Когда-то в далекий 2010 год зародилась идея создать отечественный электрический автомобиль, подключить научные НИИ по автомобилестроению и даже создали несколько прототипов в количестве 6 шт., но что-то пошло не так. Впрочем, как обычно.
Ё-моё и «Ё-мобиль» закрепились в нашем лексиконе как вещи нематериальные и что-то сказочное. Но тогда 14 лет назад мы хотели верить, что наш автопром еще может удивить всех, есть искорка патриотизма и гордости за родное отечество. Здесь ключевое слово «может»…
И к новостям про новый проект «Атом» были сомнения, что он реализуется на деле, но похоже уже в 2024 году выйдет на конвейер.
И так вкратце, пробежимся по истории и характеристикам этого, пока что проекта «Атом»:
Концепт отечественной брички-электрички был представлен на всеобщее обозрение в мае 2023 года, а запустить машину в серию планируется в III квартале следующего, 2025 года. Осенью 2024 года первые опытные экземпляры будут собраны на столичном заводе «Москвич», бывший завод Рено. На этой же площадке планируется и дальнейшее основное производство.
Для этих целей для разработки полностью российского электрокара в 2021 году была создана автомобилестроительная компания «Кама». Впоследствии проект сменил имя на «Атом». Потому что основными инвесторами выступили госкорпорация «Росатом», а также финансировали генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин и бизнесмен Рубен Варданян.
Особенности конструкции.
В общих чертах, «Атом» создается не как отдельно взятый автомобиль, а электрическая платформа на российских компонентах и с собственным ПО, на которую можно «навесить» любой подходящий по габаритам и техническим требованиям кузов. Платформа состоит из металлического каркаса из высоко- и сверхвысокой прочной стали, шасси, высоковольтной системы, а также электрики и электроники. На этапе разработки конструкторы изучали три современные платформы. По итогу была создана одна.
«Атом» позиционируется разработчиком как высокотехнологичный продукт с широкими возможностями персонализации и дополнительными сервисами. В число интересных особенностей входят, в частности:
1. Набор систем активной безопасности (адаптивный круиз-контроль, автопарковщик, система удержания в полосе и предупреждения об опасности;
2. Телематика с возможностью отслеживания местоположения и удаленного обновления «по воздуху»;
3. Сервис «Авто Хаб» для производителя, водителей и бизнес-клиентов с возможностью дистанционного управления;
4. Собственная операционная система и свой магазин приложений.
Несущая часть платформы «Атом» выполнена преимущественно из высокопрочной (HSS) и сверхвысокопрочной стали (UHSS) методом горячей штамповки элементов, что повышает ее прочность практически втрое и позволяет навешивать кузова без традиционной для автомобилей центральной стойки.
Еще одной интересной особенностью является применение на платформе технологии Steer-by-wire, позволяющей не связывать рулевое колесо с колесами: управление осуществляется посредством электронных команд через борткомпьютер и сервоприводов.
Технические параметры.
Все наиболее важные технические параметры тестового прототипа на платформе «Атом» уже рассекречены разработчиком. Длина легковушки — 3 995 мм, ширина (без зеркал) — 1 780 мм, а высота — 1 615 мм. Величина дорожного просвета — 170 мм. Радиус разворота — 4,9 м. Углы въезда и съезда составляют 21 и 25 градусов соответственно.
Передняя подвеска «Атома» выполнена по традиционной схеме МакФерсон, а сзади установлена многорычажка, что позволяет создавать версии с различными типами привода — задним или полным.
Емкость литий-ионной аккумуляторной батареи, в создании которой принимали участие специалисты «Ренэры», составляет 77 кВтч. Аккумулятор обеспечивает запас хода до 500 км и может заряжаться от терминала быстрой зарядки постоянным током до 250 А. Запасти энергию на 100 км пути батарея может за 8 минут, а за 30 минут аккумулятор заряжается до 80%.
В движение машина приводится российским электромотором на 204 л. с. (150 кВт), выдающим 295 Нм крутящего момента. Синхронный движок на постоянных магнитах создавался совместно с «Росатомом». Крутящий момент передается на колеса через редуктор в блоке с дифференциалом — традиционной коробки передач на машине нет. С 0 до 100 км/ч электрокар разгоняется менее чем за 8 секунд. В перспективе планируется создание двухмоторной полноприводной модификации с 82-сильным двигателем на передней.
Дизайн Атома по аутсорсингу разработан в Италии — фирмой Torino Design, за ее плечами большой опыт работы в интересах КАМАЗа.
Много всего интересного решили внедрить в этот будущий автомобиль. Будем надеяться что проект дойдет до своего логического конца и у нас взыграет настоящая гордость за наш отечественный автопром!
Спасибо, что читаете!