"Удав-Китай, проглотивший слона — западное искусство".
В честь Года культуры России - Китая мы решили познакомить вас с жизнью и творчеством одного из величайших художников Китая - У Гуаньчжуна.
У Гуаньчжун рос в среде далёкой от мира искусства. Он родился в 1919 году в маленькой бедной деревне Бэйцюй в Исин (宜兴, провинция Цзянсу), где население по традиции в основном занималось выращиванием риса, рыболовством и разведением тутовых шелкопрядов. Его отец, У Куанбэй, был учителем начальной школы и фермером, мать трудилась в поле. В своей «Автобиографии» У Гуаньчжун отмечал, что его семья была очень бедной и он вынужден был с раннего детства очень много трудиться
Отец У Гуаньчжуна рассчитывал что сын пойдет по его стопам и также станет учителем. Однако к окончанию средней школы 16-летний юноша, заинтересовался перспективной в то время профессией инженера-электрика. В1935 году он поступает в Промышленный техникум на факультет электротехники при Чжэцзянском университете в Ханчжоу (浙江大学附设工业学校).
На занятиях в трехмесячном летнем лагере по военной подготовке, У Гуаньчжун познакомился с Чжу Дэцюнем (朱德群), талантливым первокурсником Национальной академии искусств Ханчжоу (国立杭州艺术专科 学校, ныне Китайская академия искусств). Общение со студентом-художником, увлеченно рассказывающем об учителях, своих творческих стремлениях, захватило его.
У Гуаньчжун вспоминал, что Чжу Дэцюнь устроил ему летом 1935 года посещение выставки в Академии искусств, где были представлены работы профессоров и студентов заведения — от масляных полотен до рисунков тушью и эскизов. Арт-экскурсия потрясла У Гуаньчжуна до глубины души: «Я никогда не видел раньше ничего более прекрасного. Я почувствовал то удивительное ощущение разворачивающейся красоты всего мира, когда младенец впервые открывает глаза! Я оказался просто сражен искусством буквально с первого взгляда, <…> совершенно забыв, что я был бедным юношей, которому огромными усилиями удалось поступить в Промышленный техникум, чтобы иметь возможность зарабатывать на жизнь. Тогда Чжу Дэцюнь сказал мне: “Значит, ты должен изучать искусство”. Я сначала не думал, что это возможно. Но так сильно увлекся, что, можно сказать, стал буквально одержим. <…> Я понял, что должен постигать мир искусства, независимо ни от чего…».
Так, «случайное» знакомство с миром живописи координально изменило на дальнейший жизненный путь У Гуаньчжуна. Несмотря на жесткие протесты отца, убеждавшего юношу в бесперспективности профессии художника, он отчисляется из Промышленной школы в 1936 году и поступает на подготовительный курс в Национальную академию искусств Ханчжоу.
У Гуаньчжун поступает в одно из наиболее прогрессивных учебных заведений художественной направленности. Среди профессоров учреждения числились одни из лучших профессионалов КНР в своей сфере, а также специально приглашенные педагоги из Франции, Великобритании, России.
Педагогами-наставниками, определившими его образовательную систему координат, были профессора Ли Чаоши (李超士), Фан Ганминь (方幹民), Пань Тяньшоу (潘天寿), которые заложили теоретические и практические знания как традиционной китайской живописи, так западных стилевых течений в искусстве. Именно в Академии У Гуаньчжун открыл для себя удивительный мир французских импрессионистов и их последователей, живопись Ван Гога — художника, на значение которого в своём творчестве У Гуаньчжун подчёркивал на протяжении всей жизни. С другой стороны, большое влияние на формирование творческого сознания художника в период обучения оказал профессор Пань Тяньшоу — один из выдающихся художественных педагогов страны, создатель современной системы обучения китайской живописи, которая используется в КНР по настоящее время.
Благодаря ему У Гуаньчжун прошел важный этап формирования национальной самоидентификации в творчестве, хотя погружение в мир картин национальных мастеров прошлого, кропотливое постижение техники гохуа уже тогда инициировали экспериментальные размышления начинающего художника о возможных путях сближения китайской и западной живописи.
У прекратил слепо ставить западное искусство на пьедестал. «Я работал максимально полноценно — практиковал западную живопись [масляную] днем, а китайскую живопись [тушью] ночью, неустанно занимаясь копированием работ великих мастеров как основы постижения философии древних». Особенно он ценил творчество таких художников и каллиграфов времен империи Мин и Цин, как Хунжэнь (Цзян Тао, 弘仁), Шитао (Чжу Жоцзи, 石濤), Бада Шанжэнь (Чжу Да, 八大 山人). В то время У Гуаньчжун укрепился в мысли, что формирование собственного стиля ни в коем случае не является искусственным процессом смешивания разных технологий — «образ всегда предшествует форме, и настоящий художник должен следовать своему сердцу». Линь Фэнмянь не был непосредственным наставником У Гуаньчжуна в академии. Однако он стал «первым и единственным учителем, раскрывшим мне уникальные возможности сплава Востока и Запада»,— говорил У Гуаньчжун, «Линь Фэнмянь проложил совершенно новый путь к сочетанию западного и китайского изобразительного искусства. Это не было ни реформой китайской живописи, ни импортом западной, и не просто комбинацией этих двух факторов. Это был синкретизм» .
Годы учебы У Гуаньчжуна выпали на сложнейшие историко-политические события, охватившие страну,— Национально-освободительную войну Китая против Японии 1937–1945 годов. Несмотря на бесконечные переезды из-за бомбардировок, тяжелые условия жизни, профессора Академии искусств сумели сохранить образовательный процесс в нужном объеме. Благодаря титаническим усилиям педагогов и финансовой поддержке Министерства образования У Гуаньчжун блестяще завершил свое обучение в 1942 году. Талантливый выпускник получил рекомендацию преподавателей, давшую ему возможность в 1943 году устроиться ассистентом преподавателя рисунка и акварели в престижный Национальный Чунцинский университет. В свободное время У Гуаньчжун много рисовал, посещал в качестве вольного слушателя университетские лекции по мировой литературе и истории, а также занятия по французскому языку, занимался с репетиторами, покупал французские романы — «всю свою энергию я направлял на самообразование»,— подчеркивал художник, понимая, что для дальнейшей творческой карьеры и его притязаний на место преподавателя еще нужно много трудиться.
Летом 1946 года Министерство образования Китая устроило первый послевоенный конкурс на получение стипендии талантливым студентам для обучения за границей, организовав девять экзаменационных зон по всей стране. У Гуаньчжун выяснил, что для художников есть квота на два места в парижскую Академию изящных искусств (в рамках китайско-французского проекта по культурному обмену). Конкурсный экзамен был очень серьезный, так как кандидатов на стипендию заявилось очень много. «Это было для меня борьбой не на жизнь, а на смерть»,— вспоминал позже У Гуаньчжун. Выезд за границу казался единственным путем для молодого художника сделать себе имя в мире искусства. Спустя почти полгода он узнал, что занял первое место в национальном рейтинге в номинации «Живопись» и его имя числится в «белом» списке Министерства. Весной 1947 года он прибыл в Нанкин на семинар для выезжающих за границу китайских студентов, получивших стипендию по результатам экзамена, и вскоре отправился на американском круизном лайнере в Европу.
В парижской Академии изящных искусств У Гуаньчжун в течение трех лет проходил обучение по специальности «История западного изобразительного искусства». Он черпал вдохновение у таких художников, как К. Писсарро, П. Сезанн, С.Боттичелли, Ж. Брак, П. Гоген, А. Матисс и особенно Ван Гог. На страницах «Автобиографии» художник подчеркивал, что целью его обучения в Париже было всестороннее постижение западной живописи, как модернисткой лексики, так и традиционной академической школы («с азов»). У Гуаньчжун регулярно посещал всевозможные выставки, обошел все галереи, музеи и церкви Парижа и других стран Европы (Италии, Англии), куда он выезжал на летние каникулы, являвшиеся продолжением самообразования. Его в равной степени притягивала «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, фрески Джотто, Ботичелли — и картины Ж.Брака, А. Матисса, Ван Гога. Во Франции он открыл лично для себя такого художника-постимпрессиониста, как Морис Утрилло (Maurice Utrillo, 1883–1955), известного городскими пейзажами, что определило жанровые предпочтения У Гуаньчжуна, создавшего в рамках поездки целый ряд картин, запечатлевших Париж 1940-х годов.
Первый год У Гуаньчжун учился у Жана Теодора Дюпа (Theodore Dupas, 1882–1964), который был ведущей фигурой в господствовавшем в 1920-х годах в Европе движении ар-деко. Однако несмотря на плодотворные занятия и похвалы Дюпа, У Гуаньчжун переводится через год в класс профессора Жана Суверби (Jean Souverbie, 1891–1981), имевшего большую известность и признание в европейских кругах. Он был гуманистом франко-латинской традиции, в то же время отразив в своем творчестве приверженность авангардному художественному движению (фовизм, кубизм). Только в мастерской Ж. Суверби У Гуаньчжун начал открывать для себя действительно новые знания: «Первый год, проведенный в парижской Академии изящных искусств, ничего мне не дал в плане прорыва. Я уже знал всё это по Академии Ханчжоу». По словам У Гуаньчжуна, «именно Ж. Суверби вдохновил меня на глубокое понимание западной живописи, например, как использовать цвета, как организовать структуру и живописную композицию… Я бы вернулся с “горы сокровищ” с пустыми руками, если бы меня не просветил профессор Суверби». Помимо оригинальной синкретичности художественного стиля, на У Гуаньчжуна оказала большое влияние художественная теория Ж. Суверби о «красоте и привлекательности» как основы понимания художественной ценности произведения искусства. У Гуаньчжун, который всегда был чрезвычайно строг к себе, порвал их еще в студенческие годы, называя «недостойными для передачи миру». В 1991 году он повторно уничтожил значительную часть своих картин разных лет, что стало сенсацией в мире живописи. Самая ранняя сохранившаяся работа художника, «Парижский пейзаж», датируется 1947 годом.
В рамках «европейского» периода обучения выявляется проблема выбора дальнейшего жизненного и творческого пути. По окончании трехлетней стажировки У Гуаньчжун должен был решить — остаться в Париже, пытаясь добиться известности в Европе, как многие иностранные художники, или вернуться в Китай. После напряженных раздумий он принял решение ехать на родину. В одном из сохранившихся писем художника 1949 года есть такие строки:
Оставаться здесь дольше — пустая трата времени. <…> Мое сердце закрыто. <…> Я осознаю, что мне чуждо окружающее общество. <…> Я понял, что мне хочется вернуться. <…> Подлинное изучение искусства не в Европе, не в европейских мастерских, оно на родине, … в глубине собственного сердца…
Главным человеком, кто «сподвигнул его вернуться», сам У Гуаньчжун называл Ван Гога. Имеется в виду наставление художника в письме к младшему брату, которое стало «духовным стимулом» для китайского мастера. «Ты можешь говорить о том, что в Париже тоже можно раскрыться и обрести плоды. Но ты — “пшеница”, и твое место там, где она растет. Только посадив росток в родную почву, можно ожидать плода».
Так, осознание миссии в искусстве — внести свою лепту в развитие китайской живописи — определило непростое решение У Гуаньчжуна вернуться на родину в 1950 году. Стажировка в Европе стала профессиональной базой китайского мастера, в рамках которой произошло накопление визуального, теоретического и практического опыта познания западного искусства. В частности, художественную теорию Ж. Суверби, почерпнутую в мастерской французского профессора, У Гуаньчжун впоследствии продолжит в собственных эстетико-теоретических воззрениях на живопись, синтезировавших ключевые тенденции эпохи. Художественная концепция У Гуаньчжуна, унаследовавшая дух китайской живописи и модернистскую лексику Запада, являет собой уникальный синкретизм фигуративного и абстрактного — «моста между Востоком и Западом» (выражение У Гуаньчжуна).
В своем творчестве У Гуаньчжу объединил образы и технику традиционной китайской живописи кистью и тушью, ее монохромного принципа с техникой масляной живописи и изобразительным «синтаксисом» абстракционизма. «Не китаец и не европеец», а «удав-Китай, проглотивший слона — западное искусство» — так У Гуаньчжун сформулировал свое место в живописи на стыке двух цивилизаций.
Список использованной литературы:
- https://www.comuseum.com/painting/masters/wu-guanzhong/ Лю Тяньцюань. У Гуаньчжун: путь становления мастера // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2023. № 4 (31). С. 246–261.