным и опасным врагом Македонии. Но заключить договор с Римом македонский царь не мог, так как их интересы уже столкнулись на Балканах. Он надеялся, что война ослабит силы и Карфагена и Рима и влияние Македонии на Балканском полуострове усилится. В этом смысле курс македонской внешней политики можно охарактеризовать, как направленный против Карфагена, так и против Рима. Именно из этих позиций исходили все последующие действия Филиппа. О какой-нибудь большой экспедиции в Италию он и не мечтал, тем более что для этого не обладал достаточным военным флотом.

Кроме того, отвлечь на себя значительные силы Рима с италийского театра военных действий, чтобы усилить позиции Карфагена. Филипп был намерен, использую борьбу двух соперников в Италии, решить первоочередную проблему: вытеснить римлян из Иллирии и не дать им возможности завоевать какие бы то ни было позиции на Балканах. Однако решение этой проблемы натолкнулись не только на волю Рима оберегать свои коммуникации в Адриатике, но и на строго продуманный план использования всех антимакедонских сил в балканских странах на борьбу с Македонией.

Отношения в Греции послужили решающим обстоятельством, парализовавшим деятельность Филиппа. Греки, как Ахейский союз, в общем дружественный македонскому царю, так и Этолийский союз, враждебный ему, подозрительно относились ко всякому усилению Македонии. Но рост могущества Македонского государства и усиление его влияния в Греции грозили Ахейскому союзу потерей политической самостоятельности.

Этолийский и Ахейский союз
Этолийский и Ахейский союз

Эти обстоятельства определяли не всегда твердую позицию союза в отношении Македонии. Дружба Ахейского союза с македонскими царями неоднократно прерывалась враждебными действиям. Большим препятствием для установления Македонской гегемонии в Греции явилось противодействие демократических государств во главе с Этолией, поддержанное социальным движением в Мессении и Спарте. Конечно, все эти обстоятельства были внутренним делом самих греческих государств, диктовались социально-экономическими интересами различных слоев греческого общества, а не инспирировались Римом извне.

Но Рим в борьбе с Филиппом, безусловно, использовал эти противоречия и старался бороться с Македонией силой самих греков, о определенно свидетельствует римско-этолийский союз против Македонии, заключенный в 212г. До н.э. Этому союзу предшествовали тайные переговоры Рима с руководителями Этолии, подготовившими съезд этолийцев. На съезд с небольшой эскадрой легких судов прибыл римский полководец, он убеждал этолийцев заключить с Римом союз против Македонии. Обращает на себя внимание стремление римского представителя убедить этолийцев в полезности объединения их общих усилий против опасных македонских соседей. Успехи Рима в Сицилии, взятие ими Сиракуз и Капуи приводились на съезде как доказательство наступившего в пользу Рима перелома в пунической войне. Такое положение дает Римской республики возможность изгнать македонян из этолийских городов, вернуть этолийцам Акарнанию и заставить Филиппа «опасаться за саму Македонию».

-6

Интересны условия, на которых союз был заключен Этолийцами:

1.Союз между этолийцами и Римом не является лишь двухсторонним союзом. Он может быть расширен за счет включения в него других государств Балканского полуострова и Азии. Даже указываются конкретные претенденты: элейцы, лакедемоняне, фракийцы, иллирийцы, цари М. Азим (Liv. XXVI.24). Этот пункт красноречиво говорит о том, что союз с этолийцами Рим считал первым шагом на пути создания большой антимакедонской коалиции.

2.Этолийцы должны тотчас же начать военные действия против Филиппа на суше. Рим пришлет им на помощь 20 судов.

3. Все завоёванные в войне города до Керкиры переходят к этолийцам, вся военная добыча становится достоянием Рима.

4. Рим должен возвратить Акарнанию этолийцам.

5. Непременным условием заключения мира этолийцев с Филиппом должно быть требование воздержаться «от всяких неприязненных действий против Рима, и их союзников и их подданых». Со своей стороны, заключив союз с македонским царем, Рим обязан потребовать от него не вести войну с этолийцами и их союзниками.

Как видно из этого договора, Рим не стал в позу пассивного созерцателя в греко-македонских отношениях. Будучи связан войной с Ганнибалом, он, естественно, не искал тогда на Балканах территориальных приобретений, но, используя противоречия в греко-эллинистическом мире, старался окружить Филиппа со всех сторон врагами (Paus. VII.7.7).

В 214г. Филипп осадил Аполлонию, после чего потерпел поражение от Рима и бежал, предварительно уничтожив суда (Liv. XXIV.40). В 212г. Филипп смог оккупировать Парфанию и Антинтанию, вслед за этим Рим пошел на союз с Этолией, чтобы не дать возможность дальнейшего усиления в Иллирии, а «италийские планы» некто в расчет не брал. В 214г. Ганнибал подчинил юго-восток Италии, желал взять Тарент (Liv XXV.8). В 213г. Филипп захватил Лисс, и в Иллирии уже не оставалось крепостей, способных противостоять Филиппу (Polyb. VIII.16). Союз Карфагена и Македонии представлял угрозу только внешне и не давал преимущества ни одной из сторон. Филипп планировал использовать союз с Карфагеном, который нуждался в союзнике, для достижения только своих целей. После заключения мира в 206г. С Этолией, первая Македонская война шла не активно, тем более поражение Карфагена стало очевидно, и смысла ему помогать не было. Филипп очень хотел покончить с войной и заключить мир с Римом, также как и с Этолянами (Liv.XXXIX.12).

Первая Македонская война, хотя и длилась целое десятилетие, не дала каких-то заметных изменений на политической карте Древней Греции. Мир 205г. До н.э. был для Рима перемирим, только некоторым перерывом в военных действиях. Рим хотел выждать окончания войны с Ганнибалом и пока не нападал на Македонию. Но одновременно он вел переговоры с врагами Македонии в Греции и Фракии, намереваясь привлечь их на свою сторону, использовать против Филиппа. Римский сенат хотел в ближайшие годы перебросить в Грецию свои легионы, что он и осуществил после окончания второй пунический войны.

Мир 205г. До н.э. был перемирием также и для Македонии, во время которого Филипп думал собрать силы для новых военных действий. Именно этим он и занимался в период наступившего перемирия.

Первую Македонскую войну обычно называют «Второй Союзнической войной», хотя она далеко вышла за пределы самой Греции и затрагивала социально-экономические интересы многих других стран и государств.

Список Источников:

1. Аппиан Александрийский. Римская история. М.2010.

2. Веллея Патрекула. Римская история. Воронеж.1985.

3. Евтропий. Кратская история от основания города. М.1997.

4. Ливий Тит. История Рима от основания города.в 3-х т. М. 2003.

5. Непот, К. О знаменитых иноземных полкводцах. М. 1992.

6. Павсаний. Описание Эллады. М.1994.

7. Страбон. География. М. 1964.

8. Полибий. Всеобщая история. Спб. 2004.

9. Флор Луций Анней. Две книги эпитом Римской истории обо всех войнах за 700 лет. Воронеж. 2007.

10. Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога. М.2005.