Паломники бывают разные. Кто-то добирается до монастырских святынь как встарь, как христарадничающие странники, своим ходом. Но среди них немало организованных групп, представителей целых коллективов. Вот рассказ об одном таком случае.
Как-то я увидел необычную картину: мальчишки в погонах, построенные повзводно. Целый батальон. Пока народ гадал – суворовцы, нахимовцы, юнкера? – они строем уже шагали по монастырскому двору. Это были кадеты Воронежского Михайловского корпуса.
Из туманного далека до нас доносятся смутные звуки: полковые смотры под барабанную дробь, молебен у икон, настежь распахнутые глаза гимназисток. И ротмистр на плацу с прямой гусарской спиной, начищенными сапогами со шпорами и усищами до плеч. И бас самого отца-командира:
– Здорово, орлы!
– Здравь жла-ам...
– А-а-атставить!..
– Здравь жалам, ваше высокоблагородь…
Теперь кадеты есть в разных классах и гимназиях. Явление, однако. В словаре Брокгауза и Ефрона читаем: "Кадеты (от французского - младший, несовершеннолетний). В дореволюционной Франции так назывались, до производства в офицеры, молодые дворяне, зачисленные на военную службу. Из Франции название перешло во все европейские государства. В России слово "кадет" появилось одновременно с учреждением первого военного учебного заведения (шляхетского корпуса). Кадетами стали именовать воспитанников корпусов. По преобразовании кадетских корпусов в училища и гимназии наименование это исчезло. В 1882 году оно было восстановлено в прежнем смысле." Ну а потом был Октябрь семнадцатого, который изменил в жизни многое, а не только названия. Но вот они вернулись. Кадеты. Или скажем осторожнее: они возвращаются. И изучают не только алгебру с английским, но и Закон Божий, а также как ходить строем, обращаться с оружием. На вальс дам приглашать, между прочим… В общем, это уже другие ребята. Одно то, что всякое дело они начинают с молитвы, объясняет многое. С этим, правда, до сих пор существуют проблемы. Поборники светского образования все не угомонятся. Зато все родители – за! Потому что их дети на глазах становятся другими.
В монастыре воспитанники воронежских кадетских классов бывали и раньше. Каждая поездка для них – поощрение или, правильнее для будущего офицера сказать, – честь. Конечно, от обычных прихожан они отличались не только выправкой: в храм заходили не все сразу, чтобы не создавать неудобств молящимся, а повзводно: до паперти – строем и с командиром, а дальше уже сами. К раке с мощами каждый подходил со своими мыслями и свечи ставил тоже. Только у двух мальчишек не оказалось нательных крестов, а без них какой же ты православный? Вот и купили в церковной лавке и тут же у входа в храм надели.
Мы попросили командира разрешения поговорить с кем-то из ребят, и он тут же зычным голосом развернул к нам два взвода: выбирайте! Подходили строевым шагом к нам ребята и докладывали: «Кадет... для ответа на вопросы прибыл!» Ответы были правильные и четкие, даже когда командир отошел метров на десять.
Между прочим, не удержались мы от почти приватного вопроса – насчет порки, ведь было, было в царской-то России. Мнения воспитанников не разошлись: если заслужил - получай. Нет, это особенные ребята. И когда кто-то скажет о них, что воспитывают из них настоящих мужиков, его тут же поправят дамы: "Не мужиков, а мужчин". Почувствуйте разницу...
Автор: Александр Косякин