Привет! Меня зовут Жанна, мне 47 лет...
Решила я, значит, принять участие в новом историческом проекте РИП (снимают конец 17, начало 18 века). Сам по себе интересный проект, очень заинтересовала меня возможность участия в групповке в виде придворной дамы. Оплата - 6000 рублей, что меня очень порадовало, плюс еще и время съемок выпадало на мой отпуск.
Но для участия необходима была визитка. Поэтому экстренно я поставила задачу своей дочери (ну не зря же она успешно учится на режиссера), и в целом мне от нее нужно было не само взаимодействие, а результат - чтоб попасть в проект нужно было отправить свои данные на кастинг.
Что-то получилось у нас с Маринетт Мортем очень даже френдли, ориентировано все было прям на раскрытие потенциала в нашем так скажем погружении в создание контента.
Еще утром я направила Маринетт Мортем сообщение, что хочу попробываться в этом проекте, что мне надо вот прям срочно визитку. Я конечно видела визитки у разных актеров, но как именно это делается я не имела понятия, это же процесс, а я видела результат!
А вот теперь мне самой удалось сняться в визитке, поэтому так скажем, могу и хочу поделиться опытом и впечатлениями.
Итак, что надо делать. Для начала надо понять что это такое и зачем. Но времени то нет, чтобы глубоко изучать чего там да как, и каковы особенности самопрезентации. А самое главное, каковы особенности успешных съемок, чтоб получился вменяемый адекватный продукт... Чтоб мою визитку не только посмотрели (а не выключили через 2 секунды), а еще и пригласили меня на съемки.
Маринетт Мортем скинула мне 4 ссылки, что такое визитка, какие особенности, какие ошибки, и что надо сказать. Две ссылки были про самопрезентации тех, кто что-нибудь продает (свое время, умения - визитки для риелторов, экспертов и так далее). Для этого сегмента существует своя ниша, и она успешно заполняется - в мире сейчас все чаще смотрят видео, поэтому умение говорить на камеру очень многое значит.
Другие ссылки касались именно актерских визиток (как профессиональных, так и непрофессиональных). Тоже были указаны и ошибки поведения в кадре, в одежде, обстановке и прочем. Все это можно читать и изучать, как простые вещи, так и посложнее, для этого есть множество сайтов, которые это поясняют, но я не об этом. Ну так я получила представление, что надо делать, а что не надо.
Как ни странно на двух из четырех сайтах было указано, что для синхронизации видео и звука надо хлопать в ладоши, для того чтобы обозначить начало и конец видео. На самом деле сейчас это делать не надо. Для этого у Маринетт Мортем есть новая режиссерская хлопушка, и звук пишется сразу на камеру, поэтому синхронизации производится автоматически.
Теперь о самих съемках. Во-первых, я попросила дать мне ТЗ, а именно я думала, просто скопировать какую либо видео визитку - просто сказать то же самое, что и говорят эти говорящие головы во множестве, так и у меня появится видео визитка. А раз она есть, то значит типа меня и возьмут в проект по наличию видео визитки. На самом деле Маринетт Мортем объяснила мне, что визитка нужна режиссеру, он смотрит и выбирает себе нужный типаж, в том числе надо повернуться в кадре (и не надо быстро!) чтоб можно было рассмотреть лицо в разных ракурсах.
В качестве ТЗ Маринетт Мортем мне объяснила, что именно надо, а что именно не надо говорить. Как наиболее выгодно преподнести себя в видеоролике, на чем сделать акцент. Вес например не надо говорить, параметры рост, размер одежды и обуви нужны для предоставления костюмов, и масса тела роли тут оказывается не играет.
Уже на первом этапе я посыпалась. А именно, мой рост 1 метр 59 см. Но почему то я решила, что я слишком маленького роста, а вдруг меня не возьмут по росту, и решила прибавить себе сантиметр для солидности. И в визитке я стала говорить круглую цифру - 160 сантиметров. Ну округлила, так сказать! Повысила себя в глазах тех, кто будет смотреть мою визитку.
На что Маринетт объяснила мне, что когда я преподношу информацию о себе ложную (приукрашенную) то мой организм и так шугается камеры, а тут еще и стопориться, потому что я говорю неправду, и это видно! Поэтому затея прибавлять себе 1 см. к росту была исключена. Тем более Маринетт сказала, что режиссеру важен типаж, может наоборот нужны люди такого роста, не надо подгонять себя под нарисованный "правильный" шаблон в своей голове, надо раскрыть информацию о самом себе и подать ее доступно и понятно.
Второй мой момент был в том, что я забывала текст, который я накидала себе сама, после того, как Маринетт объяснила мне ТЗ и как себя вести. При этом я для саебя сама решила, что смогу говорить прям вот сама от себя, экспромтом, и думала, что так я покажу свою способность (почему то я думала. что она у меня есть, хоть раньше я и не проверяла) выдавать экспромты перед камерой. На самом деле, с экспромтами обстояло все очень плохо, поэтому проще и лучше было реально выбрать какой то внятный текст и его запомнить, чтоб гладко и внятно его сказать режиссеру, а не камере. При экспромтах у меня были повторы в речи, какие то неожиданные слова, которые ломали смысл высказывания, и рушили все представление о моем выступлении. Это и было смешно, а не "экспромты", но нужен то был результат - визитка, а не просто посмеяться.
Кроме того, как оказалось, экспромты мои перемежались паузами, в которых я то впадала в ступор, забывая что говорить, то наоборот начинала нести лютую дичь в формате полной неожиданности.
Маринетт Мортем объяснила что надо делать с паузами. Оказывается их делать не надо. А я то уж думала, что раз я подаюсь на актера, то надо держать мхатовские паузы и между словами и между предложениями. Оказывается, не надо! Речь должна быть плавной, не надо чеканить слова и висеть в паузах, потому что при этом кажется, что ты просто тормозишь и не помнишь текст. А в момент паузы подгружаешь информацию из мозга, и весь этот процесс загрузки не несет никакой ни информативной, ни эстетической ценности.
Итого - плавная речь достигается именно тем, что ты знаешь текст. Текст я не зубрила, и зубрить его не надо - да, экспромт не получается, но ты знаешь и понимаешь что ты говоришь и зачем. И в конце - тоже у меня конец стал наплывать на основную часть, да и в самом начале так же, потому что после того, как мне Маринетт сказала, что слова чеканить не надо, я решила говорить быстро, и тараторить. Вторая сторона крайности. Маринетт тоже сказала не делать так.
Дело в том, что Маринетт ловила каждый ньюанс, и вела этот процесс съемок, я ощущала подъем творчества, никто меня не зацикливал на повторение однотипных действий, пока не получится. Каждый новый дубль была и игра, и юмор, и событие, и путь к самопознанию и расширению границ принятия себя и выражения себя в творчестве. Маринетт очень тонко чувствует человека на площадке, и ведет его, и объясняет, что надо и что не надо делать, поясняет почему получаются ошибки, и откуда они берутся. Берутся они от того, что ты хочешь сделать как лучше, но не знаешь при этом, как ты выглядишь снаружи, и какое производишь впечатление!
В общем дальше. От блока с моим ростом был переход к увлечениям. Что касается роста, когда я перестала врать, что я не 160, а сказала правду, что 159 см, то речь потекла свободно. Организм реально стрессует, когда врет, и на этом и основан полиграф. Так вот, врать не надо, но надо уметь преподнести то, что ты делаешь и чем увлекаешься.
На самом деле надо всего лишь рассказать о себе. Маринетт сказала мне, что если ты наврешь в своих скиллах, то тебя могут взять на роль, где эти скиллы пригодятся. Ага, скакать на лошади, фехтовать, нырять в воду с вышки. Точно так же не надо врать про размер одежды, потому что если тебе дадут например обувь или одежду меньшего размера, то ты либо не поместишься, либо к концу смены сдохнешь в обуви, которая жмет.
Сам по себе опыт создания визитки для меня новый, я только задумалась что мне это надо - ну нате пожалуйста, раз надо, так надо. Бац, один час прошел и получаешь уже результат.
Ну я спросила Мортем, как будет проходить друга, платная съемка, если кто то захочет получить такой же эксприенс. За деньги да. Так вот, мы подумали вместе и решили, что основная трудность моя на площадке, что я не знаю текст наизусть. Это очень отвлекает и поэтому тысяча дублей, когда стоишь перед камерой и не понимаешь, что говорить дальше, забыл!
Поэтому - либо надо телесуфлер (купим! но потом!), либо пусть учат сами. Ну как, чтобы не пороть ересь, которая не нужна, надо выверить текст до съемок. Режиссер ролика (видеовизитки) должен понимать кого он снимает и для кого. Я тоже порывалась уточнить детали из своей биографии, но не столько от желания понтануться, а потому что вот вспомнила и решила, что это важно и нужно. Вот, я не просто пишу стихи, рассказы, романы, а вот недавно был конкурс, и мне дали плашку на сайте, что я там участвовала. Во-первых масштаб, а во вторых не нужный и не понятный акцент - а зачем он.
Оказывается моя речь нужна для чего то, не просто набор слов - это мне объяснила Маринетт, а смысл, воплощение смысла. Зачем я это говорю?
Зачем я говорю, что посещала школу моделей? Это покажет, что я умею слушать режиссера и воплощать какие-то задачи, держаться перед камерой. Камера это отдельная тема, чуть позже опишу. И дальше можно информацию объединить в блоки по смыслу. Сначала я хотела сказать, что участвовала в съемках, потом в середине сказала про свои увлечения, что посещала эту школу, а в конце сказала, что много фотографируюсь. В итоге смысловая часть разрушена, раздроблена. Поэтому я сама, обсуждая это все нашла возможность смысловой компоновки более емко - вот я участвовала в проекте "Балет", вот я ходила в школу моделей, что значит что у меня есть и опыт съемок и опыт поведения - ну обучали же, как вести себя перед камерой. Фотографирую и фотографируюсь - так как надо это применять, я и применяю. Кстати на курсы актерского мастерства я тоже ходила, но этого я не сказала, а только сейчас вспомнила, когда пишу это все.
Дальше! Мои увлечения. Я тут могу и швец, и жнец, и на дуде игрец. Но при трансляции информации это все забывается, то швеца забудешь, то жнеца, опять стоишь в ступоре и раздумьях. Ну хорошо что обстановка френдли, никто не орет (хоть и не отстает) но и не торопит. На самом деле - опять Мортем говорит мне - зачем ты это говоришь? Ну вот что ты и на барабанах, и на диджеинге - это что у тебя есть понимание музыки и чувство ритма, это я и должна показать своей энергией через описание своих увлечений - барабанить и диджеить. Каких только казусов смешных не было, когда эта визитка получилась, но вернусь к увлечениям. Мортем сказала, что чушь тоде можно нести, главное уверенно и не показывать вид, что ошиблась.
Зачем ты говоришь, что любишь картинг и сапы? Что это значит, что у тебя много энергии, и (свободного времени наверное?) Что я активист! Мортем оправила меня, что я не активист, а активная, и поэтому могу энергией делиться, и давать ее через взаимодействие.
Дальше. Рассказала значит про увлечения. Теперь еще о себе. Я искала слово, по которому меня запомнят. Имя не запомнят (ну имя это имя, у всех оно есть). поэтому найдено мною было, что я творческий персонаж. Ну и в чем это выражается. Как я только не изгалялась, и так и сяк. Но оказалось - Мортем мне сказала как подать информацию - стихи, рассказы, поэму - от малой формы творчества к большей, так лучше восприятие.
Потом куда я хожу. Тут я из-за того, что хожу я везде, я никак не могла выбрать куда ж я хожу, что заставляло меня в каждом новом дубле давать все новые и новые слова - и фестивали, и исторические реконструкции, музеи, выставки и все остальное в разной последовательности, что опять же вызывало ступор, во время которой мозг обрабатывал информацию и готовил ее к выдаче - каждый раз как будто что-то новое. А это уже в конце, когда весь текст визитки говориться уже нормально. Но в конце мне казалось, что надо обязательно добавить разнообразия, что гораздо хуже откатанной программы.
В итоге еще камера. Не смотреть в камеру. Маринетт говорит - рассказывай мне. Я просила ее не двигаться слишком за камерой, потому что за ней у меня начнут бегать глаза. Вот эта камера, вот она и причина ступора. Давай по новой Миша, все хуйня! Нетленка. На самом деле, не так легко.
Ну я и так экспрессивно вела себя на площадке, потому что во первых мне это по фану, во вторых много эмоций и это очень смешно, потому что Мортем смеется вместе и понимает процесс и рулит им, но объясняет что не правильно, к чему это приводит и в чем причина. Это живое, яркое настоящее взаимодействие, наполненное эмоциями и постижением мира, жизни и искусства, и себя в искусстве тоже и искусства в себе (или не в себе, но такого не было). Все было очень классно, здорово и динамично.
Я победила камеру. Я просто накричала на камеру!!! Я кричала, ей, как одушевленному существу, что она тут не важная, что важная я, что ее вообще нет передо мной, и что я говорю не камере и не в камеру, а Мортем. Я здесь главная, а не камера. Забудь вообще что она есть, никакого ступора быть не может, я просто рассказываю рассказ. Потому что мы - люди. Мы общаемся с людьми, с одушевленными существами (ну там еще животные всякие, и они нас понимают). Ну во первых я одушевила камеру, во вторых обесценила, в третьих я повысила свой статус (я тут главная, а не камера, ну как минимум я главнее неодушевленного предмета). На меня не может влиять камера. Потому что вообще без разницы, есть она или нет. В итоге камеру я победила своим ором. Мортем хотела еще и еще снимать, но я как почувствовала, что получилось норм, сама сказала достаточно. Не надо мне до синевы (это когда поют в хоре или еще как то, то оттачивают исполнение до идеала). Я не идеальный человек и моя визитка не о том, что я воплощение идеала. Ну вот я какая есть, чего могу, то могу, может и пригожусь, если потребуется.
И еще главное Мортем так удачно подобрала формулировки мне (не диктовала, мы с ней вдвоем к этому пришли, скорее она подкинула и ушла в тень, а пришла к этому я). Вот же она гений чертов, дает человеку вкусить плод познания и самопознания, а не толкает шлепками, как слепого крота к Дюймовочке, чтоб не терял ориентир. Мортем говорит что надо - и ты понимаешь, что надо. Говорит что не надо - понимаешь, что не надо. Доступно, внятно и понятно. Четко по делу, и в то же время образно, просто и действенно.
Атмосфера веселья. Реально весело и смешно сниматься, потому что это энергия. Особенно когда не получается, если делать бекстейдж, то это просто угар. Она еще и показывала мне, как я выгляжу и говорю, прямо в процессе съемок, разворачивала экран камеры на меня. Да сама я знаю свои проблемы - стопорить и подгружать информацию в режиме тормоза. И при этом еще пытаться импровизировать, а на самом деле говорить одни и те же слова, только в другом порядке и с паузами. Вершина импровизации была: "У меня есть увлечения". Офигенная инфа конечно, большое спасибо, что поделилась. Но это как попытка выпрыгнуть из ступора за счет импровизации. Хорошо что излишней веселости у меня не было, хотя я тоже про это читала.
В общем, с Мортем очень весело, она веселая и дружественная, ну и работает она - пока не получит вменяемый результат. Говорит, в этом и есть съемки, повторения дублей для нужного результата. Мы добились того, чтоб не склеивать в визитке моей ничего. Я считаю, что склеек не должно быть. Ну и по времени получилось 58 секунд, как будто выверяли тайминг, но на самом деле это чувство времени, в этом тоже Мортем оказывается профи.
Талант. Мне моя визитка понравилась, и она ее сделала так, чтоб она подходила не под один проект, а могла использоваться где угодно. Это последняя фраза моя - вот поэтому она так и была сформулирована.
Резюме. Камера - не главное. Режиссер - помощник. Главный на площадке - актер. Ну это я выяснила для себя в результате съемок. Может это и не правильно, но я так считаю. Я такой опыт приобрела, я им и поделилась. Найти взаимопонимание с режиссером? Ну а что делать. Кто то капризничает, кто то психует, кто то падает духом. Не знаю, я провела самый лучший час наверное на свете, общаясь со своей дочерью (не могу сказать, что такой творческий подъем есть на постоянной основе) но время провели мы чудесно. Я еще и над камерой доминировать научилась, так сказать постигла истину, и поделилась здесь результатами своего опыта и его осмысления - продуктом мозговой деятельности по рефлексии и само рефлексии.
Кто хочет в искусство - велком! 5000 рублей визитка, ПАКУПАЕМ!