На выставке «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР-2024) в Нижнем Новгороде представили автомобили бренда Volga.
Volga C40 — седан класса D. Всего планируется выпустить три модели. Помимо седана, это будут кроссоверы класса C — Volga К30 и класса D — Volga К40.
Проект по выпуску новой линейки автомобилей реализует АО «Производство легковых автомобилей». Компания арендовала мощности, на которых ранее осуществлялось контрактное производство легковых моделей.
Выпуск автомобилей Volga начнётся в 2024 году, а с 2025 года — в режиме полного цикла.
О возобновлении производства автомобилей под брендом «Волга» в июне 2023 года заявил тогдашний вице-премьер и глава Минпромторга России Денис Мантуров. Он сказал, что запуск производства машин под прежним брендом может произойти уже к лету 2024 года.
Для производства группе «ГАЗ» потребуется технологический партнёр.
Бренд «Волга» появился в СССР. Тогда автомобили этой марки были самыми дорогими и престижными из доступных в свободной продаже. При этом значительная часть этих машин сразу поступала на работу в госучреждения и в такси.
Первой «Волгой» стала модель ГАЗ-21. Она пришла на смену послевоенной «Победе» и получила имя «Волга». Затем это имя получила модель ГАЗ-24 в 1968 году. Этот автомобиль производился до конца 80-х годов, и на его базе создавались почти все модели, которые получали имя «Волга»: 3102, 3110.
Последней выпущенной «Волгой» стал автомобиль Volga Siber — лицензионная копия американского автомобиля Chrysler Sebring. Автопроизводитель планировал выпускать до 100 тыс. машин в год. Однако за три года на ГАЗе собрали менее девяти тысяч автомобилей, после чего имя «Волга» стало историей.
Какое оснащение у моделей Volga
На всех моделях установлен бензиновый 1,5-литровый двигатель мощностью 188 л. с. и семиступенчатая роботизированная коробка передач. Максимальная скорость, которую может развить этот двигатель, составляет 205 км/ч. Время разгона до 100 км/ч составляет примерно 7,5 секунд в зависимости от модели.
Во время презентации представители компании сообщили, что в ближайшее время планируется локализовать коробку передач и некоторые другие детали. Серийное производство начнётся в 2024 году, а полный цикл производства будет запущен в 2025 году. Производитель будет действовать в соответствии с постановлением правительства № 719 о локализации. Согласно этому документу, производители обязаны локализовать свои автомобили и получают государственную поддержку, при этом чем глубже локализация, тем больше баллов начисляется. Операции штамповки, сварки, окраски, локализация двигателя внутреннего сгорания, коробки переключения передач, систем управления и лакокрасочных материалов оцениваются определённым количеством баллов.
Как было объявлено во время презентации, все модели будут оснащены современными ассистентами и системами. Продавать автомобили ГАЗ планирует через бывшую дилерскую сеть Skoda — модели этого бренда производились там до ухода Volkswagen Group из России.
Volga — это переосмысленный Changan
На презентации автомобилей Volga были представлены модели с оригинальными хромированными решётками радиатора, дизайн которых напоминает классические ГАЗ-21. Также сохранился оригинальный логотип «ГАЗа» — серебряный олень на красном фоне.
Если внимательно изучить дизайн автомобилей, то можно заметить их сходство с китайскими моделями Changan. Хотя китайский бренд Changan официально представлен в России, конкретно эти три модели отсутствуют в линейке для отечественного рынка. Интересно, что помимо дизайна, модели Volga и Changan имеют идентичные двигатели и коробки передач.
Седан Volga C40 напоминает Changan Raeton Plus. Размеры Changan Raeton Plus составляют 4 800 мм в длину, 1 825 мм в ширину и 1 465 мм в высоту, а колёсная база — 2 770 мм. По габаритам он немного меньше Toyota Camry, но больше, чем «Москвич 6».
Кроссовер Volga K30 похож на Changan Auchan X5 Plus. Его размеры: 4 540 мм в длину, 1 860 мм в ширину, 1 620 мм в высоту, а колёсная база — 2 715 мм. По размерам он близок к Chery Tiggo 7 Pro Max, а также его можно сравнить с Hyundai Tucson или Nissan X-Trail.
Volga K40 — это перелицованная версия китайского автомобиля Changan Uni-Z. Его колёсная база составляет 2 795 мм, длина — 4 699 мм, ширина — 1 890 мм, а высота — 1 660 мм. По габаритам он близок к кроссоверу Skoda Kodiaq.
Сколько будут стоить автомобили Volga
Цена на Oshan X5 Plus (Volga K30) в Китае начинается от 91 900 юаней, что в пересчёте на рубли составляет примерно 1,14 млн. Changan Uni-Z (Volga K40) в Китае стоит от 127 900 юаней — около 1,6 млн рублей. Changan Raeton Plus (Volga C40) оценивается от 99 900 юаней, что приблизительно равно 1,24 млн рублей.
По аналогии с текущим ценообразованием, полностью импортные автомобили в России становятся дороже примерно в 2,5–3 раза. Поэтому при ввозе этих моделей по параллельному импорту они стоили бы около 3–3,5 млн рублей.
Однако при организации сборки в России, а затем и полного цикла производства, у производителя появится возможность сделать цену более конкурентоспособной. Эксперты, опрошенные Autonews.ru, считают, что ориентировочная цена составит около 2,5 млн рублей для седана Volga C40.
Конкурентами эксперты назвали модели Chery Arizzo 8 (стоит от 2 900 000 рублей), Changan Uni-V (стоит от 2 450 000 рублей) и FAW Bestune B70 (стоит от 2 889 900 рублей). Кроссоверы К30 и К40 могут стоить дороже — в районе 3–3,5 млн рублей.
Однако, как отметил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, всё будет зависеть от глубины локализации и размера утилизационного сбора.
Автомобили Volga хотели сделать из Skoda
На площадке «Группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде до запуска производства моделей Volga осуществлялся выпуск автомобилей Skoda по полному циклу. Российское подразделение Volkswagen, известное как «Фольксваген Груп Рус», занималось производством различных моделей, включая седаны Skoda Octavia, кроссоверы Kodiaq и Karoq. В 2021 году стоимость Skoda Octavia в России варьировалась от 1,542 млн до 2,276 млн рублей. Цены на Kodiaq начинались от 1,902 млн рублей за комплектацию Active с бензиновым мотором 1,4 TSI мощностью 125 л.с. и 6-ступенчатой механической коробкой передач и достигали 2,698 млн рублей за полноприводный вариант Style с дизельным двигателем 2,0 TDI мощностью 150 л.с. и 7-ступенчатой коробкой DSG. Модель Karoq предлагалась по цене от 1,6 млн до 2,1 млн рублей.
Контракт между сторонами предусматривал сборку автомобилей концерна Volkswagen в Нижнем Новгороде до 2025 года, однако в марте 2022 года немецкий концерн прекратил производство машин в России.
В апреле 2023 года издание Spiegel сообщило, что топ-менеджер Porsche Зигфрид Вольф предложил организовать производство автомобилей «Волга» и «Победа» на мощностях, принадлежащих Volkswagen, в Калуге и Нижнем Новгороде.
Вольф предложил во второй половине 2023 года возобновить производство автомобилей бренда Skoda. Согласно его плану, первоначально можно было бы начать производство модели Rapid на заводе в Калуге, а затем наладить выпуск Octavia, Kodiaq и Karoq в Нижнем Новгороде.
В письме Вольфу отметили, что автомобили должны быть изменены внешне с использованием «характерных черт» моделей «Волга» и «Победа». Это, по его мнению, заложило бы «основу дальнейшего развития независимой и современной российской автомобильной промышленности».
Была достигнута принципиальная договорённость с руководством Volkswagen, однако перезапуск заводов в этом направлении не состоялся. Более того, ГАЗ начал судебную тяжбу с Volkswagen Group, требуя взыскать с Volkswagen 15,6 млрд рублей убытков. Суд удовлетворил ходатайство, после чего был наложен арест практически на всё имущество немецкой компании в России.
В сентябре 2023 года ГАЗ отозвал многомиллиардный иск к Volkswagen. Как сообщал «Интерфакс», стороны достигли мирового соглашения.