Я неспроста назвала их «помощничками», а не «помощниками». Однако это определение не подразумевает пренебрежения. Наоборот. 🙄
Есть в русском языке такие слова и конструкции, пунктуации которых, так уж сложилось, мы не уделяем должного внимания – не всегда правильно расставляем знаки препинания при них. А ведь именно они помогают нам, людям, выражать эмоции и отношение к предмету речи.
Речь пойдёт о вводных словах и конструкциях.
В конце статьи найдёте красочную памятку с признаками вводных слов и конструкций, а также сможете проверить себя. 🤗
Как вводные слова и конструкции влияют на смысл предложения
Перед нами несколько предложений:
- Я не люблю убираться в выходной день – мне лень.
- Я, признаюсь, не люблю убираться в выходной день – мне лень.
- Я, по правде сказать, не люблю убираться в выходной день – мне лень.
- Я, вероятно, не люблю убираться в выходной день – мне лень.
- Я, без сомнения, не люблю убираться в выходной день – мне лень.
Какое из пяти высказываний могло бы прозвучать из уст уверенного в себе человека? (По крайней мере, уверенного в том, что уборка по выходным не входит в ТОП-5 его любимых воскресных дел?)
👀 Вероятно:
- Этот человек не любит убираться в выходной день, потому что ему лень.
- Этому человеку важно поделиться с нами тем, что он не любит убираться в выходной день, потому что ему лень.
- Возможно, этот человек впервые признался самому себе и/или нам в том, что он не любит убираться в выходной день, потому что ему лень.
- Человек не совсем уверен в том, что он не любит убираться в выходной день, потому что ему лень. Не до конца уверен в том, что говорит. На стадии принятия. 🐣
- Этот человек не любит убираться в выходной день, потому что ему лень, и спешит убедить в этом нас.
Вводные слова и конструкции вносят дополнительный смысловой оттенок в предложение.
Что такое вводные слова и сочетания
Признаки вводных слов и сочетаний слов (конструкций):
- помогают говорящему выразить свое отношение к тому, что он сообщает;
- не являются членами предложения (к ним нельзя задать вопрос и от них нельзя задать вопрос к другим членам предложения), так как синтаксически они не связаны с главными и второстепенными членами (школьным языком – не имеют ни сочинительной, ни подчинительной связи с другими словами);
- вводное слово и вводную конструкцию можно опустить, и смысл предложения не изменится;
- по смыслу соотносятся или со всем высказыванием, или с какой-либо его частью (с одним членом предложения или с частью предложения).
В ЕГЭ по русскому языку 2024 встречаются в задании № 18.
В этом задании проверятся умение расставлять знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения.
Почему же, собственно, они «вводные»
Решила поискать в Яндексе значение слова «вводный». Зашла на сайт academic.ru, к которому часто обращаюсь и которому доверяю.
Значения слова «вводный» из Толкового словаря Д.Н. Ушакова, 1935-1940 гг.:
И там же нашла ответ на свой вопрос:
Чем выражаются вводные слова
Иногда школьники ошибочно называют вводное слово частью речи, но это не так.
«Вводное» – это про роль слова в предложении, а не наименование части речи.
Грамматически вводные слова выражаются словами разных частей речи:
На какие группы делятся вводные слова и конструкции
Перейдём к главному – к разрядам вводных слов и конструкций по значению.
Эти слова и конструкции имеют разные смысловые оттенки: одни передают наши чувства (первая группа в таблице ниже), другие помогают последовательно изложить мысль (четвёртая группа). Функций у вводных слов и конструкций немало.
Принято выделять 9 разрядов по значению:
Кстати, шестая – моя любимая. 😉 Учителя/ораторы/выступающие часто специально употребляют слова этой группы в устной речи.
Слова шестой группы имеют магическое действие: можно мгновенно привлечь внимание заскучавшего собеседника или слушателя, если просто произнести незамысловатые «можете себе представить», «заметьте», «согласитесь» и так далее.
А теперь проверим свои знания
Найдите пару (1 – …, 2 – …, 3 – …).
На что ещё обратить внимание
Иногда школьники путают вводное слово с каким-либо членом предложения. Дело в том, что в одном контексте одно и то же слово может быть вводным, а в другом – выступать в роли члена предложения (как самостоятельная часть речи). Или вообще быть союзом.
О вводных словах и конструкциях, омонимичных членам предложения и союзам, мы обязательно поговорим.
Сохраняйте памятку. 🌼
А вы уделяете внимание постановке знаков препинания при вводных словах и конструкциях?
Делитесь наблюдениями и ответами к упражнению в комментариях. 🤗
Спасибо за прочтение. На канале простыми словами рассуждаю о действительно важных вещах, которые касаются каждого.