Грамотное обращение со своими циркадными часами – это больше чем диета. Это образ жизни. Все начинается с понимания того, когда нужно принимать пищу и когда выключать свет.
Сатчин Панда (из книги «Циркадный код. Как настроить свои биологические часы на здоровую жизнь")
Одиннадцатый класс – непростое время в жизни современного молодого человека. Основная цель ребят, заканчивающих школу – успешная сдача ЕГЭ и поступление в ВУЗ. В одиннадцатом классе важно уметь планировать день, чтобы успеть подготовиться к ЕГЭ, сделать школьное домашнее задание, а также отдохнуть от суеты за чашкой чая.
“Как успевать готовиться к ЕГЭ и не забывать жить?” - с этим вопросом сталкиваются все абитуриенты.
Ученики одиннадцатого медицинского класса не понаслышке знают о значимости биологических ритмов в процессе обучения. Ведь они все сдают ЕГЭ по биологии, а это одна из тем школьного курса, которая так актуальна для них в настоящее время.
Биологические часы человека влияют на работоспособность и успеваемость в школе. Расскажем, как использовать знания о биоритмах и особенностях своего организма для улучшения учёбы.
На уроках биологии ученики узнали, что биоритмы — это не какое-то мистическое понятие вроде астрологии или веры в приметы. Это неотъемлемое свойство всего живого. У каждого организма есть свои циклы, которые помогают ему чередовать фазы активности и восстановления. Человек — не исключение. От соблюдения биоритмов зависит его способность учиться и работать быстрее и эффективнее, принимать решения, чувствовать радость.
Биологические ритмы (биоритмы) — это периодические изменения интенсивности и характера биологических процессов, которые сами поддерживаются и воспроизводятся в любых условиях.
Биоритмы бывают разные — от полуторачасовых до годовых. Более всего на работоспособность организма влияют суточные или циркадные ритмы.
Индивидуальные особенности суточных биоритмов называют хронотипом человека. Мы знаем о трёх хронотипах: совы, жаворонки и голуби. А учёные выделяют целых семь хронотипов, но для удобства они объединены в эти три группы.
Ранний хронотип — жаворонки — предпочитают ранний подъём. Легко просыпаются, наиболее активны и работоспособны по утрам, но быстро утомляются к вечеру, сонливость наступает уже в 20–22. Плохо адаптируются к изменению распорядка дня.
Средний хронотип — голуби — пробуждаются рано, клевать носом начинают с 22 до 24. Пики активности у них наблюдаются с 10 до 12 и с 16 до 18, а в обеденное время работоспособность падает.
Поздний хронотип — совы — ложатся спать после 24 часов. Наиболее активны в вечернее и ночное время, с утра у них плохая работоспособность.
Изменение эффективности у разных хронотипов связано с изменением уровня гормонов — серотонина, мелатонина и кортизола. Так, уровень мелатонина у жаворонков к вечеру падает, а у сов, наоборот, находится на пике.
На уроках биологии учащиеся определили свой хронотип, используя несколько разных методик.
Методика первая: прохождение тестирования по определению личностного биологического профиля. Результаты тестирования представлены на диаграмме.
Методика вторая: Определение суточного хронотипа человека (тест Г.Хильдебранта). Она заключается в определении хронотипа по соотношению показателей частоты сердечных сокращений и дыхания в разное время суток.
- У испытуемого в условиях основного обмена, т.е. в утренние часы до завтрака при температурном и психическом комфорте в положении сидя определяются за 1 минуту ЧСС (частота сердечных сокращений) и ЧД (частота дыхания).
- Показатель ЧСС делят на показатель ЧД с точностью до 0,1.
ЧСС : ЧД =―:―.
- Используя данные таблицы определяют хронотип учащегося. Полученные результаты представлены на диаграмме.
Методика третья: «Определение умственной работоспособности с помощью корректурной пробы»
Испытуемым предоставляется бланк с различными буквами в количестве 40 рядов по 40 букв в каждом. В течении 5 минут испытуемый должен в каждом ряду вычёркивать определённую букву, которая стоит первой. Объём внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация по количеству сделанных ошибок. Норма внимания – 850 знаков и выше, концентрация внимания – 5 ошибок и менее.
Данная методика проводилась в утреннее время. По результатам корректурной пробы можно сделать вывод, что из 8 испытуемых максимальный объем внимания был у учеников с хронотипом жаворонка.
Методика четвертая: «Изучение характера работоспособности с использованием тэппинг-теста»
Характер работоспособности испытуемых определялся с применением тэппинг-теста. Исследование проводили в два этапа. I этап – первый урок (начало занятий в 8 ч 30 мин), II этап - последний седьмой урок (конец занятий – 14ч 30 мин)
Результаты снова оказались закономерными: наибольшее количество верно заполненных карточек утром наблюдалось у учеников с хронотипом жаворонок, а во второй половине дня у сов.
Таким образом, при помощи четырех несложных методик ученики определили свой хронотип. Следующим этапом была встреча со школьным психологом, которая провела для ребят занятие, где они рассмотрели влияние биоритмов на эмоциональное, физическое и интеллектуальное состояние человека. При помощи специальной программы определили пики активности разных состояний в течение месяца в зависимости от даты рождения.
Ученики поделились с психологом результатами своих тестов, полученных на уроках биологии, и составили чек-лист в зависимости от своих биоритмов по кейсу, а в конце занятия составили собственный индивидуальный чек-лист подготовки к экзаменам и сформулировали рекомендации.
- Планирование учебного процесса — зная свои биоритмы, Вы можете планировать учебные задачи в зависимости от фазы каждого биоритма. Например, в положительной фазе интеллектуального биоритма можно заниматься изучением новых тем, а в отрицательной — повторять уже пройденный материал.
- Оптимизация времени — используйте свои биоритмы для определения наиболее продуктивного времени дня для учебы. Например, если Вы обнаружите, что в определенное время каждый день Вы чувствуете себя более энергичным и концентрированным, постарайтесь заниматься в это время.
- Управление стрессом — знание того, что Вы находитесь в отрицательной фазе эмоционального биоритма, может помочь Вам принять меры для снижения стресса и избежать чрезмерной нагрузки на себя.
Биоритмы — это мощный инструмент, который может помочь стать более эффективным учеником. Знание и понимание своих биоритмов позволяет адаптировать свой учебный план под свои индивидуальные особенности и повысить продуктивность обучения. Но не стоит забывать, что биоритмы — это лишь один из многих факторов, влияющих на успеваемость, и их следует использовать в сочетании с другими стратегиями, такими как правильное питание, физические упражнения и хороший отдых.
#ШКОЛА950 #ДОНМ #Предпрофкласс