Найти в Дзене
Свободная Пресса

Начинка - китайская, но руль в "Волге" должен быть наш. Мишустин посетил завод в Нижнем Новгороде и попросил сделать родной хотя бы баранку.

Оглавление

«У вас где сейчас сделан руль, китайский? Хочется, чтобы руль был российский», — сказал председатель правительства Михаил Мишустин, осматривая автомобили возрожденного бренда «Волга», которые презентовали на выставке в Нижнем Новгороде.

  • О том, что не только руль, но и всё остальное, включая коврики, в этой машине тоже китайское — премьер промолчал. Впрочем, и первый вице-премьер Денис Мантуров, и новый глава Минпромторга Антон Алиханов, которым была брошена реплика Мишустина, в напоминании об этом не нуждались.

Три новые модели «Волги», представленные на выставке — а это седан Volga C40, кроссовер класса С — Volga К30 и Volga К40 (кроссовер класса D) — полностью, включая легендарный логотип в виде оленя на решетке радиатора — выполнены из комплектующих, изготовленных в Поднебесной.

Как утверждают автомобильные эксперты, все три машины представляют собой модели компании Changan с измененной решеткой радиатора, которая отличается от базовой не только наличием оленя, но и сходством с «передком» традиционной советской «Волги».

Собирали все три выставочных образца тоже в Китае. Однако уже в текущем году несколько автомобилей частично соберут в Нижнем Новгороде, а с 2025 года запланирована полная сборка. Окраску кузовов также с 2025 года планируют делать на волжской земле.

Заниматься всем этим будет не легендарный ГАЗ, а новая компания — АО «Производство легковых автомобилей», о которой пока известно очень мало.

Эта компания для сборки «Волг» взяла в аренду площади завода ГАЗ, которые ранее использовались для извлечения из контейнеров и окраски моделей Volkswagen и Skoda.

Мишустин отметил, что новые «Волги» — «симпатичные автомобили», которые «выглядят современно», а возвращаясь к теме рулей сказал Мантурову:

  • — В России надо предпринимать попытки делать даже такие элементы из пластика (как руль, — «СП») — у себя. Производство соответствующих композитных материалов налажено, например, в особой экономической зоне «Алабуга».
  • Я пытаюсь с вами договориться об этом, потому что всё время хочу видеть российское производство в тех элементах, в тех конструкциях, которые, скажем так, не так сложны.
  • Как известно, китайские автоконцерны — не большие сторонники локализации.
  • Производить все детали для своих машин им нравится больше, чем встраивать в модели изделия, произведенные в стране, где осуществляется сборка. С этим уже столкнулись на «Москвиче».
  • Однако для российской автомобильной индустрии принципиально важно не только осуществлять «отвёрточную сборку», но и развивать своё производство хотя бы каких-то узлов, о чем и напомнил Мишустин.
  • Только так мы сможем прийти рано или поздно к полностью самостоятельному производству отечественных легковушек.
  • На базе кооперации с европейскими и корейскими производителями нам этого сделать не удалось. Получится ли добиться такой цели во взаимодействии с китайцами — «Свободной Прессе» рассказал руководитель Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

«СП»: Мишустин попросил, чтобы для начала хотя бы руль у этой «Волги» (Changan) был российским. Не слишком ли низкая стартовая позиция?

  • — Нормальная. Руль — это лучше, чем ничего. Мы уже сталкивались с тем, что партнёры уходили, а после них совсем никаких технологий не оставалось.
  • Путь будет руль. Если получится удачным — его можно будет ставить на другие машины или экспортировать.
  • Китайцы не очень хотят, чтобы мы к их машинам прикручивали что-то свое. Но есть очень простой и понятный стимул для локализации.
  • Чем больше будет отечественных узлов и деталей — тем ниже налоги на предприятие (а оно, скорее всего — совместное), которое осуществляет сборку в Нижнем Новгороде.
-2
  • Давить пошлинами партнеров за ввоз изделий, которые мы можем делать сами, — тоже можно, но нам сейчас это не выгодно. Важно ликвидировать дефицит, который возник после ухода западных марок. А налоговые льготы, в отличие от заградительных пошлин, — всегда работали и всегда будут эффективными.

«СП» Скорее всего, в России будет локализована и решетка радиатора с фирменным знаком «Волги». Но мы-то хотели другого: локализации двигателей, трансмиссии, электроники. А для этого у новых производителей «Волги» даже площадей пока нет.

  • — Локализация двигателя — вопрос долгосрочный. И есть риски. Я уже не говорю о том, что партнер может уйти, как это сделали западные автоконцерны.
  • Мы надеемся, что китайские партнеры останутся всерьёз и надолго. Но проблема в другом. К тому времени, когда мы построим завод для производства ДВС — двигатели внутреннего сгорания могут быть уже и не нужны. Они канут в прошлое.
  • И что тогда делать с этим заводом?
  • Поэтому если мы хотим быть конкурентоспособными в автопроме через 20 лет — нужно представить себе, каким он будет в то время. И — начать работать на перспективу, а не копировать сегодняшний день.
  • Как раз продукт сегодняшнего дня можно спокойно покупать, не думая о серьезной локализации.
  • При этом можно делать свои рули, если они получатся лучше. Мы знаем, что наша сталь лучше, чем китайская — давайте купим у них оборудование и будем сами штамповать кузовные детали.

«СП»: Что мы должны делать, чтобы наш автопром был конкурентоспособным через 20 лет?

  • — Учиться делать батареи для электромобилей. Батарея — это до 60% от стоимости всего электромобиля.
  • Торопиться нам некуда, сейчас в России электромобиль не популярен, но учится делать — нужно. Если получится хорошо — будем пока продавать.
  • У нас хорошо получаются программные продукты. Электронное правительство, средства слежения, умные интернет вещи. А давайте представим, каким захотят увидеть автомобиль своего будущего сегодняшние дети?

«СП»: Каким?

  • — Они захотят, чтобы автомобиль был похож на смартфон. Чтобы можно было легко решить с ним любой вопрос.
  • Сейчас на выставке «Российско-китайское ЭКСПО 2024» в Харбине презентуются российские элементы умной бытовой техники и оборудования для автомобилей.
  • В этом мы с Китаем не только на равных, а опережаем. И не вижу ничего страшного, если в автотранспорте будущего большинство железа будет китайским, а мозги — наши.

«СП»: По части ПО мы, может быть, и лучше. Но компонентную базу для электроники клянчим у Китая, который еще и опасается её нам продавать из-за угрозы вторичных санкций.

  • — Эти ограничения, как раз, — хорошо. Наш военпром — лучший в мире именно потому, что нам для него почти никто и ничего не продавал никогда. Самим приходилось крутиться.
  • Так же и по части компонентной базы мы быстро что-то придумаем. Но и здесь — нужно не копировать, что есть у других.

«СП»: Вернёмся к нашим рулям. Получится сделать свой руль для «Волги»?

  • — Если этот руль окажется в 20 раз дороже, чем китайский, то от него будет потребителю только вред, а не польза. Китайцы делают этих стандартных рулей — миллионы для десятков разных марок.
  • Благодаря массовому производству их рули будут дешевле, чем несколько тысяч, которые мы станем выпускать для «Волг».
  • Поэтому локализация — это не самоцель. Нужно делать такие узлы и агрегаты, которые понадобятся не только для «Волги».
  • И если даже проект «Волги» провалится, но мы сделаем руль, который будет востребован на рынке — это уже неплохо.

Материал подготовлен редакцией "Свободная Пресса"

Подпишитесь на наш канал, чтобы следить за актуальными новостями и мнением аналитиков