Я - счастливый человек. Счастливее многих людей на планете. Во-первых, потому, что у меня есть работа. А во-вторых, потому, что свою работу я очень люблю.
Мне повезло заниматься тем, без чего я не представляю своей жизни.
Я учитель английского и китайского языков.
И я репетитор.
Когда мне было пять лет, я думала, что стану дояркой. Сейчас смешно. Просто я очень любила молоко. Потом, где-то лет в семь, я мечтала работать в полиции. Мне нравилась униформа полицейских и-особенно- кобура для пистолета.
В десять я собирала все свои игрушки и усаживала их перед большой доской - остатком спинки от старого дивана. И учила. Всех, всех: облезлую макаку Мику, диванного медведя-подушку Михаила, куклу Барби, пупсов, кроликов и гнома Кузю. Всем ставила оценки в журнал и выгоняла с уроков за плохое поведение. Не забывала вызывать родителей в школу.
В семнадцать я уехала жить в другой город и поступила в университет. Как-то сразу оказалось, что стипендии ни на что не хватает, и я решила подрабатывать - преподавать английский язык школьникам.
Я не знала и не планировала, что преподавание станет частью моей жизни. Увы, никаких возвышенных стремлений, обнаруженного в себе дара и призвания учить на старте моего педагогического пути нет: началось все с того, что мне банально не хватало денег стипендии, даже повышенной, и нужно было как-то выжить в чужом городе и не бросить университет.
Я очень волновалась перед первым уроком и не помню, как он прошел. Но я помню это свое волнение до сих пор, хотя прошло уже столько лет!
В начале пути я работала только с маленькими детьми- учениками начальной школы и дошкольниками.
Многое изменилось. Однако некоторые вещи остались прежними. Я все также люблю то, чем занимаюсь, всегда готовлюсь к уроку и еще - это хором добавят мои ученики - задаю много, много заданий для домашней работы!
Теперь я преподаю не только школьникам. Среди моих учеников есть студенты, бизнесмены, служащие и пенсионеры, а возраст учащихся варьируется от пяти лет до семидесяти одного года. У меня занимаются семьями - родители, дети и внуки. Иногда к ним присоединяются соседи.
Теперь, имея два образования- экономическое и педагогическое- я преподаю и китайский язык. За 18 лет работы я обучила очень многих людей, издала три книги о преподавании китайского языка, посетила 13 стран, поучилась в китайских вузах и подготовила много учеников к сдаче международных экзаменов на китайском языке.
Иногда ловлю себя на мысли: мне кажется странным - за то, что я делаю, мне еще и платят деньги.
Моя работа меня вдохновляет, хотя - как на любой работе- иногда бывает очень тяжело.
Язык-это мудрость, это душа другого народа, это дорога философа, и, если хочешь ее пройти, по ней следует идти всю жизнь.
Никогда этот путь не прост. Но всегда- увлекателен.
Этот цикл статей я посвящаю своим ученикам. Каждый из них многому меня научил, и мне хочется верить, что я тоже их научила чему-то нужному. Чему-то, что пригодится им на жизненном пути.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. МАЛЫШИ-КАРАНДАШИ
Саше пять лет. У него кудрявые волосы и красивая улыбка. А еще у него красивая фамилия, которую я здесь не напишу, но она очень благородная, дворянская, я бы сказала.
Мама Саши позвонила мне однажды утром, еще не было девяти. Она задавала стандартные вопросы (где я училась, какой у меня опыт педагогической деятельности, работаю у себя дома или езжу к ученикам, размер оплаты и т.д.), потом спросила странное:
- А Вы сможете отводить ребенка в детсад после занятий?
Я удивилась:
- Я не развожу учеников после уроков, их у меня много, это просто невозможно.
-Понимаете, - мягко, но настойчиво сказала мама Саши,- мальчика совершенно некому отводить в детский сад!
Я молчала от неожиданности, потом все же задала собеседнице вопрос:
- А почему Вы не можете забирать ребенка после уроков?
Ольга (так звали маму Саши) объяснила, что она живет и работает в Германии, а Сашин папа очень занят на работе, поэтому привести сына на урок он сможет, а вот забрать не получается «из-за плотного графика». Поэтому было бы очень хорошо, если бы я смогла отводить Сашу в дошкольное учреждение.
С этими «дворянами» все с самого начала было очень необычно.
Однако, учитывая, что детсад находился недалеко от моего дома, а занятия должны были проходить три - четыре раза в неделю, после некоторых раздумий я согласилась. Договорились встретиться на следующий день в полдевятого утра.
Следующим утром ровно в восемь в дверь позвонили. Я открыла и увидела эффектную женщину лет тридцати восьми и маленькое кудрявое чудо, при ближайшем рассмотрении оказавшееся мальчиком лет пяти.
-Это я вам вчера звонила,- радостно и громко сказала женщина.- Меня зовут Ольга, а это мой сын Саша. Мы хотим у Вас учиться.
- Очень хорошо, проходите,- сказала я,- но мне кажется, мы договаривались с вами на полдевятого?
- Да, на полдевятого, но так получилось, я Вам сейчас все объясню быстренько и поеду по делам. – У Ольги были длинные, очень красивые черные волосы, и она бесконечно поправляла их, но, ничем не заколотые, через несколько секунд они все равно разлетались по плечам и спине непокорным блестящим покрывалом.
Она рассказала о том, что семья собирается переезжать в Германию, и Саша будет учиться в английской школе (еще одна странность, отметила я для себя, но ничего не сказала, так как у меня была другая задача). Поэтому за четыре месяца мне, как репетитору, нужно было научить малыша хотя бы звукам, буквам и основам чтения на английском языке.
Я посмотрела на Сашу. Все это время он спокойно сидел за столом, где я уже разложила книжки, плакаты и карточки, играл с вязаным ежиком, которого принес с собой. У ежика были смешные яркие колючки разных цветов, и он почему-то носил очки. Я сразу заметила, что у Саши очень милая улыбка.
- Ну, я поехала по вопросам виз, а ребенка папа заберет,- Ольга явно спешила и не захотела остаться на урок, хотя я предлагала ей это сделать, как предлагаю всем родителям своих маленьких учеников. Во-первых, взрослые могут оценить качество проведения урока, понять, подходит ли репетитор именно их ребенку. Во-вторых, детям не так страшно с чужим человеком, которого они видят первый раз в жизни. Хотя, если честно, я еще не встречала ни одного ученика, который бы меня боялся.
- А как же отводить в садик?- Я совсем растерялась.
-А, не надо, папа будет забирать,- Ольга с легкостью отмахнулась, как будто не она в течение получаса рассказывала мне во время вчерашнего телефонного разговора о занятости членов своей семьи.
Ольга ушла. Мы остались вдвоем с мальчиком. Первый урок прошел хорошо. Я рассказала Саше алфавит, показывая буквы на плакате, мы выучили несколько простеньких слов приветствия и прощания, посмотрели первую серию мультика о дракончике Гого.
Забирать Сашу с урока, как и сказала Ольга, пришел папа, тоже Александр. Мы перекинулись парой обычных слов, какие говорят люди друг другу при знакомстве, и договорились о следующем занятии.
Первые два месяца они исправно посещали все уроки. Ольга улетела в Германию, Сашу приводил на занятие и забирал отец. Как я узнала позже, он работал парикмахером в одном из крупнейших салонов красоты города. Правда, представлялся стилистом. Волосы свои, спускавшиеся до плеч, красил и завивал, а на шее носил цепочку с кулоном в виде рога. Одевался с небрежной элегантностью, несколько эксцентрично. Однажды, забирая Сашу, безапелляционно бросил мне:
- Вам нужно поменять стрижку и цвет волос, а то колхоз какой-то.
Я рассмеялась. Если б услышала такое от кого-то другого, наверное, обиделась бы. На Александра сложно было сердиться. Еще при первом знакомстве он вдруг спросил у меня:
- Как Вам волосы моей жены?
- Шикарные,- сказала я честно.
-Моя работа, я ей нарастил. Вы не видели, что у нее на голове раньше было!
Периодически от него также можно было услышать:
- Не сильно видно, что я сегодня с грязными волосами? Не успел помыть, только феном поддул для объема…
Это был такой по-детски взбалмошный, непредсказуемый и в полном смысле слова творческий человек, что обидеться на него было просто невозможно.
Поэтому в ответ на заявление о моей колхозной прическе я лишь рассмеялась и ответила:
-Знаете, Александр, если бы Вас увидели в том поселке, где я родилась, Вас бы тоже не сочли слишком модным, а надавали бы хорошенько за Ваш внешний вид.
Удивился, но улыбнулся. Сказал:
- А все-таки, принесу Вам на следующий урок профессиональную краску для окрашивания волос, попробуйте этот цвет. Вы должны быть такая и никак иначе.
На следующий урок принес два тюбика краски огненно-рыжего цвета.
Почему я это вспоминаю? Потому что моя работа- это не только уроки. Это общение с самыми разными людьми на самые разные темы от быта до путешествий, от цвета волос до реинкарнации, от политики до цен в местном гипермаркете. И это разноплановое общение, дающее возможность встречать и узнавать совершенно разных, непохожих друг на друга людей – одна из причин, почему я люблю свою работу.
Саша занимался неплохо, за два месяца мы выучили алфавит, прописали в тетради почти все буквы, выучили основные звуки, читали слова. Смотрели мультики, собирали пазлы на английском языке, учили карточки. В общем, все шло, как обычно. В очередной раз ученик пришел на урок с мамой - Ольга вернулась на пару недель из Германии. После приветствия, увидев мою рыжую кошку Принцессу, раскинувшуюся на диване в зале, сказала:
- Ага, здесь есть рыжая кошка, это очень хорошо! Это плюс!
Я удивилась:
- Что Вы имеете в виду?
Ольга (заговорщическим шепотом по слогам):
- За-щи-та от ведьм!
Немая сцена. Я смотрю на Ольгу, а она, разметав по плечам длинные черные волосы, стоит посреди моего коридора и улыбается торжественной улыбкой.
Видя мое изумление, в конце концов, объяснила, что в одной из древних философий рыжие кошки считаются лучшими защитницами дома от ведьм и дьявола.
После этих слов, конечно, мне сразу стало легче жить.
-Знаете, Саша Вас так любит, и мы тоже, но в ближайшие две недели ходить на занятия не будем,- Ольга обняла Сашу одной рукой, а второй то поправляла свои невозможной красоты волосы, то рылась в бездонной сумке, ничего из нее так и не достав. – Ребенок соскучился по маме, нам нужно провести какое-то время вдвоем. Ведь я скоро снова уезжаю.
-Конечно,- согласилась я.
Через две недели Ольга, забирая сына с урока, сообщила, что они получили визы и уезжают в Германию всей семьей. Поблагодарила за помощь. Я пожелала им удачи на новом месте и со спокойной совестью перенесла на время занятий Саши уроки другого ученика.
Еще через два дня в воскресенье раздался звонок. На экране телефона высветилось: «Александр ..., папа ученика».
- Алло, Наталь, это Вы? Это Александр (фамилия), папа Саши.
- Здравствуйте, Александр. Вы разве не в Германии?
-Я в Киеве. Мы с Сашей прилетели обратно. Нас задержали в аэропорту, мы не прошли таможенный контроль, так как не все Сашины документы были оформлены правильно. Теперь будем начинать все с начала. В общем, возьмите нас обратно, а?
Я смеюсь:
-Куда же я возьму вас? На ваше время уже перенесла уроки другого ученика…
(жалобно):
- Наталишечка, Вы просто обязаны нас взять обратно, у нас теперь столько проблем, будьте хоть Вы человеком! Я с работы уволился, теперь вот не знаю, что и делать. Назад не берут, а не пойду же я в обычную парикмахерскую работать!!!
Дальше шепотом:
- У Вашего мужа какой размер ноги?
-? Сорок первый..
-Хотите ему отличные брендовые ботинки подарю? Правда, сорок третьего размера…
Этого я уже не могла выдержать и сдалась:
- Приходите завтра в десять и без ботинок, что-нибудь придумаем.
Саша занимался у меня еще два месяца, после чего его семья эмигрировала в… Израиль.
Насколько я знаю, сейчас семья живет в Москве)
Вспоминаю их всегда с улыбкой.