Найти тему
Музей гвоздарей

Щекать по - васильевски.

Корреспондент Комсомольской правды Виктория Тушкова взяла интервью у основателя Музея гвоздарей и написала замечательную статью про местный говор. Возможно вам будет интересно узнать и о говоре местных крестьян.

"В ХIХ веке под Тверью жили кузнецы-гвоздари, имевшие собственный уникальный говор.

Кузнецы жили очень обособленно к северу от Твери и кормились своим гвоздарным промыслом почти два века.

Фото: из архива Музея гвоздарей
Фото: из архива Музея гвоздарей

В конце XVIII века на территории нынешнего Михайловского сельского поселения к северу от Твери зародился гвоздарный промысел. Ковать гвоздь местные жители начали от безысходности: вокруг болота да хляби, сельским хозяйством не проживёшь.

Кузнецы изготавливали гвозди в маленьких кузнях-землянках почти два века. Товар, кстати, производили разнообразный: всего около 20 видов гвоздей - от сапожной шпильки до строительного костыля. Трудились по 16-18 часов в сутки и жили очень обособленно.

Архив Музея гвоздарей
Архив Музея гвоздарей

Благодаря особенному промыслу и своей закрытости гвоздари сформировали собственную субкультуру, результатом чего стало рождение их «языка» - уникального говора. Лингвисты впоследствии дадут ему название «васильевский говор» (по названию села Васильевское, где зародился промысел).

Явление это было весьма удивительное: обособленное сообщество людей, которое говорит иначе, чем все вокруг. Сегодня от их говора, увы, совсем ничего не осталось. Но знания о нём сохранились.

Об особенном языке васильевских гвоздарей «КП»-Тверь» рассказал основатель Музея гвоздарей в селе Михайловском Александр Дылевский.

Фото архива Музея гвоздарей
Фото архива Музея гвоздарей

СЛОВО ГОВОРИЛ - ЧТО МОЛОТОМ БИЛ.

- Локальные говоры возникают на территориях, где у людей нет возможности перемешать свой говор с чьим-то ещё, как это происходит, например, когда молодые люди женятся, - объясняет Александр Дылевский. - В семью приходит человек извне, приносит собственный говор. В следующем поколении говоры перемешиваются, как итог - говор меняется. Так было повсеместно, но долгое время в бывшей Васильевской волости этого не происходило. Сообщество гвоздарей было настолько замкнутым, что даже при заключении браков в семьи не брали кого-то извне - невест и женихов искали из своих же. Всё это очень любопытно, ведь лингвистика здесь напрямую пересекается с социологией.

Такая варка в своём собственном культурном, бытовом и языковом котле привела к тому, что особенный говор сохранялся среди гвоздарей очень долго, до начала ХХ века.

К Октябрьской революции васильевский говор уже исчезал (почему, расскажем ниже). Оставались лишь его отдельные носители. Их и застали впоследствии исследователи - столичные лингвисты, приезжавшие сюда в 1920-х годах. Позже, в 80-х, изучением васильевского говора занимались и студенты Тверского (Калининского) госуниверситета. Благодаря этим исследованиям сегодня мы можем представить, как говорили васильевские гвоздари.

- Речь кузнеца сопровождалась особым интонированием - акцентом на каждое слово. Это была привычка, полученная при работе, - рассказывает Александр Дылевский. - Когда кузнец работает молотом и что-то говорит, он произносит каждое слово с ударом, на выдохе. Эта привычка перетекла и в обычную речь. Когда кузнец разговаривал о чём-то вне кузницы, он так же «бил» каждым словом.

Лингвисты выделяли и ещё одну особенность - сиплое произношение. На это тоже повлиял гвоздарный промысел: кузнецы постоянно дышали угольной пылью.

Фото из архива Музея гвоздарей.
Фото из архива Музея гвоздарей.

ДЗЕКАЛИ И ЦЕКАЛИ

- Васильевский говор - это профессиональный лингвистический термин. А местное население и люди, живущие неподалёку от гвоздарей, говорили, что васильевские щекают (ударение на «а». - Ред.). Щекать - это говорить по-васильевски, - рассказывает Александр Дылевский. - Если говорить о фонетических особенностях, то «е» в васильевском говоре часто менялось на «о». То есть гвоздари говорили не «тебя», а «тобя». Ещё они цекали: заменяли «ч» и другие звуки на «ц». Это всё было не очень характерно для Тверской губернии. Могли заменять «ч» на «ш», например «сердешный» вместо «сердечный». Пропускали букву «в»: «траушка» вместо «травушка». Были и другие особенности.

Вот интересные примеры произношения васильевскими гвоздарями некоторых слов, которые сохранились в свидетельствах исследователей: цаво (чего); цяй (смягчённое «ц» вместо «ч» в слове «чай»); дзенишну (это, скорее всего, слово «денежку»: ещё одна особенность говора - дзеканье); закалацивать (заколачивать); цисти (предположительно, цвести), целовек (человек); челковый (тут, наоборот, идёт замена «ц» на «ч» - целковый).

Лингвисты также отмечали, что если «ц» могло смягчаться, то «ч» всегда произносилось гвоздарями с оттенком твёрдости - это тоже чисто васильевское явление.

Ещё пример произношения двух слов, сохранившийся в записях лингвистических экспедиций. Мальчик лет десяти на вопрос, ходит ли он в школу, говорит сначала: «Цо?» (что?). А потом отвечает: «Кажу» (хожу).

«БЫЛО КУЗНИЦ СТО, ТЕПЕРЬ СОВСЕМ МАЛО»

Александр Дылевский поделился с нами транскрипцией, записанной с живой речи одного из носителей васильевского говора - кузнеца лет семидесяти. Сделана была запись в конце 1920-х годов.

- Говор этот уже видоизменённый, не чисто васильевский. Но на тот момент и такой носитель был тоже важен, - уточняет Александр Дылевский.

Вот эта транскрипция: «ран’шы заниты были мы ф куз’ницах / топер’ машина работат / топер’ куз’ница из’мянилас’ / топер’ куйут фсё шурупы / другово сложен’йа / софсем таких нет / какии были // тавариш’ш’ с тавариш’ш’ьм никогда ни кон’чяли в деив’ьт’ чясоф / фсё работэали / а добывале пэо семи грив’ьн / по вос’ми в неделю чёловек/ тол’кэо на хлеп убивалис’ // ну топериче фсётаки зарэбэтка луч’че / куйом мы шурупы / просто винты / вопш’ш’е можно сказат’ для фсево идут они// у нас было кузниц сто/ топер’ софсем мало / прэдайом в москву / налоги бол’шыйе/ которы тэрговали / те бросили//».

В общем-то, всё понятно и современному человеку. Времена изменились, и всё уже не так, как раньше. И гвоздь иной стал, и кузницы механизированы. Не осталось почти маленьких землянок, в которых кузнецы «только на хлеб убивались». Местечковый гвоздарный промысел уступает место большому производству.

А местный говор потихоньку перестаёт существовать.

С открытием в ХХ веке в Твери больших фабрик (Морозовской мануфактуры и других) конкурировать гвоздарям действительно стало сложно. Люди из деревень устремились работать на городском производстве. К себе домой возвращались уже с обновлённым языком.

-Именно с этим лингвисты связывают исчезновение васильевского говора. Перемены в жизни привели к его естественному умиранию, и сделать с этим ничего было нельзя, - резюмирует Александр Дылевский.

Фото из архива Музея гвоздарей.
Фото из архива Музея гвоздарей.

ПОВОРОТ В ИСТОРИИ

Но пока васильевский промысел всё ещё цеплялся за жизнь, привлекать к работе в кузницах мужчины начали своих жён, а потом и детей. Нужны были рабочие руки: гвоздь с развитием промышленного производства дешевел, требовалось производить больше. Дети начинали работать с девяти лет. Какая жизнь ждала этих ребят? Напрочь испорченное здоровье, отсутствие минимального образования и какого-то будущего. Всё изменил один человек.

- В марте мы будем отмечать 155-летие народного образования в нашей местности. В 1869 году здесь появилась первая школа. Она была открыта молодым и прогрессивным священником Фёдором Протопоповым в том числе для того, чтобы вытащить из кузни детей, - рассказывает Александр Дылевский.

Сначала эта инициатива была принята местными негативно. Но Фёдору Протопопову (человек он был активный и целеустремлённый) удалось протолкнуть идею и создать школу, а точнее первое народное васильевское училище. К маю 1869 года в нём уже занимались около семидесяти мальчиков и девочек.

- Это была мера, которая позволила вытащить детей из убийственных кузниц, - продолжает Александр Дылевский. - У людей произошёл перелом в сознании. Они поняли, что будущее их детей в кузнях-землянках не самое завидное.

Скоро, в марте, в музее гвоздарей состоится мероприятие, посвящённое этому событию и личности Фёдора Протопопова. На мероприятии музею передадут единственную на сегодняшний день сохранившуюся вещь, которую держал в руках священник. Что это за вещь - пока тайна, которую в музее не раскрывают.

КСТАТИ

Изучением васильевского говора плотно занимались тверские лингвисты ещё даже в восьмидесятых годах прошлого века. Известно, что после их экспедиций остались диктофонные записи. Они имели все шансы сохраниться где-то в архивах. Но пока судьбу этих записей Александру Дылевскому и его соратникам выяснить не удалось. При этом они могли бы иметь важное значение для изучения истории местности и сохранения памяти о когда-то таком закрытом от всех сообществе гвоздарей."

Читайте на WWW.TVER.KP.RU: https://www.tver.kp.ru/daily/27571.5/4894768/