Найти в Дзене
Авто Mail

Дорожным камерам замаячили новые дали

Минтрансу удалось согласовать с региональными властями, МВД и бизнесом новые федеральные правила применения дорожных камер. Нормы вступают в силу 1 сентября — соответствующее постановление скоро будет направлено в правительство.

Для этого транспортному ведомству пришлось пойти на компромисс, исключив из проекта вызвавшие критику положения, в частности об обязательном соответствии всех камер ГОСТу, а также важной роли так называемых динамических дорожных табло. При этом в документе появилась норма, обязывающая маркировать автомобили с передвижными комплексами фиксации нарушений так, чтобы участники движения могли их заранее заметить на дороге.

Созданная в рамках «регуляторной гильотины» рабочая группа «Безопасность дорожного движения» согласовала проект постановления правительства РФ с правилами установки дорожных камер. Теперь, пояснил «Ъ» сопредседатель рабочей группы Евгений Литвин, документ направят в правительственную подкомиссию при реформе контрольно-надзорной деятельности аппарата правительства РФ, а после окончательного согласования — на подпись премьеру. Документ разрабатывался Минтрансом, но в ведомстве его не комментируют.

Постановление, о котором идет речь, является одним из этапов федеральной реформы систем фиксации нарушений, которая заработает 1 cентября вместе с принятым федеральным законом No 197.

В России, напомним, более 30 тыс. дорожных камер, их число растет. В правительстве приводят статистические данные, свидетельствующие о том, что это ведет к снижению аварийности. Водители при этом относятся к камерам скептически, считая, что результатом повсеместного внедрения комплексов автоматической фиксации нарушений становятся порой несправедливые и незаконные штрафы. Генпрокуратура и ГИБДД ранее заявляли, что региональные власти в ряде случаев устанавливают камеры для пополнения бюджета.

В законе, который разрабатывался комитетом по транспорту Госдумы и Минтрансом («Ъ» не раз рассказывал о нем), содержатся общие нормы, в том числе правила согласования мест установки комплексов, финансирование сопутствующих расходов и т. д. В постановлении же закрепят технические детали, включая допустимое расстояние между камерами на дороге, порядок их учета и т. д.

-2

Первая редакция документа была опубликована в декабре 2023 года, предполагалось, что проект быстро согласуют, но возникли сложности. В ходе развернувшейся вокруг документа дискуссии Минтранс то добавлял, то убирал из документа нормы, пытаясь найти компромиссное решение, которое устроило бы операторов камер, МВД, общественность и регионы.

В одной из редакций ведомство, к примеру, намеревалось закрепить возможность вынесения штрафов за нарушение требований так называемых динамических табло — экранов над дорогой, куда выводятся переменные (например, во время дождя) ограничения скорости. Однако после критики МВД от идеи отказались. В последнем варианте, по данным «Ъ», появились требования маркировать автомобили с передвижными камерами (например, цветографическими схемами или знаками).

-3

Минтранс согласился убрать ссылку на ГОСТ 2016 года, в котором содержатся требования к составу фото- и видеоматериалов для доказательной базы — такая ссылка сделала бы стандарт обязательным. Против этого выступили региональные власти: не соответствующие стандарту комплексы пришлось бы отключить. В группе компаний «Урбантех» ранее заявляли, такая участь могла бы ждать до 70% всех камер.

«Если камера не обеспечивает полноту доказательной базы, то невозможно установить, была ли ошибка или нет, что влечет наказание невиновных, — считает эксперт по системам фотовидеофиксации, один из разработчиков стандарта Григорий Шухман.— В 2016 году ГОСТ сделали добровольным, чтобы у операторов камер и регионов было время на обновление камер. Прошло восемь лет с принятия стандарта, а воз и ныне там».

Согласованный документ — результат долгих обсуждений и поиска компромиссов, пояснил «Ъ» Евгений Литвин. По его словам, до конца неурегулированными остались многие вопросы, связанные с размещением и выбором мест установки комплексов, фиксацией нарушений и т. д.

«Постановление и сам закон получились несовершенными, — говорит он.— Экспертное сообщество и регионы склоняются к тому, что нужно приостанавливать действие закона или вносить в него поправки». «Основные вопросы возникают именно к нормам законодательства, постановление их лишь конкретизирует, не добавляя ничего принципиально нового, — пояснил “Ъ” заместитель генерального директора корпорации “Строй Инвест Проект” (производитель камер) Андрей Заушицын.— В законе, к примеру, прописано правило, что зона контроля комплекса не может начинаться раньше чем через 100 метров после начала населенного пункта. То есть выходит, что на этом отрезке разрешено нарушать». По какой-то причине разработка закона прошла мимо участников рынка и регионов, заметил господин Заушицын, поправки, по сути, начали обсуждать уже после публикации. По информации «Ъ», на этапе разработки закона думский комитет по транспорту привлекал экспертов из Москвы, Московской области, ассоциации ОКО.

-4

На прошлой неделе в Москве, отметим, прошел семинар «Фотовидеофиксация: вопросы и проблемы исполнения нового законодательства» с участием представителей нескольких десятков регионов, которые критически оценили нововведения: не исключено, что будет готовиться соответствующее обращение к властям от субъектов. Отдельная позиция, по данным «Ъ», у ЦОДД Москвы, который тоже видит определенную угрозу в нововведениях и ищет способы выйти из-под регулирования до вступления в силу закона.

«Никакой закон не может быть идеальным, — прокомментировал эти дискуссии “Ъ” глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев.— Надо, чтобы документ вступил в силу, поработал два-три года, и потом уже посмотрим, нужно ли вносить в него поправки».

Иван Буранов