За годы Великой Отечественной войны советским и германским флотам так и не довелось померится силами в крупном морском сражении. Ну так чтобы советские эсминцы, крейсера и линкоры вышли против сопоставимого соединения Кригсмарине. Активные боевые действия в море вели легкие силы, подводные лодки, морская авиация, в то время как крейсера и линкоры в основном стреляли по берегу, поддерживая сухопутные войска. Активно велись минные постановки. И именно от мин действовавшие против СССР силы германского флота понесли наибольшие единовременные потери. Что интересно - это были НЕМЕЦКИЕ же мины. Сегодня мы разберем два боевых эпизода: гибель трех миноносцев в Нарвском заливе ночью 18 августа 1944 года, а также потерю при аналогичных обстоятельствах двух эсминцев в декабре того же года.
Весной 1944 года, после того как Красная армия наконец-то отбросила немцев от Ленинграда, Балтийский флот начал предпринимать попытки вырваться из той ловушки, в которую он попал осенью 1941 года. Напомню, что тогда в ходе немецкого наступления флот потерял почти все свои базы и был заперт на самом востоке Финского залива. Выход в море перекрывали многочисленные минные поля. Только в 1942 году немцы и их союзники финны выставили в Финском заливе 12873 мины. Несмотря на это подводные лодки Балтийского флота, пусть и с большим трудом, но прорывались в Балтийское море, нанося заметный урон перевозкам противника. Всего за кампанию 42 года советские подводники потопили 23 судна суммарным тоннажем 47949 брт, ещё 9 кораблей (39826 брт) получили повреждения. За этот успех пришлось заплатить гибелью 12 лодок. Немцы к угрозе отнеслись серьезно и к началу кампании 1943 года помимо усиленных минных заграждений и противолодочных патрулей перегородили выход из Финского залива гигантской противолодочной сетью. Из 5 лодок, пытавшихся преодолеть этот противолодочный рубеж 4 погибли и только Щ-303 смогла вернуться на базу так и не выполнив поставленную задачу. К слову: всего за годы войны в Финском заливе обеими сторонами было выставлено 67 тысяч мин разных типов!
И вот наступил победоносный 1944 год. Немцы отброшены от стен Ленинграда, линия фронта теперь проходит возле Нарвы. Балтийский флот, стараясь поддержать армию, также начинает проявлять активность. В мае, когда сошел лед, началось траление минного заграждения "Зеегиль", запиравшего наш флот в восточной части Финского залива. Ожесточенное противостояние развернулось в Нарвском заливе. Немцы силами авиации и надводных кораблей делали все, чтобы сорвать работу советских тральщиков. Ядро немецкого корабельного дозора состояло из тральщиков и быстроходных десантных барж (БДБ), но пусть вас не обманывают "скромные" названия "тральщик" и "баржа". Тральщик типа "М" нес два 105-мм орудия, а также спаренные 37-мм и счетверенные 20-мм зенитные автоматы. БДБ несли пару 88-мм орудий и примерно такое же число зенитных автоматов, что и тральщики.
В советском флоте не было сопоставимых кораблей, а выводить в районы повышенной минной опасности эсминцы и крейсера командование Балтийского флота не рискнуло. В результате сложилась патовая ситуация, когда советские тральщики не могут проделать проходы в минных полях из-за ударов немецкой авиации и огня корабельных орудий, в то время как авиация Балтийского флота никак не может преодолеть плотный зенитный огонь немецких тральщиков и БДБ. Несколько месяцев советская авиация безуспешно пыталась вытеснить немецкие надводные корабли из Нарвского залива и лишь прибытие в июне 1944 года с Черного моря 11-й штурмовой авиадивизии позволило переломить ситуацию. С 21 по 22 июля немецкое соединение, так же известное как "заколдованный ордер", наконец-то было разгромлено массированными ударами с воздуха, после чего траление минных полей начало давать результат.
Доминирование советской авиации и наметившийся прорыв "Зеегиля" вынудил немецкое командование начать постановку дополнительных минных заграждений в ночное время. В ночь на 7 августа 6 БДБ и 8 моторных тральщиков под прикрытием недавно прибывших в Финский залив миноносцев 6-й флотилии выставили 232 мины и 132 минных защитника. Для экипажей миноносцев это был ознакомительный выход, следующую постановку они должны были выполнить самостоятельно.
Днем 17 августа миноносцы Т-22, Т-23, Т-30 и Т-32 под командованием корветтен-капитана Рудольфа Копенгагена (флаг на Т-30) начали погрузку мин с борта стоявшего в порту Хельсинки минного транспорта "Кондор". В 18:37 миноносцы вышли в море. Во время перехода соблюдалось строгое радиомолчание, радар не использовался. По плану новое минное заграждение следовало поставить на расстоянии менее одного километра от поставленного 7 августа. Для того чтобы штурмана смогли сориентироваться маяки на острове Большой Тютерс и в местечке Валасте должны были включаться каждые 20 минут. В 00:23 миноносцы легли на курс и, выстроившись строем фронта с интервалом в 100 метров, начали постановку мин. Спустя две минуты два мощных взрыва прогремели в середине левого борта Т-30. Не прошло и минуты как на двух минах подорвался Т-32. Оба миноносца потеряли ход, а у Т-32, к тому же, оторвало носовую оконечность. На неповрежденных кораблях прервали постановку мин и включили гидролокаторы, подтвердившие выход флотилии на минное поле. В 00:30 дрейфующий Т-30 подорвался на третьей мине, переломился и затонул. Командиры Т-22 и Т-23, обменявшись световыми сообщениями с Т-32, приняли решение вытащить поврежденный миноносец с минного поля кормой вперед. Закончив приготовления, Т-22 начал осторожно приближаться к подбитому товарищу. В 01:05 между кораблями произошел самоподрыв двух мин, а спустя ещё 10 минут двойной взрыв разорвал Т-22 на куски.
Как это часто бывает в такой ситуации морякам, оставшегося целым Т-23 начали мерещится в темноте силуэты советских торпедных катеров, звуки их моторов, а акустикам ещё и шумы торпед. Оценив ситуацию командир принял решение не рисковать кораблем. Осторожно выйдя и минного поля, миноносец на 27 узлах ушел в сторону Хельсинки. В штаб была послана радиограмма с просьбой выслать мелкосидящие катера и гидросамолеты для спасения выживших. Утром, в 08:13, на глазах советских дозорных катеров Т-32 затонул. Прибывшие на место немецкие и финские катера успели до наступления рассвета поднять из воды 51 человека. Ещё 90 человек вывезла летающая лодка Do-24. Советская сторона тоже не осталась равнодушной к происходящему, благо ветер сносил спасательные плотики в сторону советских берегов. Было взято в плен 108 немецких моряков, включая командира 6-й флотилии Рудольфа Копенгагена.
Причиной гибели трех новейших кораблей стала банальная штурманская ошибка. Десантные баржи, ставившие мины 7 августа, не обладали хорошим навигационным оборудованием, из-за чего минное поле было выставлено на километр западнее запланированного. Что касается миноносцев 6-й флотилии, то на них штурманская боевая часть была в полном порядки, и в результате корабли вышли точно в намеченный район... прямо на свои же мины. В декабре история повторилась и опять с 6-й флотилией!
Гибель эсминцев Z-35 и Z-36.
К концу 1944 года оба берега Финского залива перешли под контроль Советского Союза, и немецкое командование начало рассматривать возможность выхода в море крупных кораблей Балтийского флота. В качестве превентивной меря было решено выставить дополнительные минные заграждения. 14 ноября командиру 6-й флотилии капитану цур зее (капитан 1 ранга) Коте поступил приказ о минной постановке в устье Финского залива. Минное поле под кодовым названием "Нил" должно было своим восточным флангом примыкать к южному краю старого заграждения "Насхорн", а западным закрывать вход в порт Палдиски на побережье Эстонии. Задача была крайне непростой! Скрытный подход к вражеским берегам в ночное время суток с постановкой минного заграждения в уже и так забитом по самое некуда минами Финском заливе требовал ювелирной работы штурманской боевой части!
В 07:00 11 декабря 1944 года корабли 6-й флотилии покинули Готенхафени взяли курс на Финский залив. В операции участвовали большие эскадренные миноносцы Z-35 (флаг Коте), Z-36 и Z-43, а также миноносцы Т-23 и Т-28. Был дан строгий запрет на использование всех видов связи, кроме световой, также запрещалось использование радара. Между тем, если в начале похода погода была довольно неплохой, то далее заметно ухудшилась. Видимость временами падало настолько, что соседние корабли видели друг друга только по языкам пламени, вырывавшимся из дымовых труб. К вечеру северо-западный ветер усилился и, по-видимому, чтобы компенсировать его влияние Коте приказал увеличить скорость. В 22:10, находясь северо-западнее острова Хиума (север Моонзундского архипелага), флотилия легла на курс 80 и направилась в сторону устья Финского залива. При этом штурман Т-23 доложил своему командиру, что по его расчетам реальная тока поворота находилась в 3,5 милях севернее запланированной. Но мы же помним о запрете на радиосвязь, да и доверие к флагманскому штурману у командира миноносца явно было выше, чем к своему сослуживцу.
Одна навигационная ошибка потянула за собой другую, да и видимость упала до 500 метров. В 01:44 отставший от остальных кораблей Т-23, наплевав на приказ о радиомолчании и все-таки включив радар и гидролокатор, оповестил флотилию, что место, где они должны были начать постановку, находиться в 8,5 милях к юго-востоку, из чего следует, что 6-я флотилия фактически находиться посреди минного поля "Насхорн". Услышав это, командиры Z-43 и Т-28 резко отвернули на юг. Строй флотилии окончательно развалился. В 01:54 раздался взрыв - это налетел на мину флагманский Z-35. Кота приказал всем кораблям остановиться, а миноносцу Т-23 подойти к флагману для оказания помощи. Но в 02:00 подорвался и почти мгновенно затонул Z-36. Затем раздался новый - флагманский Z-35 подорвался ещё раз и опрокинулся на левый борт. Оценив ситуацию, командиры уцелевших кораблей решили не заниматься спасательными, а как можно быстрее покинуть опасный район. Из почти семи сотен человек личного состава погибших эсминцев выжил 71 моряк. Уцелевшие смогли добраться до Аландских островов, где их взяли в плен советские моряки.
Приведенные эпизоды, как нельзя лучше подтверждают принцип "Fleet in being", по которому сам факт наличия у вас флота может оказать влияние на ход боевых действий. До конца войны эсминцы, крейсера и линкор "Октябрьская революция" так и не покинули рейд Кронштадта, но сама возможность такого выхода заставляла немецкое командования принимать меры, тратить ресурсы, нести потери.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь своим мнением в комментариях!