В программе недавно назначенного министра спорта РФ Михаила Дегтярева проскользнуло интересное положение: «Детско-юношеский спорт должен становиться более доступным. Бесплатные занятия – наша цель. Стартовые взносы по ключевым соревнованиям, особенно для детей, должны уйти в прошлое». Но реально ли это? Разбираемся на примере Татарстана, почему детский спорт никогда не будет бесплатным и что нужно сделать, чтобы это изменить.
Формально детский спорт бесплатный
В первую очередь это высказывание, конечно же, влияет на родителей и их детей, в которых они вкладываются. Во вторую все зависит от вида спорта, в который родители хотят отдать ребенка, потому что у каждой дисциплины своя специфика. Однако в этом положении странно говорить о детском спорте в общем ключе, ведь есть, например, хоккей, где нужно покупать всю экипировку, которая стоит недешево, а экономия на ней может привести к травмам, а есть плавание, где нужны только плавки. Но это лишь предубеждение, так как весь детский спорт требует немало вложений. Возьмем, к примеру, фигурное катание. Взгляните на чек-лист начинающего фигуриста.
Только профессиональные коньки, необходимые для тренировок, стоят в районе 40-60 тысяч рублей, а есть еще и лезвия – от 10 до 30 тысяч рублей. Некоторые фигуристы используют две-три пары коньков за сезон, но детская нога быстро растет. На инвентаре и экипировке экономить нельзя, коньки на вырост – прямой путь к травме.
Костюмы фигуристов – тоже недешевое удовольствие, их порой приходится шить даже на заказ, что уже бьет по кошельку. Иногда костюмы приходится переделывать несколько раз в год, убирая тяжелые украшения, перешивая юбку или меняя концепцию образа целиком. К тому же не стоит забывать, как и в случае с коньками, что ребенок меняется в телосложении с возрастом.
И это речь только об экипировке, причем не обо всей. А как же соревнования, на которые тоже нужно отложить из родительского кармана? А здания и арены для тренировок? Не у всех школ есть собственная специализированная площадка для этого.
Да, формально детский спорт у нас бесплатный и занятия тоже, но нельзя забывать об этих вещах. Это и пытался донести новый министр спорта РФ, что именно это и требует максимальных изменений в детском спорте. Но как это реализовать на деле?
Ребенок-спортсмен – это как бизнес
Хотя на поверхности и на словах ситуация может показаться не столь проблематичной, если не вдаваться в детали, чего как раз и не делает руководство. Директор Республиканской спортивной школы олимпийского резерва по фигурному катанию на коньках и шорт-треку (в которой начинала свою карьеру Камила Валиева) Ольга Московская в одном из интервью тоже отметила, что спортшкола спонсируется государством, и весьма неплохо. По ее словам, фигурное катание – недешевый вид спорта, но в их школе созданы хорошие условия, поскольку она находится в ведении министерства спорта. Республиканская школа обеспечивает сборную Татарстана коньками, оплачивает выезды на соревнования, а также имеет опытных тренеров и собственную систему обучения.
В общей картинке, вроде, все прекрасно, но если присмотреться, то спонсорство касается только сборной Татарстана, а другие спортсмены вынуждены все покупать на свои собственные средства. Ведь чтобы попасть в сборную республики, нужны потенциал, амбиции и способности. Выходит, что спортшкола не готова экипировать всех своих спортсменов, а только малую ее часть, которая попадает в сборную. Вложение только в тех, кто может принести результат, признание региону и, конечно же, прибыль. Это лишь доказывает, что для того, чтобы добиться успеха в спорте, необходимо вкладываться. Ребенок-спортсмен – это как бизнес: чтобы он расцветал, в него нужно вкладываться, чтобы в дальнейшем он уже работал на тебя, например, когда достигнет определенных высот.
Такая же история наблюдается и в других спортшколах, например, по волейболу. Выпускница СШОР «Юность», откуда вышли Татьяна Дмитриева (Романова) и Милина Рахматуллина, единственные из воспитанниц татарстанского волейбола, которые сейчас играют на уровне Суперлиги, рассказала, что финансирование даже сборной Татарстана было не всегда.
– Мы всегда все сами покупали, даже форму для соревнований. Нас никогда не обеспечивали, и турниры такие, чтобы наиграться, мы сами оплачивали. Суммы выделялись только на поездки в рамках чемпионатов России по возрастам, то есть на самый главный и основной турнир. Мне всегда было очень стремно, что у нас никогда не было костюмов и мы просто выглядели как колхоз, хотя вроде как Татарстан типа богатый регион, волейбол развит, там «Зенит», «Динамо», да и мы проходили в финалы чемпионатов России, а это высокий результат. До сих пор помню, как мы заняли первое место на полуфинале России и всем командам сказали надеть костюмы на награждение, и только у нас у единственных их не было – Республика Татарстан стояла в обычной форме. Нас одели наконец-то только на Спартакиаду, которая проводится раз в четыре года в рамках чемпионата России, то есть за всю детскую игровую карьеру мы могли попасть на Спарту только один раз. Мы прошли все отборочные, и только на финал нам предоставили экипировку один-единственный раз, – поделилась с нами воспитанница казанского волейбола и выпускница СШОР «Юность».
Действительно, спортшкола предоставляет только помещение и тренеров. Все остальное для дальнейшей карьеры ребенка в большом спорте обеспечивают сами спортсмены, точнее, их родители. Ведь не случайно среди нескольких тысяч выпускников казанской спортшколы в большом спорте так мало представителей. Всего две волейболистки сейчас играют в Суперлиге.
«Родители уже понимают, что судьба ребенка только в их руках»
Спортшкола по волейболу, как и другие детские спортивные организации, получила спонсорскую поддержку. Однако это не привело к значительным изменениям, так как директор СШОР «Юность» Рафик Мурзаков в прошлом году заявил, что финансирование остается недостаточным. Средняя заработная плата тренеров составляет 25-30 тысяч рублей, что является недостаточным, а общее финансирование оставляет желать лучшего. Спорткомитет Казани выделяет всего 400 тысяч рублей в год, в то время как у школы есть 14 тренировочных групп, а расходы на поездки на соревнования составляют около 50-60 тысяч рублей. При таких ограничениях сложно достичь значимых результатов.
К тому же самая медийная лыжница страны и олимпийская чемпионка Вероника Степанова, с этого сезона выступающая за сборную Татарстана, неоднократно поднимала эту тему и склоняется к мнению, что детский спорт должен финансироваться исключительно государством, а взрослый – частным спонсорством. Но об этом ли говорил Дегтярев?
Не у всех спортшкол в нашем городе есть свои здания или арены, что тоже очень затрудняет положение о бесплатном детском спорте. Эту проблему детского спорта выделил и главный тренер казанского «Зенита» Алексей Вербов.
– Это явное отсутствие может быть и нескольких спортивных школ, потому что есть одна маленькая спортшкола «Юность», у которой один совсем небольшой зал на старом футбольном стадионе (речь о Центральном стадионе. – Ред.). Этот зал параллельно еще делится с арендаторами, потому что детская спортивная школа должна как-то деньги зарабатывать. Следовательно, отсюда вывод: в Казани не хватает серьезной спортивной школы с серьезными залами, – отметил Вербов в беседе с журналистом KazanFirst.
По его словам, из-за отсутствия достаточного количества спортивных школ дети и тренеры вынуждены скитаться по разным школам, многие из которых отказывают им в аренде залов, предпочитая сдавать их более прибыльным арендаторам. Об этом заявила и первый тренер Яны Мартыновой Гульнара Аминова.
– Например, сейчас на БРИКС бассейны закрываются, поэтому ведущие спортсмены, у которых еще есть соревнования, вынуждены искать альтернативу, которая, понятное дело, не будет бесплатной. Даже если ребенок из одной спортшколы придет в бассейн другой, его не примут, нужно будет заплатить, – сказала KazanFirst тренер СШОР «Акватика».
Она также отметила, что у «Дельты», в которой занимается спортсменка года РТ Софья Дьякова, до сих пор нет своего угла и родителям приходится скитаться по бассейнам и платить за каждое занятие, так как своей базы у них нет.
– Того, что государство выплачивает, хватает только на две группы высшего спортивного мастерства. У нас родители уже понимают, что судьба ребенка только в их руках: если родитель сможет и будет в спорте, у ребенка все будет хорошо, не сможет – ребенок уйдет на улицу, – добавила Аминова.
Что нужно сделать, чтобы детский спорт был бесплатным?
Гульнара Аминова как тренер тоже не верит, что детский спорт получится сделать полностью бесплатным, отметив много деталей. Она также рассказала нам, что прежде чем выехать на соревнования, сначала надо купить билеты, забронировать гостиницу, и это все за счет родителей. Потом это возвращается, но не сто процентов.
– Министру спорта РФ прежде чем говорить, что детский спорт будет бесплатным, сначала надо сделать [компенсацию за] проживание не 1 120, как сейчас, а 2 500 за ночь – тогда оно будет полностью бесплатным, питание сделать не 720 в сутки, а 1 200-1 300 – вот тогда спорт будет бесплатным. Лагеря, сборы тоже подразумеваются под детским спортом, так пусть выплачивают 15 000 на путевку сами, а не родители. В нашем случае в этот процесс входит еще и бассейн, мы выезжаем в Волгу, но лагерь не предоставляет же этот объект бесплатно – с ребенка собирают 200-300 рублей, тогда пусть не собирают. Высказывать они могут что угодно, но делать ничего не хотят, поэтому родители делают все сами, – обозначила KazanFirst первый тренер Яны Мартыновой.
Помимо этого на эту ситуацию Гульнара Аминова отреагировала не только как тренер, но и как мама двоих детей.
– Я не только тренер, но и мама, поэтому точно могу сказать, что родители вкладывались, вкладываются и будут вкладываться. Почему бы министру спорта РФ не выдать всем пловцам, начиная с группы ГСС, гидрокостюмы стоимостью 46 000 мальчику и 60 000 девочке. Родители вкладываются и покупают по два костюма, потому что надо выполнять мастера спорта, а у нас министерство спорта России взяли и на восемь секунд убавили мастерский норматив, это получается надо пропеллер детям покупать, – поделилась с нами Аминова.
По ее мнению, эффективным решением проблемы было бы восстановление государственной поддержки, как это было во времена ее собственной спортивной карьеры. Тогда спортсменам выделяли определенные суммы и талоны на питание при выполнении спортивных разрядов. Возвращение такого подхода стало бы значительным преимуществом и помощью для родителей. Тогда и дети, и родители стали бы по-другому относиться, да и результаты могли бы стать лучше, хотя они и сейчас в Татарстане колоссальные.
Фото: Sport24, ВК «Динамо-Ак Барс», СШОР Юность по волейболу, Всероссийская федерация плавания.