Именно так и говорится в 7 песни канона.
Иуде́и и сарацы́ны препре́л еси́, прему́дре Кири́лле,/ и страну́ Хаза́рскую святы́м Креще́нием просвети́л еси́, у́зников мно́жество свобожда́я,/ и в пусты́ни безво́дней во́ду сла́ную в сла́дкую преложи́л еси́./ Лю́дие же, спасе́ннии тобо́ю, воспева́ху:/ отце́в Бо́же, благослове́н еси́.
Мы все привыкли, что святая двоица это просветители славян, открывшие им путь к познанию Евангельских истин и давших возможность славянам славить на своем языке Триединого Бога. История религий в Хазарской державе, довольно мощной довольна интересна . В 737 году Мервану, ставшему последним, четырнадцатым, арабским халифом, удалось заставить хазарского кагана принять ислам. Однако принуждение есть принуждение, и каган почти сразу же отказался от новой религии, хотя мусульманство имело некоторое распространение в народе. На территории каганата, в основном среди вассальных народов, было распространено и христианство. Арабы пытались решить проблемы через распространение ислама, Византия традиционно политически воздействовала через христиан. Среди низших слоев населения было распространено язычество, сходное с религией тюрок. Но уже в первой половине VIII века перед верхушкой каганата стояла дилемма: либо христианство, либо ислам. Но хазары попытались выйти из этого цугцванга через принятие другой древней религии: иудаизма. Но скорее всего так сложились обстоятельства. Как это произошло, точного ответа история не имеет. Евреи уже давно жили на территории каганата. Так же нет точных временных рамок этого события. Из самых известных источников можно назвать ответы на вопросы испанского сановника в переписке с хазарским царем Иосифом и неизвестным хазарским евреем.
В начале IX века в каганате разразилась страшнейшая и кровопролитнейшая междоусобная брань. Вероятно, брань эта была вызвана захватом власти неким Обадией, который провел реформы и сделал иудейскую религию государственной. Византия довольно живо отреагировала на эти реформы. И около 860 года в Хазарию была прислана миссия во главе с равноапостольным Кириллом, в статусе полномочного Византийского представителя. Рекомендовал Кирилла для этой миссии его учитель патриарх Фотий, которого, кстати, император Михаил III назвал как-то "хазарской рожей", что легло в основу легенды о хазарском происхождении патриарха. Кирилл провел значительное время в Херсоне, изучал хазарский другие местные языки, нашел Евангелие и Псалтырь, написанные на русском, отыскал мощи св. Климента, добился снятия осады с какого-то христианского города, и затем, переплыв Меотийское озеро, пришел в собственно Хазарию, где победил в прениях о вере и окрестил 200 человек. Тогда путешествуя не брали билетов, поэтому нельзя точно проследить путь святого. Известный русский историк Г.В. Вернадский считает, что он дошел до самого Итиля. Но кто это теперь проверит? Хазария, мощное государство в то время, в тяжелой борьбе остановило арабское нашествие и через какое-то время на территории каганата оформилось сильное православное государство - Русь. Пути Господни неисповедимы.
Последующая миссия на Русь была значительно более успешна, и стала не только началом просвещения Руси, но и объединению славян в единую политическую силу. Только единство это было недолгим. И ныне усилиями недальновидных славянских лидеров утрачивается даже единый богослужебный язык
Святые равноапостольные Мефодие и Кирилле, просветители страны Хазарской
24 мая 202424 мая 2024
2
2 мин