Уже более двух лет Россия ведёт тяжёлую кровопролитную войну, в которой несёт большие потери в бронетанковой технике. В работе от 27.02.2024 «Уроки двух лет специальной военной операции на Украине» приводятся следующие данные – «К началу 2023 г. у Украины были, в принципе, значительные шансы на успех наступательных действий. Российская армия в зоне боевых действий испытывала не только значительный некомплект личного состава (эффект мобилизации только начинал сказываться), но и нехватку боевой техники. Уже с лета и осени 2022 г. российская сторона начала массовый вывод с баз хранения устаревших образцов танков, бронетехники и артиллерии, включая образцы 1950–1960-х гг., чудом пережившие «распилы» постсоветских времён, но это только частично исправляло ситуацию. Согласно нашумевшей в середине прошлого года утечке файлов Разведывательного управления министерства обороны США (РУМО) через социальную сеть Discord, на 28 февраля 2023 г. у российских войск на линии боевого соприкосновения находилось 419 танков, 2928 бронированных машин и 1209 артиллерийских систем.» Если учесть, что на начало СВО в российской армии, согласно The Military Balance 2022, насчитывалось около 2900 (данная цифра хорошо согласуется с данными, приведёнными в работе от 12.09.2021 «Обзор состояния танковых войск Вооруженных сил России. 2021 г.»), то только в 2022 году российская армия потеряла более 2500 танков. Согласно данным, приведённым в работе «Оценка потерь танков российской армией в 2023 году по косвенным признакам», в 2023 году потери танков оцениваются в 1700 единиц. Эти цифра хорошо согласуются с данными ресурса Oryx - на 09.05.2024 суммарные потери составили 3000 танков (из них уничтожено 2001, повреждено 156, брошено 329, захвачено украинской армией 514). Т.е. безвозвратные потери составляют 2844 танка, или более 100 танков в месяц и более 1200 танков в год. Если исходить из предположения, что в базу данных Oryx попадает около 60-70% подбитых танков, то получаем потери порядка 1700 – 1800 танков в год.
Для поддержания боеспособности российской армии активно использовались танки с баз хранения, значительная часть из которых проходила капитальный ремонт и модернизацию. Новых танков (а с нуля в России производится только Т-90М) было произведено очень мало, основную долю произведённых Т-90М составляют танки, полученные в результате модернизации (на начало боевых действий заместитель министра обороны Алексей Криворучко заявлял, что из всего парка Т-90 только до 400 могут быть модернизированы (22.10.2021 Т-90М превращается в робота с дистанционным управлением), и в соответствии с первыми контрактами на производство 160 Т-90М, сделанных с нуля было только 10 единиц (13.02.2020 Минобороны определилось с планами развития танковых войск), и можно предположить, что такая политика проводилась вплоть до начала 2024 года). Понятно, что в такой ситуации наши хранилища танков серьёзно подсократились.
Учитывая, что основная доля танков в хранилищах находится под открытым небом, а у наших западных партнёров много хороших спутников, дающих качественные снимки земной поверхности, а у российского армейского руководства, по-видимому, не было и нет цели вводить в заблуждение своих партнёров (ну забрал танк – поставь на его место макет), то западные аналитики легко подсчитали содержимое этих хранилищ и пришли к неутешительным для российской армии выводам – ну полтора, может два года вы ещё и повоюете на своих запасах. А потом?
Как ни крути, а надо срочно наращивать выпуск новых танков и не через полтора – два года, а уже сейчас – в этом 2024 году, и не десятками, а сотнями. Есть ли у нас для этого потенциал? Давайте посмотрим.
По данным, приведённым в книге С. Устьянцева и Д. Колмакова "Т-72/Т-90. Опыт создания отечественных основных боевых танков" (Нижний Тагил: ОАО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф.Э. Дзержинского, 2013), в 80-е годы прошлого столетия темпы производства Т-72 на Уралвагонзаводе составляли, приблизительно 1500 танков в год (плюс/минус). После развала СССР, производилось не более 150 танков год. Например, если составить данные за 2021 год, то это 65 Т-90М, 30 Т-72Б3М, возможно 20 Т-14, до 10 «Терминатор-2» и небольшое количество БРЭМ-1 – в порядок величины 150 машин укладываемся (приблизительно то же самое и по другим «успешным» годам). Это при работе в одну смену, при учёте трёхсменной работы (или 2 смены по 12 часов) максимум получаем 540 – 600 машин. Цеха, как в 80-е, так и сейчас стоят на том же месте (основному цеху 130 уже более 80 лет), понятно, что объяснить более чем двукратное падение объёмов производства можно сокращением станочного парка. И судя по всему эта проблема сейчас ускоренно решается:
- на февраль 2024 год в механосборочный цех № 3 (обеспечивает танковый конвейер комплектующими для создания боевых машин – всего более 20 тысяч наименований) поступила часть нового оборудования (зуборезные и зубошлифовальные станки и др.) (12.02.2024 https://vk.com/wall-150895226_26380).
- запущен первый в новейшей истории тагильского предприятия цех производства трансмиссий (возведён с нуля и запущен в эксплуатацию). В цехе скомпонованы по технологическому признаку все виды механической обработки для полного цикла изготовления деталей любой трансмиссии. Основными и приоритетными видами являются обработка на токарных, фрезерных и зубообрабатывающих программных станках.
Более того, в механосборочном цехе № 3 за январь 2024 года объём выпускаемой продукции увеличился вдвое по сравнению с тем же периодом 2023 года.
Так что, потенциал есть. Можно предположить, что уже в 2024 году Нижнетагильская площадка сможет выйти на темпы производства 80 - 100 новых танков Т-90М в месяц. Но и проблем немало, одна кадровая чего стоит. Работа по 12 часов в день и почти без выходных – это работа на износ, люди не смогут вечно трудиться в таком режиме, а смогут ли набрать недостающий квалифицированный персонал – это большой вопрос. В настоящее время на предприятии работает около 30000 сотрудников (в середине 80-х приблизительно 45000). Временно «кадровые дыры» закрыли переводом в механосброчные цеха рабочих из других цехов (вагоносборки и литейки) (01.03.2023 Главный танковый завод РФ придумал, как решить проблему с кадрами). Как результат, резко снизилось производство вагонов - в 2021 году «Уралвагозавод» выпустил чуть менее 15 тыс. единиц подвижного состава, в 2022-м — 7,2 тыс., а в 2023 году 6 тысяч. Смогут ли «нормально» решить кадровый вопрос? Поживём – увидим.
Допустим, мы достигнем уровня производства в 1000 – 1200 Т-90М в год. А этого хватит? Наше ближайшее будущее – опустошённые хранилища. 1200 новеньких Т-90М, при наших огромных темпах потерь, не решают проблемы восстановления боевой эффективности наших войск. Думаю, именно по этой причине принято решение о возобновлении производства танков Т-80. И производство Т-80 необходимо запускать в ближайшее время. Работы в этом направлении ведутся, по информации на декабрь 2023 года на заводе ПАО "КАДВИ" (Калуга) запущено производство новых газотурбинных двигателей для танков. Всего с 1978 по 1991 годы в Омске был выпущен 5391 танк Т-80Б и Т-80БВ, в среднем 415 танков в год. Наверное, постепенно Омсктрансмаш сумеет выйти на этот показатель (известно, что производственные площадки там в основном сохранились, необходимое оборудование и станки закупят), может решат проблему «кадрового голода».
Выводы
В обозримом будущем мы, вероятно, сможем производить около 1600 (может побольше) новых танков в год. Но при наших больших потерях этого будет хватать только на замену выбывших. Рассуждать о полноценном наращивании наших вооружённых сил нет смысла, нам бы сохранить потенциал тех частей, что воюют сейчас. Мы можем объявить очередную мобилизацию, призвать хоть миллион или два, но танков для них пока нет.
Фролов И.В., к.т.н.