Человек - существо социальное, это знают даже дети. Вообще, основная сила нашего вида не только в интеллекте, а в возможности объединяться в большие социальные группы. Наша выживаемость в дикой природе по одиночке, не смотря на интеллект, может быть гораздо ниже, чем у многих других видов. Объединившись, наша эффективность в плане выживания повышается до невероятных значений.
Это я все к чему? Можно работать в одиночку и сделать хороший результат, но что-то по-настоящему грандиозное можно сделать только объединившись в команду с другими людьми, став лидером этой команды. Про это мы сегодня и поговорим.
4 правила эффективного управления работой команды
Управление командой в бизнесе (и не только) - это последовательность процессов, где благодаря правильным действиям наставника (лидера команды) достигается поставленная цель.
Эффективное управление работой команды возможно благодаря четырем взаимосвязанным процессам: планированию, организации работы, мотивированию членов команды, анализу результатов.
Последний этап предполагает возврат к первому пункту, образуя, таким образом, замкнутую систему, которая постоянно повторяет себя.
Планирование работы команды
У меня это делается после 19 числа каждого месяца, когда идет выплата бонусов по результатам работы за прошлый месяц. В сентябре у меня годовое планирование, которое приурочено к очередной годовщине компании. Вы можете это привязать к тому, что удобно лично вам. Вообще планирование, постановка целей и задач - это отдельная тема, для отдельной статьи. Кратко: у вас должны быть цели на месяц, год и более глобальные, а задачи - это маленькие этапы для достижения промежуточных целей. Решение ежедневных задач ведет к достижению месячных целей, закрытие месячных целей к закрытию годовых и так далее.
Будучи лидером команды - вы ориентир, за которым следуют другие. Вы всегда должны показывать другим членам куда вы идете. На этом этапе реализуется стратегическое планирование движения бизнеса.
Организация процессов в работе команды
В процессе организации из нескольких элементов (объединенных по определенному принципу)
создается структура. Например, чтобы провести городское мероприятие офлайн, у нас есть технология "Семинар за 3 дня", где обозначены правила выбора времени, распределение ролей на мероприятии, составление бюджета мероприятия и тд. Технология описана в книге Валентина Ковалева (с таким же названием).
Суть в том, что на каждый процесс у вас должен быть составлен уже работающий регламент действий, который сможет повторить другой человек и прийти к результату. При этом не важно в каком бизнесе. Любой бизнес - это по-сути создание команды, каждый член которой по данной ему инструкции сможет выполнить определенные прописанные действия и получить результат, который продвинет всех остальных вперед (если упростить до безобразия).
А если нет этого регламента или инструкции? Тут как раз ваша задача, как лидера, составить этот регламент или инструкцию. Вы можете взять за основу уже существующий регламент (у вашего наставника, например), можете посоветоваться с более опытными людьми, нанять стороннего консультанта, который уже знает как отлаживать процесс (например, на построение отдела продаж). Вариантов много, но эту задачу должны решить вы, как лидер.
Мотивация команды
Важно вовремя хвалить своих партнеров (лучше с такой позицией относиться, даже если это ваши подчиненные), увидеть даже небольшие успехи, проявить к ним интерес, отметить это.
Кроме того, человеку в идеале понимать, как он, работая с вами, достигнет своих целей и желаний. Они есть у каждого человека! Когда человек понимает, что идет вместе с вами к достижению СВОИХ целей, он будет достигать лучших результатов и работать более эффективно. Особенно, если он понимает, куда вы вместе придете в итоге через 3 года, например (см. пункт 1)
Помните также о том, что вашу команду здорово собирать на праздники (они же корпоративы). Только не стоит тут вспоминать типичную картинку корпоратива, где все злоупотребляют горячительными напитками! Вариантов совместного приятного времяпровождения может быть великое множество: настольные игры (в т.ч. деловые и развивающие), совместные выезды на ретрит, активный отдых (пейнтбол, аттракционы и т.д.). Все-таки я за то, чтобы подобные мероприятия организовывать в полезном ключе.
Контроль команды
Чтобы успех системы бизнеса был стабильным, наставники должны осуществлять контроль, куда же без него. Тут вспоминается знаменитый мультик про команду, где персонажи в толкают телегу, там хорошо описаны роли людей в рабочей команде, чуть ниже мы про это еще поговорим, ведь состав команды - это по-сути основа.
Вернемся к контролю результатов в команде. Мы поставили цели, распределили задачи, затем в конце отчетного периода, мы смотрим, что было достигнуто, а что нет и почему не достигнуто. Может быть такое, что задачи не были выполнены, потому что они были изначально поставлены не совсем адекватно навыкам и компетенциям того, кому эти задачи были поручены, в таком случае, возможно, следует дополнительно обучить человека. А может быть наоборот, вы поручили простые задачи человеку с высокими навыками и компетенциями, он выполнил задачи на месяц за первую неделю, а дальше сидел и ждал конца отчетного периода. И все в таком духе, лидеру команды необходимо постоянно анализировать то, что происходит и подкручивать задачи и цели как ползунки на эквалайзере.
В итоге, мы ранее говорили с вами про замкнутую и циклическую систему:
- Поставили задачи и цели
- Провели анализ на отчетном периоде
- Скорректировали цели и задачи исходя из новых полученных данных
- Поставили новые цели и задачи с учетом проведенного анализа, при необходимости перераспределили эти задачи
И так постоянно.
Типы людей в команде. Состав команды - это основа работы
Возвращаемся к мультику про командную работу, называется он “Тележка”. Там отлично описаны основные типы людей в команде. Вам, как лидеру, важно чтобы команда была сплоченной и в ней не было людей, которые намеренно или непреднамеренно тормозят процесс всей команды.
Итак, если кратко, основные типы людей в команде.
- Лидеры или ключевые люди в команде, я их называю "Локомотивы", в мультике их называют “Перформеры” - те, кто толкает всю команду вперед, они могут быть лидерами подразделений, они вместе с вами видят цель, куда движется ваша команда.
- Рядовые члены команды, в мультике это Эффективные деятели - те, кто помогают команде и выполняют базовые функции. Возможно, они еще учатся и в будущем станут Локомотивами (ключевыми людьми в команде или подразделении).
- Сюда же относятся "Менее эффективные деятели" из мультика - люди, которые вроде бы и помогают команде, но без них общий результат особо не поменяется. Как правило их необходимо мотивировать дополнительно и при должном внимании они тоже будут приносить пользу, то есть по-сути это те люди, над которыми надо стоять и тогда будет толк.
Далее 2 типа людей в команде, которые её тормозят:
- Непредсказуемые члены команды, я обычно их называю "Ходячая проблема", в мультике используется термин “ПИН” (потенциальный источник неприятностей), что в сущности тоже верно. Можно называть таких людей как угодно, суть в том, что такой человек делает работу не предсказуемой, а значит сложно управляемой. Они непредсказуемы, у них в жизни довольно много проблем (то с финансами, то со второй половинкой, то еще с чем-то), они эти проблемы часто транслируют в коллектив, нарушая его работу. Данный тип людей в команде может сильно усложнить работу руководителя, особенно, если он влияет на других членов команды.
- Самый опасный тип людей в команде - я их называю “Саботажники”, в мультике их называют “ПЛ” (подавляющая личность). Суть в том, что такие люди часто могут предлагать внутри команды “полезные инициативы”, которые по-факту вредят всем. Они могут подговаривать других членов команды совершать ненужные или даже вредные действия. Часто у таких людей есть даже задатки лидера, но при этом они их используют с точностью наоборот. Хотя изначально может казаться, что это милейший человек (может быть оно и так), но по-факту он (она) может вообще разрушить или расколоть команду.
Конечно, в идеале, когда вся команда - это локомотивы. Однако, таких людей, как правило, не так много, поэтому лидер (он же - тот самый локомотив), должен уметь работать с людьми, чтобы они были “Эффективными деятелями” и помогали всей команде двигаться вперед.
Что касается непредсказуемых членов команды и саботажников - лучше их в команду не брать, а если и взяли, то своевременно убирать, чтобы они не принесли вреда.
Плюсы и минусы командной работы
Командная работа - сложный организационный феномен, в котором все зависит от лидера. Ведь умение работать с людьми - это такой же навык, как быть хорошим и грамотным инженером, например! Навык может вырабатываться годами, поэтому формировать команду не так просто. Как и у всего, у командной работы есть как плюсы, так и минусы.
ПЛЮСЫ работы в команде:
- Более быстрое выполнение заданий, по сравнению с работой одного человека.
- Отличный опыт в плане межличностного взаимоотношения. Лучше тренироваться на работе, чем с родными! Человек из команды может уйти, а родной человек на всю жизнь.
- Работа в команде учит уважать чужое мнение. Это не значит поддерживать, но признать факт, что есть другие люди с другим взглядом на то, что есть истинно и принятие такого положения вещей.
- "Свежий" взгляд со стороны поможет избежать ошибок, которые допускались раньше, потому что это мнение, которое лучше предыдущих.
- Работа в команде помогает сплотить коллектив команды. Каждый человек в команде направляет свои усилия на достижение общей цели. При этом усилия всех членов команды должны быть согласованы между собой. Мы пишем также командные цели, усиливая их.
- Во время работы в команде происходит обмен знаниями и опытом, полезными для каждого члена группы.
- Работа в команде учит находить компромиссы и улаживать спорные вопросы.
МИНУСЫ работы в команде:
- Деление прибыли и расходы на содержание штата
Иногда возникает сложность найти норму распределения денег, чтобы устраивала всех.
Согласитесь, собственники-управленцы столько всего перелопачивают и изучают, чтобы найти "ту самую идеальную систему мотивации"! И все равно, как правило, его подчиненные недовольны.
- Конфликты в коллективе - да, это есть.
Полностью их избежать не получится, потому что у каждого свои интересы и цели, а это значит, что часто будут встречаться противоречия, которые будут приводить к конфликтам.
- Ненадежные партнеры, которые сольют наработки.
И от этого мы тоже не застрахованы. Слив клиентской базы - это весьма частая история…
Каждый предприниматель, создавая команду, преследует при этом разные цели.
Один ищет тех, кто будет работать активно и поможет ему в реализации амбиций, а другой хочет найти друзей, с которыми можно будет работать в спокойном темпе и проводить время вместе, занимаясь любимым делом.
Кому-то ( я бы сказала большинству) нравится заниматься своим ремеслом, без масштабирования и формирования команды, просто, например, быть хорошим врачом, а не организовывать свою клинику. Это абсолютно нормально! Главное найти себя и то, что вам больше всего по-душе.
С чего начать формирование своей команды?
Когда у вас уже есть определенные наработки в вашей сфере, при этом вы понимаете, что объем работы растет, а вместе с ним и ваша прибыль, вы можете часть прибыли инвестировать в формирование новых навыков и компетенций, а именно в умение работать с людьми.
Самый простой шаг - это найм помощника или ассистента. Может так случиться, что через вас пройдет 10 человек, пока вы, наконец, найдете того человека, который вам действительно подходит. Но все предыдущие люди, которых вы нанимали - это бесценный опыт.
Если у вас получилось найти одного человека на определенный функционал и делегировать ему обязанности, значит получится и со вторым. Главное перешагнуть этот барьер, который, кстати, может оказаться весьма затратным, но, поверьте, оно того стоит!
В любом случае, вы не сможете нормально масштабировать свое дело, если у вас не распределены обязанности между людьми.
Заключение
Самая главная мысль данной статьи: главная компетенция лидера - это умение работать с людьми! Взаимодействие с людьми и делегирование полномочий - это такое же ремесло (весьма не простое) как врач, юрист и многие другие профессии.
Поэтому важно для себя определить, готовы ли вы быть лидером, или вы просто хотите заниматься любимым делом.
Спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь, данная статья оказалась полезной для вас! Не забудьте поддержать лайком и комментарием.
Для связи:
🔸Присоединяйтесь к моему проекту "Магии утра", внедрите полезные привычки вместе с нами, это бесплатно: https://t.me/magia_utra_argo_bot
🔸Мой телеграмм, где я общаюсь с подписчиками: https://t.me/setevoynemoe
🔸Вопросы непосредственно мне, вы можете задать в Телеграмм: https://t.me/Yelena_Stiplina