Найти тему
А в Африке

Экспорт дров запрещен: власти ЦАР встали на защиту лесов от вырубки

Оглавление
Рисовал Кандинский 3.1
Рисовал Кандинский 3.1

Межминистерский комитет правительства Центральноафриканской республики выпустил приказ, запрещающий экспорт дров и древесного угля. Решение направлено на сохранение лесных богатств страны от бесконтрольной вырубки. Но есть и обратная сторона медали.

Полено в топку закона

Правительственный комитет, созданный на базе трех профильных министерств ЦАР, решил, что государству пора завязывать с экспортом дров и древесного угля. Для этого есть сразу несколько аргументов. Во-первых, страна хоть и покрыта густыми лесами, но это не повод для бесконтрольной вырубки. Это и на климате может сказаться, и на животном мире. Во-вторых, в ЦАР произрастает множество редких пород деревьев, а приказ позволит избежать ситуаций, когда ценный лес вывозят из страны под видом дров.

Рисовал Кандинский 3.1
Рисовал Кандинский 3.1

Контроль за исполнением приказа возложили на местные власти, полицию, жандармерию, таможню и службы водного и лесного хозяйства. Нарушителей планируется штрафовать, а конфискованный товар обращать в доход государства.

Последствия попустительства в этой области мы с вами могли наблюдать на примере нашего Дальнего Востока. Если вывоз отлажен — порубят все, не утруждая себя высадкой новых деревьев. Поэтому инициатива властей ЦАР выглядит более чем разумной.

Полено в пользу защиты природы

Вырубка лесов — бич Африки. Стараниями человеков континент стремительно лысеет. Сведение лесов на дрова провоцирует опустынивание, массовую миграцию животных, засухи и прочие неприятности. Причем происходит это ужасающе быстро. Буквально за столетия, а то и десятилетия.

Многие страны вводят суровые законы, препятствующие вырубке лесов и производству древесного угля. Однако далеко не всегда местные жители всерьез воспринимают какие-то там писульки богатых ребят из далеких столиц.

Особняком здесь стоит проект «Великая зеленая стена», объединивший уже 21 страну континента. По плану предполагается высадка сплошной линии древесных насаждений от Сенегала до Джибути, которая должна остановить продвижение Сахары на юг. Работы уже идут, и даже есть некоторые положительные результаты. История интересная, когда-нибудь напишу подробнее. А сейчас лишь отмечу, что во многом сползание Сахары на юг является последствием вырубки лесов на дрова.

Полено в защиту жителей ЦАР

Казалось бы, всем понятно, что леса надо беречь. Но это если смотреть с точки зрения жителя современного российского города. А для населения ЦАР, да и Африки в целом, ответ не так очевиден. Дело в том, что для большей части африканского населения сжигание дров и древесного угля — единственный способ приготовить пищу и согреть жилище.

И тут на сцену выходит синдром вахтера. Чиновники на местах, ответственные за исполнение приказа правительства ЦАР, уже начинают давить на всех, кто занимается заготовкой дров и угля в принципе. Мало ли, куда дальше пойдет ресурс. Соответственно, страдают не только экспортеры, но и потребители внутри страны.

Рисовал Кандинский 3.1
Рисовал Кандинский 3.1

Кроме того, стоит сказать пару слов о том, как вообще происходит экспорт дров из ЦАР. К транспортной инфраструктуре страны слово развита не клеится даже в словосочетании «развита плохо». Работы, конечно, идут. За последний год местами даже появился асфальт. Но по факту подавляющее большинство грузов проходит по единственной автомобильной трассе на Камерун. И там отнюдь не автобан.

По этой дороге в ЦАР (преимущественно в столицу — Банги) доставляют все: от продуктов питания до промышленных товаров. Дело это не простое, местами рискованное (хотя стараниями известно кого нападения бандитов на проезжающие фуры удалось свести к минимуму). Но это в ЦАР. А обратно — порожняком? Страна-то особо ничего не производит. Вот и скупают водители на обратном пути дрова и древесный уголь у местных. В Камеруне с вырубкой лесов тоже борются, так что дрова со стороны как раз в тему.

Теперь местные жители лишились бизнеса, дававшего им средства к существованию, а водители столкнулись с уменьшением прибыли от рейса. Можно предположить, что финансовые потери транспортников компенсируются повышением цены на доставляемые товары. Но откуда на это возьмутся деньги у тех, кто раньше их получал с торговли дровишками? А о мерах поддержки правительство ЦАР пока сообщать не спешит.

Таким образом, в краткосрочной перспективе некоторых жителей Центральноафриканской республики ждут суровые испытания. Хотя на длинных временных отрезках страна скорее выиграет от сохранения лесных массивов и возможного развития собственной деревообрабатывающей промышленности.

На этом все. По возможности оставляйте лайки, пишите комментарии. Ну и подписывайтесь, конечно. Будем вместе поглядывать, что там интересного происходит в Африке. Там есть на что посмотреть.