Найти тему
Нефритовый Фрик

Главная задача саморазвития от Фридриха Шлоссера, о которой мало кто слышал. Основные форматы самовоспитания

Оглавление

- Каков наглец. И где только таких воспитывают? Хотела бы я посмотреть твоим родителям в глаза.

- Я тоже хотел бы взглянуть им в глаза.

- Да ты ещё и дерзишь!

- Что Вы, я констатирую факт - у меня нет родителей, а воспитывался я вначале в детском доме, потом в школе-интернате. Ну а после меня воспитывала улица. Не всем же повезло так как Вам. ...Впрочем, хоть Вы и учитель, но ещё неизвестно, кому из нас больше повезло?

- Это ж почему?

- Да потому что сейчас я занялся самовоспитанием и двигаюсь к звёздам, а вы, вероятно и слово такого не знаете. И судя по тому, как сейчас со мною разговариваете, с воспитанием у Вас тоже не всё в порядке. А статус учителя не даёт Вам право считать себя лучше своих учеников...

💬...Разумеется, этот колючий диалог - плод моего нефритового воображения. Но если верить моим воспитанникам из Детской деревни, то что-то подобное в школьной Вселенной сегодня - дело обычное.
Семья - вот самый первый, а потому и самый главный, институт и воспитания, и образования...
Семья - вот самый первый, а потому и самый главный, институт и воспитания, и образования...

Какое воспитание важнее: Семейное или Самовоспитание?

Как вы считаете, что важнее: ❓Семейное воспитание или Самовоспитание? Разумеется вопрос не очень корректен, но в нём заложен глубокий смысл. Ведь не всякое семейное воспитание идёт человеку во благо. Воспитание в семье - это прежде всего воспитание личным Примером родителя.

🔥 Слова и назидания вторичны. Воспитание - это не наказания и вечная опека. Это умение искать и находить грань между потребностями ребёнка и тем, что ему действительно пригодится во взрослой жизни.

Совершенно неожиданно вспомнилась придумалась мне одна христианская притча, которой по ходу написания, хочу, народ, с вами поделиться:

📜...Жила была любящая мать. Разумеется все матери любящие, но наша героиня полагала, что ни одна другая мать не любит так своё дитя, как она. И был у неё на то веский аргумент: она дала себе слово всю свою жизнь положить к ногам своего ребёнка, т.е. жить ради него! И прежде всего наивная женщина пыталась предупреждать все невзгоды, да трудности, которые нет-нет, да и подбрасывала её любимому мальчику негодница Судьба.

...Шло время, парень вырос, но вот беда - толку из него не вышло. Образования он не получил, ведь оно требовало немалых усилий. Постоянной работы тоже так и не нашёл, ведь бездельников нигде не любят. Как результат, нигде больше месяца он не задерживался. Пытался жениться, да вот беда, жена не пожелала заменить ему мамку и очень скоро выставила его чемоданы за дверь, а в сердцах и замки сменила.

А в своих бедах обвинял нерадивый горе-джентльмен разумеется бедную мать. Ведь отвечать за свои поступки он так и не научился, да и в принятии решений был крайне нерешителен. А когда словарного запаса ему не хватало, то и поколачивал родную мамку за то, что так и не научила его быть счастливым.

И настолько "любящей матери" было обидно не столько за себя, сколько за "бедного мальчика", что однажды обратилась она с претензией к Господу:

- Боженька, ну как же так? Я ведь так любила и продолжаю любить своего мальчика, как никакая другая мать любить не может! А ты так не по-божески с нами поступил. И меня, и сыночка моего сделал несчастными! Вот за что нам такое жестокое наказание?

...Услыхал Бог претензионную мольбу глупой женщины, да и говорит ей в ответ:

🚀 - Так ты сама и погубила своего парня, да и себя, по-видимому, совсем скоро в могилу сведёшь. Ты зачем всякий раз, как только я посылал для него испытания, бросалась на их преодоление, словно доблестный воин на амбразуру, принимая весь удар на себя.
Сын лишь тогда вырастает настоящим мужчиной, когда с малых лет самостоятельно учится преодолевать трудности, принимать смелые решения, да делать разумные выборы! Вырос бы он таким парнем, так не стояла бы ты сегодня передо мною на коленях, а наслаждалась бы жизнью, да радовалась бы за своего сыночка!

💬...И да, прототипом для моей притчи стала история одного из моих воспитанников, звали его Андрей К. Увы, вот уже как несколько лет нет его в живых. Парень рос очень добрым, но ленивым, да боязливым. Почему? Не сложно догадаться. Рос без отца, задача которого всегда в том и состоит, чтобы выводить своих детей, а пацанов так в особенности, из зоны комфорта. А мама нянчилась с ним с малых лет, да по-видимому до самой смерти...

Невозможно научить - можно научиться! Основные форматы Самовоспитания

...Когда-то Василий Сухомлинский писал о том, что главная ошибка в воспитании нашей детворы заключается в том, что мы, взрослые, причём не только родители, но и учителя, полагаем, что в нашей власти воспитать ребёнка достойным человеком и гражданином.

Правда же, и здесь я на все 100% согласен со своим коллегой по педагогическому цеху, заключается в том, что воспитываем нашу детвору не мы, а воспитываются они сами. Другое дело, что мы можем для них быть как положительным, так и отрицательным примером.

Кстати, в дошкольном возрасте, когда ребёнок - словно белый лист, любой пример родителей (даже самый разрушительный) является для него "самой правильной" моделью жизни. Со временем ситуация меняется, подчас коренным образом.

Ну а в подростковом возрасте и говорить не приходится; я о том, что начинают рушиться, словно карточные домики, все вчерашние "эталонные модели поведения" родных и близких. Но при этом, иные векторы родительского поведения, что переросли в привычки, могут сопровождать своих носителей всю оставшуюся жизнь, да ещё и передаваться по наследству. Разница лишь в том, что направления векторов могут быть прямо противоположны.

🔥...Ах да, обещанный тезис от педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского:

-2
  • Кстати, другой величайший педагог, правда немецкого происхождения, Адольф Дистервег, вторил Сухомлинскому, утверждая, что "...ни образование, ни воспитание, ни какое-либо иное развитие не могут быть сообщены или переданы кем-то извне. Всё это достижимо лишь своими силами и собственной деятельностью".

🚀...Если же брать форматы Самовоспитания, то лично я для себя когда-то выделил три: Тело + Разум + Дух. Об этом я уже как-то писал. Физкультура и Спорт, да и в целом, здоровый образ жизни - это наше семейное. Разум - это к вопросу об Интеллекте. Мозг я называю - Вторым сердцем (кстати Ноги - третье сердце, но сейчас не о триумвирате наших сердец).

...Другое дело, что на первое место я ставлю не столько наполнение своего "жёсткого диска" многокалиберной информацией, сколько - прокачку разноформатного мышления, то есть Мысль - первична, Память - вторична.

Наконец Дух - это прежде всего Волевые качества, которые придают особую криптонитость нашему характеру. Целеустремлённость, упорство, трудолюбие, настойчивость, внимательность, усидчивость и конечно же - высочайший уровень самоконтроля - вот та палитра волевых качеств, которая на 100 пудов гарантирует Успех и Счастье вашему ребёнку, уважаемые родители!

🎨...А вообще можно вести речь о таких аспектах самовоспитания, как: Физический (тренировка тела); Интеллектуальный (мышление, память, полезные знания; Психологический (прокачка характера); Эстетический (формирование вкуса, чувства прекрасного) и Социальный (развитие коммуникативных умений и навыков). Но это опять же очень условно.
Саморазвитие - вот мудрость жизни, вот то, на чём должно стоять Образование каждого из нас!
Саморазвитие - вот мудрость жизни, вот то, на чём должно стоять Образование каждого из нас!

В чём главная задача самообразования и самовоспитания, т.е. Саморазвития?

  • Лев Николаевич Толстой писал, что лишь глупцы пытаются разделить такие понятия, как "воспитание" и "образование". Аргументы графа были безупречны: "...невозможно воспитывать, не делясь знаниями. Любое же знание - воспитывает". То же самое можно сказать и о "самовоспитании + самообразовании".
  • Кстати другой русский писатель, философ и критик - Н.Г. Чернышевский утверждал, что без такого тандема, как воспитание-образование люди вырастают грубыми, бедными и несчастными!
...К сожалению история человечества буквально пестрит примерами, когда люди, получившие достойное интеллектуальное образование, обогнули или плюнули на нравственное воспитание. Как результат - они представляли угрозу для общества, а иные из них и были теми злыми демонами, на "банковской карточке" которых миллионы погасших человеческих жизней и искалеченных судеб.

🔥 Ну и конечно же в образовании главное - не тот "багаж знаний", который забивается в человеческий мозг, а умение этим самым "багажом" регулярно и эффективно пользоваться.

📝...И вот теперь ещё один важный момент. Ну это чисто моё мнение: более 90% знаний, что я сегодня имею и использую в повседневке - накоплено исключительно благодаря самообразованию. И это при том, что на официальное образование я потратил 20 лет своей жизни!
Когда-то давно я дал себе слово всю свою жизнь заниматься самообразованием. Впрочем, давалось это мне без труда, так как сколько себя помню дело это я обожал, ведь привычка к самообразованию и самовоспитанию сформировалась у меня в школьные годы.
  • Согласитесь, друзья, что именно то, насколько мы нравственно воспитываем наших мальчишек и девчонок, зависит благосостояние и будущее нашего общества! А если верить Бисмарку, то даже "...войны выигрывают не генералы, а школьные учителя", потому как "солдат должен уметь работать не только АК, но и головой"!
  • Виссарион Белинский особое внимание уделял как воспитанию в семье и обществе, так и самовоспитанию, полагая, что каждый цивилизованный человек должен пройти Два уровня воспитания: Воспитание в семье и в школе и Самовоспитание. Именно они решают, по мнению русского писателя и философа, судьбу любого из нас!
🚀...И с этим не поспоришь, ведь именно Воспитание, а впоследствии и Самовоспитание формируют наш Характер, а последний творит нашу Судьбу. Другое дело, что не все из нас понимают тот факт, что главное Цель достойного воспитания - это помочь человеку обрести Счастье и оставаться до эндшпиля своей жизни на гребне Счастливой волны.

🔥...Кстати опять же возникает вопрос: ❓А можно ли научить ребёнка быть и оставаться Счастливым человеком? А вот на этот вопрос снайперски ответил безупречный авторитет для любого советского педагога Антон Семёнович Макаренко, ему и слово:

-4

...Обожаю этот макаренский тезис! И потому что про Счастье, и потому что "Искусство быть счастливым" - это наш выбор, ну а наставник - это наш "навигатор во взрослую жизнь".

Антон Семёнович Макаренко, 13.03.1888 - 01.04.1939 гг. - педагог, писатель и мыслитель...
Антон Семёнович Макаренко, 13.03.1888 - 01.04.1939 гг. - педагог, писатель и мыслитель...
А вот теперь ответ на вопрос: В чём же заключается основная задача Саморазвития? Здесь всё просто: это самостоятельное и всестороннее развитие и бесконечное совершенствование личности. Что за этим стоит? Огромная и целеустремлённая работа по устранению недостатков (в знаниях, умениях и навыках) и вредных привычек, и формирование всего положительно-полезного! А с чего всё начинается?
  • ...Ещё Марк Туллий Цицерон призывал своих слушателей "как можно чаще заглядывать внутрь себя самого!" Что он имел ввиду?
  • Думаю, что во-первых, самоанализ. Именно он помогает посмотреть на себя со стороны, понять себя, принять, простить, а для для кого-то и полюбить себя. Увы, но это опять к вопросу о самооценке, ведь до тех пор, пока мы не приняли себя и не полюбили искренне раз и навсегда, жизнь будет для нас казаться настоящим адом, а окружающие люди - врагами. А это, согласитесь, грустная история.
  • Во-вторых, чуточку подрихтовать то, что не устраивает нас в себе. Это значит: начать бороться со своими страхами, ленью и комплексами. Уметь победить себя - это величайшее искусство, которое мы должны постичь, каждый на своём уровне.
  • В-третьих, развитие своих дарований и развитие творческой инициативы в повседневной жизни. Ну а высший пилотаж - это самоактуализация, т.е. самореализация своих талантов по максимуму, разумеется, включая и профессиональный подиум.

🔥...А вот теперь ещё одна цитатка, которой бы я поставил "10 из 10". Автором её является немецкий историк, а ранее и школьный учитель - Фридрих Кристоф Шлоссер, живший и творивший в XVIII - XIX веках:

-6

...А ведь действительно - если мы стремимся к внутренней гармонии, которая выступает гарантом нашего мирского счастья, то разве возможно её достижение без умения находить равновесие между двумя нашими сущностями (я о присущих только человеку пороках и добродетелях). Как часто мы не можем найти ту самую демокритовскую золотую середину между тем или иным пороком и его полярным добродетельным антиподом. Как результат - мы несчастны. А ведь это неправильно.

Словом, браво, хеpру Шлоссеру за столь простой по форме, но очень сложный по содержанию тезис! И да прибудет в каждом из нас желание никогда не останавливаться в собственном саморазвитии. Ведь как полагал Корней Иванович Чуковский: "Лишь те знания имеют цену и прочность, что добываются нами в порыве своей страсти. Любое знание должно восприниматься, как "Эврика", т.е. открытие, которое мы совершили сами!"

...Ух, какая получилась статья! Может чуть перебрал в информационном плане и мыслях гениев человечества. Ну да знаю, обожаемые дамы и уважаемые господа, что вы меня простите. А из сегодняшней публикации непременно что-то для себя да возьмёте. А к тому же как говорится: "Кашу маслом...", ну вы поняли. ...И СПАСИБО за то, что всё ещё остаётесь со мною на одной волне!

🚀...Ну и как же здесь не запустить добрый квартет "вопросов вдогонку", что выдал мой нефритовый мозг:
  • 📌Какой из двух форматов воспитания важнее: Воспитание в семье и школе или Самовоспитание?
  • 📌Разделяете ли вы для себя упомянутые два процесса: Самообразование и Самовоспитание? И если "нет", то что для вас есть - Саморазвитие?
  • 📌Чей из приведённых в публикации афоризмов, друзья, пришёлся вам особенно и по душе, и по разуму?
  • 📌И, наконец, в чём вы видите главную цель саморазвития для себя любимого?
Иллюстрации к публикации взяты из "Яндекс-картинок". СПАСИБО всем, кто к ним причастен!
Иллюстрации к публикации взяты из "Яндекс-картинок". СПАСИБО всем, кто к ним причастен!

🔔 P.S. И для тех, кто не знает, или успел забыть, кидаю ссылочку на мой второй профессиональный канал, который хоть и держу под паром, но зато веду с удовольствием. А также даю навигацию на педагогическую подборку статей на "Нефритовом Фрике":

Пером и Мелом или Колючий Пубертат | Дзен
Воспитание в семье и в школе | Нефритовый Фрик | Дзен