Найти тему
dvnovosti.ru

Льготные авиатарифы для дальневосточников могут отменить

Росавиация рассматривает вопрос «восстановления размеров» ставок сборов за аэронавигационное обслуживание полетов на Дальний Восток. Об этом говорится в письме регулятора от 8 мая в Федеральный профсоюз авиадиспетчеров (ФПАД). В марте 2020 года Росавиация установила для региона понижающий коэффициент в размере 0,01 от ставок, а для остальной страны — 0,5. В совокупности перевозчики должны были сэкономить около 4,7 млрд руб. за полгода, сообщал регулятор. Источник “Ъ” в Минтрансе отметил, что мера изначально вводилась как временная поддержка перевозчиков в пандемию. В Минтрансе, Росавиации и Госкорпорации по организации воздушного движения (ГК по ОрВД) “Ъ” не ответили.

В 2022 году ГК по ОрВД получила из бюджета 18 млрд руб. господдержки, в 2023 году — 5 млрд руб., сказано в отчетности компании. Прибыль от продаж за 2023 год — 2,8 млрд руб. За прошлый год доход ГК по ОрВД от аэронавигационного обслуживания российских перевозчиков вырос на 68%, до 30,7 млрд руб. Доход от иностранных авиакомпаний за тот же период увеличился на 87%, до 60,5 млрд.

В S7 заявили, что пониженный коэффициент на Дальнем Востоке уже занимает существенную часть в стоимости рейса и отмена отразится на стоимости билетов.

В перспективе это грозит и сокращением полетной программы на Дальний Восток, где себестоимость перевозок выше, чем в других регионах, утверждают в S7. Там добавили, что с 2022 года ГК по ОрВД дважды повышала стоимость аэронавигационных сборов — в целом на 76%, что негативно сказалось на себестоимости перевозок.

В «Уральских авиалиниях» говорят, что на Дальнем Востоке большая доля субсидируемых перевозок и тарифы по ним для перевозчиков уже несколько лет остаются убыточными. Отмена льгот на аэронавигацию, считают в компании, приведет к росту стоимости билетов для нельготных категорий пассажиров и вероятному сокращению объемов перевозок в связи с увеличением доли убыточных рейсов.

- Если регулятор намерен пойти по пути выравнивания ставок, мы двумя руками за,— отмечает глава «Авроры» Константин Сухоребрик.

Однако, уточняет он, тогда целесообразно выровнять и все ставки за аэропортовое наземное обслуживание авиакомпаний по всей стране, а не идти по пути «предоставления скидок операторами». По словам топ-менеджера, если сравнять все тарифы, включая услуги аэронавигации, на Дальнем Востоке с расценками в европейской части РФ, регион выиграет от такого решения, иначе это «полумеры». В «Аэрофлоте» “Ъ” не ответили. В «ИрАэро» уточнили, что на аэронавигацию приходится не более 3% затрат, поэтому «значительного удорожания и сокращения перевозок не ожидается».

Руководитель аналитического центра ГосНИИ гражданской авиации Федор Борисов отмечает, что безубыточность ГК по ОрВД без госсубсидий «под вопросом», а у корпорации есть обязательства по инвестпрограмме, от которой зависит российское авиаприборостроение. В условиях общего сокращения господдержки, говорит эксперт, вопрос стоит в выборе приоритетных программ, поскольку льготные тарифы — тоже вид госпомощи. По его словам, при невозможности сохранить субсидирование в прежних объемах авиакомпании переложат рост затрат на пассажиров, но на части маршрутов из-за жесткой конкуренции цены будет поднять сложно.

Напомним, в апреле этого года власти Хабаровского края обратились в правительство РФ с предложением дополнить перечень субсидируемых маршрутов для Дальнего Востока перелетами из Хабаровска в основные города округа, в том числе и во Владивосток.