Один мальчик не мой ученик. Мама пригнала его ко мне, когда он завалил ОГЭ: не хватило 1 балла до тройки. Какие-то проблемы с изложением. Я думала, что ничего страшного. Один балл можно подобрать и без подготовки, ведь уже прошли все экзамены, появился опыт. Но!
Не было гвоздя – подкова пропала.
Не было подковы – лошадь захромала.
Лошадь захромала – командир убит.
Конница разбита – армия бежит.
Враг вступает в город, пленных не щадя,
Оттого, что в кузнице не было гвоздя.
Английский фольклор в вольном переложении Маршака.
Позиция автора: мелочи – это не мелочи. В моей реальности чудеса достаются достойным, закон подлости работает для всех.
Итак. Пришел грустный мальчик, показывает скрины из личного кабинета.
Смотрю баллы: половина теста зачтена! Это редкость для двоечников. А за изложение ноль. И тут выясняется, что изложение ребенок не сдал: «Они один раз запись включили – я ничего не запомнил. Там должны были через 2 минуты повторить, а включили через 10». По-моему, это отлично: есть время заткнуть все дырки в первом черновике, собраться… Но нет! Один мальчик решил, что продолжения не будет и начал писать сочинение.
На этом месте я отказываюсь понимать. Где хваленая подростковая наглость? Почему бы не закричать громко: «А когда второй раз?» Ему бы объяснили, что техника сломалась, допустим, всё будет.
Допустим, ничего не починили – фиксируем нарушение процедуры в тот же день, жалуемся учителям, родителям, директору и идем на пересдачу.
Ребенок пишет сочинение, и тут включается запись? Так там есть вступление: «Прослушайте запись и т.п.» Почему бы не бросить всё и не вернуться к изложению? Должен же слабый ученик на ОГЭ понимать, что без изложения шансов нет.
И это не конец… Сидим, занимаемся. Напомнила, как писать черновик: дырки, сокращения, проверка. Спрашиваю:
-Успеваешь?
-Да.
-Проверил? Слова посчитал?
-Да. Я всё умею, всё могу, просто они запись не включили…
Проверяю. Все помнят принцип сжатого изложения? «Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел…» Писать надо «Я вышел из леса». Если слов не хватает, засунуть туда еще 2 – «была зима». У мальчика написано «Однажды в студеную зимнюю пору». Точка. Следующее предложение примерно такое же – без основы и без смысла.
-Ты видишь основу в этом предложении?
-Её нет.
-Почему? Ты понимаешь, что это сразу минус 1-2 балла?
-Понимаю. Я не успел…
Куда не успел? Я не торопила: пиши, проверяй.
Поговорили, разобрались, еще потренировались, домашку задала.
Звонит мама: «Ой. У нас еще математика завалена. Там тоже одного балла не хватило. Завтра занятия не будет – пойдем к репетитору по математике».
И это еще не конец. В конце оказалось, что третий предмет тоже завален – в смысле на 2. И пересдача в резервные дни отменяется. Три предмета ОГЭ пересдают осенью.
Будь один мальчик совсем уж конченым тупицей, было бы не так обидно. Но из-за минутной заминки/лени/неорганизованности/ненаходчивости ученик умудрился завалить русский. Там точно были шансы, т.к. текущая оценка – твердая тройка. Да если бы он просто сделал в сочинении 3 абзаца, а не один, был бы уже зачет! И он знал про 3 абзаца! Но вот сделал один.
Два других предмета можно было бы пересдать в ближайшее время. А так пришлось провести всё лето в подвешенном состоянии рядом с недовольными родителями, репетиторами и учебниками.
Нет, я не знаю, чем закончилась история. К русскому планировали готовиться перед самой пересдачей, а я уезжала в отпуск без Интернета.
Когда я говорю про закон подлости, я имею в виду что-то подобное. Никто не знает, какая гадость или неожиданность случится. Но если человек не идет к цели, не ползет к цели и даже не лежит в ее направлении, то цель каким-то образом сама уползает всё дальше.