Найти тему
Свободная школа

Травля в классе - сложный разговор. Гл. 150. Можно ли доверять классному руководителю?

triptonkosti.ru
triptonkosti.ru

Когда моя дочь Аня в 8 классе попала под травлю одноклассников, я и не думала обращаться к классному руководителю и уж тем более ждать от неё помощи. Во-первых, я не знала, что так надо делать. Никто нас этому не учил. Вообще, считалось, что в школе травли нет, поэтому нет смысла объяснять родителям, как надо себя вести в случае травли. Это как на "Титанике": зачем нужны шлюпки, если корабль непотопляемый? А во-вторых, когда-то я сама ходила в школу и у меня тоже были неприятности, классный руководитель ничего хорошего мне не сделала, не помогла. Более того: классного руководителя я воспринимала отрицательным персонажем в школьной драме. Классный руководитель скорее был врагом, чем другом, и его (её) надо было опасаться и по возможности всё скрывать. Вот такой у меня был детский опыт. И я автоматически перевела этот опыт на школьную жизнь моей дочери.

***

Расскажу о своём опыте, после которого у меня окончательно развенчался миф о помощи классного руководителя.

Это было в четвёртом классе. Тогда мы уже закончили начальную школу и теперь ходили по кабинетам как большие. И ещё у нас появилась новая обязанность - дежурство по школе. Это значило, что в одну из недель мы должны были приходить в школу на полчаса раньше в парадной форме (девочки - в белых фартучках) с красной повязкой на рукаве. Каждому дежурному назначали определённое место (пост), где он был обязан стоять все перемены.

Когда мы дежурили, вроде бы у нас была власть. Дежурные могли делать замечания школьникам и записывать в тетрадку фамилии тех, кто плохо себя вёл на перемене. Но на практике мы ничего не могли ни сказать, ни записать. Во-первых, мы были самые маленькие - какие уж тут замечания старшим! А во-вторых, записать мы тоже ничего не могли, потому что не знали фамилий ребят из других классов, а они нам не говорили.

Ещё было одно очень странное правило в те года: школьникам не разрешалось носить на руке часы (мол, вместо того, чтобы заниматься, ученик будет смотреть, когда закончится урок), и девочкам не разрешалось носить серьги (про мальчиков речь тогда ещё не шла). Дежурные должны были записывать фамилии тех, кто носил часы или серьги. Когда дежурили старшие классы, на этой почве были даже драки. Старшеклассники пытались силой отнять у младших серьги и часы, чтобы, как они говорили, отнести директору. Но никто им, конечно, не доверял свои драгоценности и ничего не отдавал. И часто начиналась борьба с криками.

Я не знаю, зачем сделали такую практику, чтобы одни школьники унижали других, пользуясь своей властью. Почему один ученик должен обвинять и унижать другого ученика только потому, что он дежурный. Я не понимаю, какая в этом польза для воспитания школьников, но опустим это.

А вот что случилось конкретно со мной.

Я была дежурной. Мой пост находился на третьем этаже на лестничной площадке. Это была самая верхняя площадка - лестница здесь заканчивалась. Я просто стояла в белом фартучке и ничего не делала. Ребята проходили мимо меня и спускались вниз. Я им совсем не мешала, стояла сбоку. Я не говорила ни с кем и не делала никаких замечаний. И вдруг один пятиклассник, поравнявшись со мной, кулаком ударил меня по лицу. У меня потекла кровь из носа. Какая-то учительница (не наша) увидела меня в крови, охнула и потащила умываться в учительский туалет. Мы спустились на первый этаж, я стала смывать кровь с лица и отмывать фартук, который тоже был в крови, а тем временем кто-то вызвал классного руководителя. Она растерянно стояла и смотрела на меня, не зная, что говорить. Потом она спросила:

- Кто тебя ударил?

Я сказала, что не знаю этого мальчика. Мы с ним не знакомы.

- За что он тебя? - поинтересовалась она.

- Не знаю, - ответила я.

- Так не бывает, - возразила классная руководительница. - Должна быть причина...

- Нет причины, - сказала я.

Классная руководительница задумалась. Она не знала, что теперь делать. Где найти этого мальчика? Я сказала, что он из пятого класса. Но у нас в школе было шесть пятых класса. И все классы были переполненные - около сорока человек. И найти этого мальчика было так же сложно, как иголку в стоге сена.

Не знаю, нашли ли они его или нет. Я рассказала о нём то, что помнила: высокий, худой, с тёмными волосами и карими глазами. То, что он был из пятого класса, я знала, потому что ученики шестого и седьмого класса учились в другую смену.

Потом, спустя время, я узнала, как зовут этого мальчика. Только это случилось намного позже, и эта ситуация была уже неактуальна. А потом этот мальчик появился в моём доме, в моём подъезде. Видимо, они с семьёй переехали в наш дом. Когда мы с ним встречались в лифте, он не смотрел на меня - делал вид, что меня не знает. Больше он меня в школе не трогал. А когда он стал взрослым, он начал здороваться, входя в лифт. Всегда говорил мне с почтением: "Здравствуйте!" Это неудивительно - мы же соседи! В общем-то он стал приличным человеком. Не знаю, помнил ли он, что он тогда сделал.

Был у нас ещё один мальчик на два года младше меня тоже из нашего подъезда. Одно время он участвовал в травле меня - мы же все учились в одной дворовой школе. Сам он ничего не делал, просто стоял рядом со всеми и корчил рожи, когда его одноклассники на меня нападали, плевались, делали подножки. Этот мальчик тоже вырос приличным мужчиной. Он часто общался со мной. Нас объединяли дети: они у нас были одного возраста и вместе играли в песочнице. Мы обычно сидели на скамейке, смотрели на детей и разговаривали в основном о детях. Хороший он был папа, добрый, ответственный. Так что же у этих мальчишек тогда случилось с головой, когда они стали безобразничать в школе? Откуда такая агрессия? Нет, я на них не сержусь. Что взять с детей? А вот на классную руководительницу сержусь очень! Почему она ничего не сделала? Почему искала причину именно во мне вместо того, чтобы поймать хулигана? Она действительно думала, что есть такая уважительная причина, по которой можно разбить лицо девочке?

С тех пор я не доверяла классным руководителям. Конечно, они могут быть разные, возможно, где-то хорошие, но я в школе получила негативный опыт от классных руководителей (за мои школьные годы их было несколько). И когда беда случилась с Аней, я даже не подумала обратиться к классному руководителю. Единственное, что я сделала, это её оповестила, когда мы уже собирались идти к директору. Да дело, в общем-то, и не в этом. Настоящая причина была в том, что ВРЕМЕНИ НЕ БЫЛО! Надо было скорее спасать Аню, быстро забирать её из этого класса, а не позволять классному руководителю устраивать всякие эксперименты, чтобы показать свои педагогические способности.

Продолжение: