Найти тему
Кин-дзен-дзен

Претенденты (2024 г.) спортивно-любовная драма с Зендеей, где теннис и жизнь неотделимо связаны.

Кадр из фильма "Претенденты".
Кадр из фильма "Претенденты".

Сама по себе данность великолепных способностей ничего не стоит во временной динамике. Надо держать стабильно высокий уровень. Это непростая задача для неподготовленного или психологически неспособного парня, который не воспринимает спорт профессией, а только развлечением. Бывают другие, противоположные личности, которым дано, но внутренний зажим, зависимость от сторонних мнений, не дают расправить плечи и заиграть полной грудью. Таких антагонистов судьба сводит в подростковой дружбе, разлучая прекрасной чародейкой, и снова объединяет для наведения порядка у каждого «на чердаке».

Лука Гуаданьино, снимающий породистые визионерские повести человеческих душ, итальянец, выбирает материал, в котором, вскользь, ничего особенного нет, но ежели приглядеться, есть вероятность прозреть. Такими были предыдущие разножанровые экзерсисы Назови меня своим именем, Суспирия и Целиком и полностью. Его, как и многих, волнует человек в определённых, на грани, обстоятельствах. Как работают механизмы психики, срабатывающие, или нет, в определённый момент на конкретные потрясения. Делает это с непринужденной неаполитанской изысканностью, когда и красиво, и есть над чем покумекать. Претенденты ничем не отличаются, в этом смысле, от предыдущих работ, прекрасная картинка, ломающие стереотипы ракурсы, а смыслом хоть на сто лет вперёд можно унавоживать почву кинематографа.

Кадр из фильма "Претенденты".
Кадр из фильма "Претенденты".

Режиссёр вышивает на канве игры, теннис, которая как дуэль, сложные узоры взаимоотношений. Делает это старой, проверенной техникой "любовный треугольник", но настолько искусно, что смотрится ново. Он заостряет внимание, посредством всяких техник кино, зрителя на, казалось бы, несущественных моментах или деталях. Но это только кажущаяся видимость, каждый кадр которой, словно снежный ком, набирает и ближе к концу раскрывает истинный смысл. Например, непрекращающиеся флэшбэки разновременного отрезка, которые способны запутать самого внимательного, уже тут надо быть гвоздём, на который повесили органы внимания. Или бесконечной длины кадр подающего, его катастрофически медленный замах или отбивание мяча, но как только такая медлительность начинает переходить границу и мутирует в бешенство, постановщик отпускает вожжи, меняет скорость воспроизведения, давая публике именно то, что она ждала, кажется, вечность. К финалу напор и заполнение звуковой составляющей электронным техно Резнора и Росса (NIN) предельно возрастает, вместе с этим кадров и сцен с slo-mo увеличивается и в некоторых эпизодах может сойти за mtvшный клип, когда капли пота падают со скоростью мёда в разрез бешеному ритму мелодии, а движения героев напоминают парящее на лёгком ветру пёрышко под резкий скрип синтезатора. Но этот приём работает, моторчик напряжения взводится предельно, ожидание жёсткой развязки становится нервозно-невыносимым и от того, наверное, истинная концовка способствует большому душевному облегчению, что, в общем, напоминает хэппи-энд.

Претенденты как будто снимал великий Бернардо Бертолуччи в свой поздний период. Фильм напоминает о Мечтателях, Осаждённых и Ускользающей красоте одновременно. Тут читаются многие идеи, часто банальные, однако демонстрируемые не простым языком. Мужская дружба отнюдь не только слова, деспотичная супруга хуже такого же муженька, партнёрство и любовь - разные вещи и не стоит их путать. И главное, конфликт среди близких людей нельзя оставлять неразрешённым, рано или поздно он всплывёт, и чем позже, тем больнее его урегулировать. В ленте основными опорами служат саунтрек в сочетании с визуальными находками, каждая из которых в отдельности bellissimo, но вместе образуют цельное художественное произведение с большой буквы Кино.

Кадр из фильма "Претенденты".
Кадр из фильма "Претенденты".

P.S.: Актёрские работы двух неизвестных доселе парней, мне по меньшей мере, впечатляют. Они очень естественно смотрятся как на корте, так и в тройном поцелуе.