Тридцатые годы прошлого века были непростыми для большинства советских людей. Именно на годы репрессий пришлось детство Анны Васильевны Леоновой. Родилась она в Тюмени, рано оставшись без родителей, сменяла один детский дом за другим. К этим невзгодам началась война, тогда все дети вынуждены были трудиться наравне со взрослыми. Совсем юной девчонкой Анна совмещала учебу в школе с работой в колхозе.
Когда война началась, много эвакуированных увезли в Тюмень. Детские дома были переполнены, чтобы их разгрузить, часть детей распределяли по деревням. "Там кормили лучше", - вспоминает Анна Васильевна.
В школе Анна старалась хорошо учиться, чтобы успеть помочь старшим ковать в тылу Победу. Летом она трудилась в поле, зимой помогала готовить посылки для солдат. В школе давали шерсть, чтобы дети ее теребили, а старушки – колхозницы пряли ее и вязали носки да рукавицы. Очень нужны были такие посылки на фронте.
Семилетняя школа находилась в пяти километрах от деревни, но без обуви это расстояние было непреодолимо. А взять эту обувь было негде, да и не на что. Приходилось выбирать между учебой и здоровьем. Маленькой, но бойкой, Ане руководство колхоза поручало организацию детского коллектива для любой работы. «На нас, как на детей, возлагали ответственность за сохранение хлеба на полях. Когда после сильной бури все колосья упали, надо было их поднять, чтобы просохли, и не пропало зерно. Я, как командир, собрала десять человек, и мы дружно сделали всю работу. Также помогали картошку убирать, на сенокосе сено гребли и ворочали. А когда хлеба поспевали, старый дед запрягал нам по лошадке, и мы возили хлеб допоздна», - вспоминает Анна Васильевна.
Председатель сельсовета, оценив добросовестность и старание Анны в работе, предложил ей ответственное место санитарки в медпункте. Проработав там одну зиму, она получила предложение уехать на север, а сама даже не представляла, что ее там ждет. Зашли в сельсовет, а документов нет, при пожаре были утеряны. Пришлось обратиться в милицию, там женщина отнеслась с пониманием, дала мелочь на фотографию и выписала удостоверение личности сроком на три месяца.
На Север Анна Васильевна приехала в составе большой группы из двадцати человек. Все прошли медосмотр и распределение на работу. Сначала ей предложили место приемщика на плашкоуте. Показалось это судно огромным для девушки, поэтому отказалась. А вот бударка пришлась впору. Рыбачила в Ямбуре, на рыбалке встретила свою вторую половину. С мужем Николаем прожила всю жизнь. «На бударку я пошла, хоть и силенок не было. Руки постоянно были в крови. Сначала мы плавали с дедом – отцом мужа, он меня весельщицей взял, потом уже с Николаем. Зимой приехали в Аксарку, где началась наша семейная жизнь» – вспоминает Анна Васильевна.
Аксарковскому рыбозаводу Анна Васильевна отдала всю свою жизнь. Профессий сменила немало и в каждой была незаменимой. Такого универсального работника приглашали в другие организации, но напрасно. И на молочно-товарной ферме было для нее дело, и в стройцехе бударки конопатили. Эти суда были востребованы, их быстро разбирали. Если предприятию надо было пекаря, проходила медосмотр и работала сколько было необходимо. Предлагали Анне там остаться, быть кулинаром, она отказалась. Отработала до пенсии на основном месте работы.
Прошло время, многие из приезжих вернулись домой, но Анне Васильевне возвращаться было некуда – ни дома, ни родных. Да и семья не собиралась уезжать из поселка. Так, стала Аксарка и ее домом. Когда Анна Васильевна приехала все здесь было по-деревенски – бараки, землянки, а со временем, ставшую родной Аксарку стало не узнать. Выросла она вширь, ввысь и похорошела.
С мужем Николаем Анна вырастила двоих детей, воспитывала внуков и правнуков. Все делали дружно, всей семьей. На рыбалку, за грибами и ягодами – всегда вместе. Все праздники в семье отмечались и отмечаются за одним большим столом. Анна Васильевна всю жизнь занималась творчеством. Главной ее страстью были вышивка и вязание. Сколько вышито ее руками подушек и других изделий – трудно сосчитать. Также увлекалась Анна Васильевна разведением цветов, много лет угощала родных овощами, выращенными в своей теплице. Всему научилась сама, даже игре на музыкальных инструментах. Творчество и трудотерапия всегда были для нее главным лекарством от хандры и скуки, а также примером для молодого поколения.