Редакция Readovka собрала важные события за 23 мая в разрезе СВО. Главными эпизодами дня стали отступление сил киевского режима из Нетайлово и взятие под контроль ВС РФ поселка Уманское. Русский солдат с позывным «Сорока» рассказал, как он, будучи раненым и безоружным, сумел убедить группу украинских военных сдаться. Редакция Readovka рассмотрела роль минных заграждений в текущем конфликте и методы их преодоления..
Обложить со всех сторон
На стыке Авдеевского и Донецкого оперативных направлений наша армия добилась новых успехов. Несмотря на активные попытки контратаковать, ВСУ оставили поселок Уманское. А в селе Нетайлово, утратив контроль над господствующей на местности центральной застройкой, подразделения противника начали отход в Карловку. Однако о полном освобождении населенного пункта говорить пока рано. Украинские соединения отходят планомерно, они также оставили прикрытие на окраинах села, не давая ВС РФ устроить отступающим «забег по стрельбищу». Тем не менее задача по взятию Нетайлово в скором времени будет решена. За ним следует село Карловка у одноименного водохранилища. И тут встает вопрос – что дальше?
Наступление на Карловку от Нетайлово сопряжено с проблемами, ведь рядом с селом находится водоочистительная станция. Она играет роль внешнего рубежа обороны этого населенного пункта. Севернее маневр невозможен из-за водохранилища. Отметим, что при атаке станции фланг наших штурмовых подразделений подставляется под удар из Карловки, а бросок на село сопряжен с убийственным огнем со стороны очистительного комплекса. Одним из решений данной задачи может являться одновременное выдвижение как на Карловку, так и на водоочистительную станцию. Огневой вал в этом случае будет играть роль прикрытия русских подразделений при сближении с узлами обороны ВСУ.
Однако этот вариант был бы неполным, если не брать во внимание ситуацию севернее Нетайлово, которая наталкивает на еще один способ поддержать атаку на село. После упорных боев силы киевского режима оставили поселок Уманское. Они постоянно контратаковали в надежде не потерять населенный пункт, но все же потерпели поражение. По какой причине противник так упорствовал? Ответ может быть таким. Юго-западнее Уманского находится маленькая турбаза Яснобродовка, а за ней – элитный дачный поселок на северном берегу Карловского водохранилища. Наши бойцы могут попытаться совместить общую атаку на позиции ВСУ в Карловке с поддержкой соседей в загородной застройке, из которой по украинской армии можно вести фланговый огонь. Единственный фактор, осложняющий выбивание противника из указанного района, это наличие открытых и вероятно заминированных полей от самой Яснобродовки. Украинские подразделения резонно могли опасаться того, что данный поселок может стать удачной позицией для огневой поддержки наступления на Карловку. Минирование полей на Донецком и Авдеевском направлениях уже давно используемая тактика ВСУ, которая позволяет задерживать наступление ВС РФ.
А тем временем русские войска продолжают зачистку местности южнее села Первомайское. Для дальнейшей атаки на Карловку необходимо обеспечить зону контроля, чтобы при наступлении не встретиться с неприятными сюрпризами. Минобороны России также сообщило об освобождении села Андреевка, оно расположено между Клещеевкой и Курдюмовкой на Артемовском (Бахмутском) направлении.
Злые поля
ВСУ испытывают недостаток во многих типах вооружений и боеприпасов. У них нет возможности полноценно удерживать фронт. По этой причине украинская армия предпринимает все меры, которые могут задержать наши подразделения. Помимо тактики мобильной обороны у противника есть еще одно средство – мины. Да, их называют оружием бедных, однако в случае текущего конфликта эти взрывные устройства активно применяются обеими сторонами. Эффективность, простота, трудность преодоления территории и дешевизна «посева» площади делают мины надежным помощником обороны. Учитывая то, что Юго-Восток Украины это по большей части равнинная степная местность, смертоносные «посевы» – неизбежный бич войск. Тем не менее за десятилетия развития военно-тактической мысли появилось множество средств преодоления «злых полей». В качестве примера можно выделить машины дистанционного разминирования типа УР-77 «Метеорит», в инженерных войсках получившие прозвище «Змей Горыныч». Протяжной заряд на пороховом метателе обеспечивает создание прохода длиной до 90 метров и шириной до 6 метров. Однако в текущем конфликте они используются крайне ограниченно по ряду причин. ВСУ не составит труда определить направление удара, когда вся округа сотрясается от подрыва протяжного заряда весом более 700 кг. Более того, некоторые разновидности мин, оснащенные магнитными или иными специфическими взрывателями, очень часто остаются целыми.
Самым надежным способом разминировать широкую номенклатуру смертоносных «изделий» являются колейные минные тралы серии КМТ. Устройство устанавливается на танк (для БМП есть версия КМТ-10), и тяжелые стальные колеса трала инициируют подрыв мины нажимного действия, которая реагирует на вес. А ковшеобразные зубчатые детали по краям конструкции расширяют безопасную колею движения техники. Кроме того, некоторые тралы оснащены генераторами магнитного поля. Они имитируют магнитное поле танка, приводя к преждевременной детонации мины, оснащенной магнитным взрывателем. Русская армия довела до совершенства тактику применения в атаке бронетехники, оснащенной колейными тралами. Танк приближается к точке выполнения огневой задачи по минному полю, оставаясь неповрежденным благодаря подобному устройству. После стрельбы боевая машина задним ходом покидает рубеж по тому же маршруту, ранее очищенному от «подарков» противника.
Нельзя пройти и мимо такого явления, как «Царь-мангал». В сети есть видео, демонстрирующее, что знаменитый танк не только закрыт «будкой» от FPV-дронов, но и оснащен колейным тралом. Практически все контрмеры подразделений киевского режима, включая минирование, личное противотанковое оружие и БПЛА, против него бессильны. Остается вопрос ПТРК, но для расчета вопрос успеха определяется подходящей позицией, которая есть далеко не всегда, да и попадание не дает гарантию поражения техники. «Царь-мангал», несмотря на свой неказистый внешний вид, является решительным ответом на основные вызовы современного конфликта. Все гениальное – просто.
Однако существует и более интересный способ борьбы с минами. Ввиду наступившей жаркой погоды, в вечернее время при помощи тепловизионных средств можно определить систему минирования местности. Разогретые днем корпуса взрывных устройств отлично видны с коптера, оснащенного тепловизором. А на месте бойцы уже сами определят, как им поступить в случае возможного выявления проходов в минном поле.
Сила беседы
Федеральное телевидение выпустило репортаж о бойце русской армии с позывным «Сорока». Он рассказал журналистам удивительную историю о том, как он сумел, будучи раненым и без оружия, убедить сдаться в плен четверых украинских военных. Солдаты ВСУ оказались простыми мобилизованными: кого забрали насильно на улице, кого прямо с работы. Несчастные оказались на фронте против своей воли, и как показала эта история, они действительно не хотели воевать. Как редакция Readovka сообщала ранее, причины подобной ситуации объясняются мракобесием пропаганды режима Зеленского. Украинцы рассказали Сороке о страхе перед расстрелом и издевательствами в нашем плену. Но храбрый боец развеял сомнения простых людей, которые с охотой решили сложить оружие. Как поясняет сам герой, де-факто спасенные им же от своих командиров солдаты не горят желанием идти на обмен и умирать за интересы Банковой.
Вчера, 22 мая, главным эпизодом стало открытие новых перспектив наступления ВС РФ южнее Часова Яра. Нардеп Рады Безуглая обрушилась с критикой на верховное командование ВСУ. Редакция Readovka рассмотрела варианты действий русской армии на Артемовском (Бахмутском) направлении в разрезе достижения целей штурма Часова Яра.