Нигде в мире больше нет под водой такого скопления военных кораблей, причем в пределах рекреационных глубин, в теплой воде и при видимости в несколько десятков метров, не разграбленных, а то и не исследованных.
Атолл Трук (современное название – Чуук) – «где-то в Тихом океане», входит в состав Каролинских островов, в 1800 километров отНовой Гвинеи в 1000 от острова Гуам. Это несколько десятков небольших островов, окруженных барьерным рифом. В центре атолла – большая лагуна, площадью около 2130 квадратных километров.
Это знаковой место для дайверов всего мира, и, если вы считаете себя серьезным дайвером – вы или уже были или собираетесь отправиться нырять на Трук.
Острова, переходившие из рук одного государства в руки другого, с 1919 года находились под управлением Японии. Именно там была создана крупнейшая в Тихоокеанском регионе военно-морская база Японии. Благодаря выгодному географическому положению, с нее возможно было контролировать Маршалловы острова на востоке и Марианские острова на севере, которые, как и атолл Трук, стали в ходе Первой мировой войны японскими.
Во время Второй мировой войны на острове было несколько аэродромов, большое количество фортификационных сооружений и многочисленный гарнизон. Но главное (дайверы, внимание!) на Труке базировался Императорский флот Японии
Все это не могло не беспокоить адмирала Нимитса, главнокомандующего Тихоокеанским флотом США. Не видя возможности захватить Трук, американцы решили просто уничтожить там все, что могло представлять какую-то военную опасность. В феврале 1944 года в результате операции «Хейлстоун» (Hailstone – град) – массированной атаки с воздуха и с воды, японская военно-морская база была уничтожена. Потери японцев составили 3 крейсера, 4 эсминца, 3 вспомогательных крейсера, 2 базы подводных лодок, 3 меньших корабля, 32 грузовых судна, 270 самолётов.
Результат этого события не только изменил ход истории и Второй мировой войны, но и сформировал будущее экономики островов.
Новая история началась в 1969 году, когда на Труке побывала команда Кусто. Они ныряли и обследовали больше 40 кораблей и судов, покоящихся на дне, а через 2 года вышел документальный фильм The Ghost Fleet of Truk Lagoon (Призрачный флот лагуны Трук).
Дайверы всего мира сделали стойку.
Железо, железо, железо… ржавое, с зазубренными кроями пробоин, подводные лодки с открытыми люками, смертоносные торпеды, поверженные носы кораблей, вооружение, предметы судового быта, личные вещи моряков, и – черепа…
Сейчас, через более чем пятьдесят лет после начала Трук-лихорадки, картина, конечно, изменилась. Рэки обжиты морскими обитателями, ведущими вполне мирную жизнь на останках войны. Естественное разрушение затронуло корабли, некоторые конструкции настолько обросли кораллами, что сложно признать в них грозные орудия войны. Много артефактов перекочевало со дна и из корабельных помещений в коллекции дайверов-«искателей». Но картина до сих пор впечатляет.
Варианта рэк-дайвинга на Труке два. Если не так много времени и хочется посетить «best» лагуны Трук, то это дайв-сафари, где опытные и знающие гиды с комфортом проведут по популярным рэкам.
Если же есть и время, и желание погрузиться на большинство из сорока рэков, то нужно выбрать дейли-дайвинг , причем на 10 или 12 дней.
Топ 10 дайв-сайтов на Труке
- The Hoki Maru bottle room
- The Nippo Maru gallery
- The Amagisan Maru officers’ car
- The Fujikawa Mary machine shop
- Heinan Maru officers’ head
- Futagamitug engine room
- B6N Jill airplane off the Blue Lagoon resort
- I-169 submarine engine room
- San Francisco Maru bow gun
- Kensho Maru engine room