Найти тему
Оборона страны

Самый мощный ледокол в мире будет готов к 2030 году

Об этом заявил первый вице-премьер Денис Мантуров 20 мая после встречи с премьер-министром Михаилом Мишустиным. Подробности были опубликованы в Telegram-канале правительства.

Мантуров сообщил, что в настоящее время "Россия" строится на судостроительном заводе "Звезда" на Дальнем Востоке. Судно будет оснащено двумя реакторными установками РИТМ-400 мощностью по 315 МВт каждая.

Этот современный ледокол будет иметь впечатляющие характеристики, в том числе скорость 23 узла, длину 209,2 метра, ширину 47,7 метра и высоту 18,7 метра.

После ввода в эксплуатацию это будет самое мощное судно такого типа в мире, способное пробивать лед толщиной до 4,3 метра и создавать канал шириной до 50 метров.

Мантуров отметил, что Балтийский завод продолжает строительство атомных ледоколов мощностью 60 МВт. Среди ледоколов завода были действующие суда «Арктика», «Сибирь» и «Урал» в Северном Ледовитом океане.

Ледокол «Якутия» планируется ввести в эксплуатацию к концу 2024 года. Мантуров подчеркнул, что в период с 2026 по 2030 год к флоту должны присоединиться еще три атомных ледокола, при этом «Россия» отмечает значительный скачок в возможностях и мощности.

«Россия» — первое из трёх судов проекта 10510, которые должны быть построены к 2033 году. Эти ледоколы будут находиться под управлением «Атомфлота», дочерней компании «Росатома», курирующей российский флот атомных ледоколов.

Конструкция и технические особенности этих судов разрабатываются Центральным конструкторским бюро «Айсберг» с учетом их соответствия жестким условиям арктической среды.

В 2021 году российское атомное машиностроительное предприятие АО «ОКБМ Африкантов» начало производство ключевых компонентов для реакторной установки РИТМ-400. К ним относятся крышка реактора, блок труб и других устройств, компенсационные групповые приводы системы управления защитой, внутренний вал и электронасосы.

Реактор РИТМ-400 представляет собой значительный шаг вперед по сравнению с РИТМ-200, который используется на нынешних ледоколах проекта 22220, таких как «Арктика», начавшая эксплуатацию в октябре 2020 года.

При приросте тепловой мощности на 315 МВт РИТМ-400 в 1,8 раза мощнее своего предшественника. Это достижение позволит «России» и ее однотипным кораблям обеспечить круглогодичное плавание по Северному морскому пути и обеспечить поддержку арктических экспедиций, в том числе с участием крупнотоннажных судов.

-2

Россия — единственная страна, в настоящее время эксплуатирующая атомные ледоколы: таких судов семь. Остальные ожидают ввода в эксплуатацию в будущем. С учетом судов с традиционными двигателями флот ледоколов в России увеличивается примерно до 40.

В отличие от этого, Соединенные Штаты борются с вопиющим дефицитом ледоколов, располагая только одним полностью работоспособным ледоколом, а еще один страдает от проблем с надежностью.

Этот резкий контраст имеет глубокие стратегические последствия, поскольку мощный ледокольный флот России позиционирует ее как главного распорядителя арктической навигации и эксплуатации ресурсов в Арктике.

Инициативы России выходят за рамки ледокольных возможностей и включают приобретение корветов с ракетным вооружением , предназначенных для проникновения в воды, покрытые льдом, и создание сложных арктических баз для военных операций.

Кроме того, стремление России усилить свое присутствие в Арктике иллюстрируется модификацией специализированной подводной лодки для операций в регионе.

В настоящее время субмарины проекта 636.3 признаны пригодными для действий в Арктике — в том числе и на Северном морском пути.

Однако крупные атомные ледоколы, такие как будущий «Россия», служат стержнем в стремлении России максимизировать потенциал Арктики.

Для сравнения, ледокольный потенциал Соединенных Штатов ослабевает, а Береговая охрана США борется со стареющими судами, склонными к авариям.

В августе 2020 года катер береговой охраны США (USCGC) Healy столкнулся с пожаром и неисправностью двигательной системы, что вынудило его прервать запланированную миссию в Арктике и вернуться на базу. Точно так же более крупный, но более старый корабль USCGC Polar Star в последнее время столкнулся с такими же серьезными неприятностями.

Хотя Береговая охрана США собирается получить три новых тяжелых ледокола, постоянные задержки в программах приобретения подчеркивают тяжелую борьбу за сокращение отставания от России. Эти суда, хотя и схожи по размерам с российскими кораблями проекта 22220, до ввода их в строй понадобится еще несколько лет.

-3

Подписывайтесь друзья!