Найти тему

Мужчина потребовал оштрафовать перевозчика за неприехавший вовремя автобус. Что ответили в Роспотребнадзоре и в суде?

Все мы хоть раз сталкивались с перебоями в работе общественного транспорта. Обычно мы просто закрываем на это глаза, но один активный гражданин решил добиться справедливости. Разбираемся в деле.

Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!

Что случилось?

Однажды жарким июльским утром 2023 года пассажир долго ждал своего автобуса. По расписанию автобус должен был прибыть на остановку в 7:25, но так и не прибыл. В результате пассажир опоздал на работу.

Пассажир пожаловался перевозчику, однако тот ответил, что автобус сломался, и с этим ничего не поделать. Недовольный гражданин обратился в Роспотребнадзор.

Он потребовал привлечь перевозчика к ответственности за «введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества услуги» и за «нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об услуги», поскольку перевозчик не информировал своевременно пассажиров о задержке.

Что ответил Роспотребнадзор?

Роспотребнадзор месяц думал, и в конце концов дал ответ, что привлечь перевозчика к ответственности невозможно, поскольку действует мораторий на проведение проверок, а перевозчик как раз являлся государственным предприятием, которые нельзя проверять (Постановление Правительства РФ № 336 от 10 марта 2022).

Поэтому провести соответствующую проверку и наказать перевозчика невозможно. Было вынесено постановление об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Пассажир остался недоволен еще больше и пошел обжаловать отказ в суде.

Что сказал суд?

Суд первой инстанции, впрочем, занимать сторону гражданина не спешил. Суд заключил, что оснований для привлечения перевозчика к ответственности вообще нет.

По мнению суда, со стороны перевозчика не было обмана, поскольку транспортная услуга не была оказана не из-за введения пассажира в заблуждение, а из-за поломки автобуса.

При этом обязанность информировать пассажиров о задержках или отменах отдельных рейсов законодательством не содержится. Перевозчик обязан лишь предоставить достоверную информацию о расписании, и она была размещена на остановке.

Причем суд отметил, что действия перевозчика вообще не содержали признаков административного правонарушения, и проверка Роспотребнадзора в принципе не требовалась.

Пассажир остался совсем недоволен и попытался оспорить решение суда первой инстанции, но и апелляция ему отказала (Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.03.24 по делу N А84-10880/2023).

**********

P.S. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!

**********