«У вас где сейчас сделан руль, китайский? Хочется, чтобы руль был российский», — сказал председатель правительства Михаил Мишустин, осматривая автомобили возрожденного бренда «Волга», которые презентовали на выставке в Нижнем Новгороде.
- О том, что не только руль, но и всё остальное, включая коврики, в этой машине тоже китайское — премьер промолчал. Впрочем, и первый вице-премьер Денис Мантуров, и новый глава Минпромторга Антон Алиханов, которым была брошена реплика Мишустина, в напоминании об этом не нуждались.
Три новые модели «Волги», представленные на выставке — а это седан Volga C40, кроссовер класса С — Volga К30 и Volga К40 (кроссовер класса D) — полностью, включая легендарный логотип в виде оленя на решетке радиатора — выполнены из комплектующих, изготовленных в Поднебесной.
Как утверждают автомобильные эксперты, все три машины представляют собой модели компании Changan с измененной решеткой радиатора, которая отличается от базовой не только наличием оленя, но и сходством с «передком» традиционной советской «Волги».
Собирали все три выставочных образца тоже в Китае. Однако уже в текущем году несколько автомобилей частично соберут в Нижнем Новгороде, а с 2025 года запланирована полная сборка. Окраску кузовов также с 2025 года планируют делать на волжской земле.
Заниматься всем этим будет не легендарный ГАЗ, а новая компания — АО «Производство легковых автомобилей», о которой пока известно очень мало.
Эта компания для сборки «Волг» взяла в аренду площади завода ГАЗ, которые ранее использовались для извлечения из контейнеров и окраски моделей Volkswagen и Skoda.
Мишустин отметил, что новые «Волги» — «симпатичные автомобили», которые «выглядят современно», а возвращаясь к теме рулей сказал Мантурову:
- — В России надо предпринимать попытки делать даже такие элементы из пластика (как руль, — «СП») — у себя. Производство соответствующих композитных материалов налажено, например, в особой экономической зоне «Алабуга».
- Я пытаюсь с вами договориться об этом, потому что всё время хочу видеть российское производство в тех элементах, в тех конструкциях, которые, скажем так, не так сложны.
- Как известно, китайские автоконцерны — не большие сторонники локализации.
- Производить все детали для своих машин им нравится больше, чем встраивать в модели изделия, произведенные в стране, где осуществляется сборка. С этим уже столкнулись на «Москвиче».
- Однако для российской автомобильной индустрии принципиально важно не только осуществлять «отвёрточную сборку», но и развивать своё производство хотя бы каких-то узлов, о чем и напомнил Мишустин.
- Только так мы сможем прийти рано или поздно к полностью самостоятельному производству отечественных легковушек.
- На базе кооперации с европейскими и корейскими производителями нам этого сделать не удалось. Получится ли добиться такой цели во взаимодействии с китайцами — «Свободной Прессе» рассказал руководитель Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
«СП»: Мишустин попросил, чтобы для начала хотя бы руль у этой «Волги» (Changan) был российским. Не слишком ли низкая стартовая позиция?
- — Нормальная. Руль — это лучше, чем ничего. Мы уже сталкивались с тем, что партнёры уходили, а после них совсем никаких технологий не оставалось.
- Путь будет руль. Если получится удачным — его можно будет ставить на другие машины или экспортировать.
- Китайцы не очень хотят, чтобы мы к их машинам прикручивали что-то свое. Но есть очень простой и понятный стимул для локализации.
- Чем больше будет отечественных узлов и деталей — тем ниже налоги на предприятие (а оно, скорее всего — совместное), которое осуществляет сборку в Нижнем Новгороде.
- Давить пошлинами партнеров за ввоз изделий, которые мы можем делать сами, — тоже можно, но нам сейчас это не выгодно. Важно ликвидировать дефицит, который возник после ухода западных марок. А налоговые льготы, в отличие от заградительных пошлин, — всегда работали и всегда будут эффективными.
«СП» Скорее всего, в России будет локализована и решетка радиатора с фирменным знаком «Волги». Но мы-то хотели другого: локализации двигателей, трансмиссии, электроники. А для этого у новых производителей «Волги» даже площадей пока нет.
- — Локализация двигателя — вопрос долгосрочный. И есть риски. Я уже не говорю о том, что партнер может уйти, как это сделали западные автоконцерны.
- Мы надеемся, что китайские партнеры останутся всерьёз и надолго. Но проблема в другом. К тому времени, когда мы построим завод для производства ДВС — двигатели внутреннего сгорания могут быть уже и не нужны. Они канут в прошлое.
- И что тогда делать с этим заводом?
- Поэтому если мы хотим быть конкурентоспособными в автопроме через 20 лет — нужно представить себе, каким он будет в то время. И — начать работать на перспективу, а не копировать сегодняшний день.
- Как раз продукт сегодняшнего дня можно спокойно покупать, не думая о серьезной локализации.
- При этом можно делать свои рули, если они получатся лучше. Мы знаем, что наша сталь лучше, чем китайская — давайте купим у них оборудование и будем сами штамповать кузовные детали.
«СП»: Что мы должны делать, чтобы наш автопром был конкурентоспособным через 20 лет?
- — Учиться делать батареи для электромобилей. Батарея — это до 60% от стоимости всего электромобиля.
- Торопиться нам некуда, сейчас в России электромобиль не популярен, но учится делать — нужно. Если получится хорошо — будем пока продавать.
- У нас хорошо получаются программные продукты. Электронное правительство, средства слежения, умные интернет вещи. А давайте представим, каким захотят увидеть автомобиль своего будущего сегодняшние дети?
«СП»: Каким?
- — Они захотят, чтобы автомобиль был похож на смартфон. Чтобы можно было легко решить с ним любой вопрос.
- Сейчас на выставке «Российско-китайское ЭКСПО 2024» в Харбине презентуются российские элементы умной бытовой техники и оборудования для автомобилей.
- В этом мы с Китаем не только на равных, а опережаем. И не вижу ничего страшного, если в автотранспорте будущего большинство железа будет китайским, а мозги — наши.
«СП»: По части ПО мы, может быть, и лучше. Но компонентную базу для электроники клянчим у Китая, который еще и опасается её нам продавать из-за угрозы вторичных санкций.
- — Эти ограничения, как раз, — хорошо. Наш военпром — лучший в мире именно потому, что нам для него почти никто и ничего не продавал никогда. Самим приходилось крутиться.
- Так же и по части компонентной базы мы быстро что-то придумаем. Но и здесь — нужно не копировать, что есть у других.
«СП»: Вернёмся к нашим рулям. Получится сделать свой руль для «Волги»?
- — Если этот руль окажется в 20 раз дороже, чем китайский, то от него будет потребителю только вред, а не польза. Китайцы делают этих стандартных рулей — миллионы для десятков разных марок.
- Благодаря массовому производству их рули будут дешевле, чем несколько тысяч, которые мы станем выпускать для «Волг».
- Поэтому локализация — это не самоцель. Нужно делать такие узлы и агрегаты, которые понадобятся не только для «Волги».
- И если даже проект «Волги» провалится, но мы сделаем руль, который будет востребован на рынке — это уже неплохо.