Найти тему
Шкатулка древности

Постмодернистское сознание или как А.С. Пушкин умеет задавать модные образцы

Оглавление

В современной культуре миром правит постмодернистское сознание. Новый характер информационных потоков заточен под требования времени - передавать смыслы с максимальной точностью, чтобы адресат "все понял". Их цель в современном мире - не столько объяснять значение новых слов и понятий, сколько объясняться, или даже изъясняться, что по сути несколько иное.

Постмодернистское мировосприятие в поэзии по своему характеру утилитарно, отображает насущные идеи масс. Примеры творческих исканий содержат известную долю шутки, иронии и даже сарказма. По форме - это чаще стилизация под конкретное произведение известного автора. В интернете имеется множество произведений по характеру напоминающ х постмодернистское мировосприятие. Одним из показательных примеров, написанного в жанре современного народного фольклора и "культуры вызова", как ещё трактуют постмодернизм, служит стихотворение, переложеннное по мотивам известного всем нам произведения А.С. Пушкина. Авторство данных стихов неизвестно. Если вдруг автор найдётся, пожалуйста, дайте мне знать.

На предмет одного произведения А.С. Пушкина - Письмо Татьяны к Онегину

Я Вам пишу… Вчера — звонила…
Намедни посылала факс…
Но и слезами крокодила
Я не разжалобила Вас!
Когда трясущейся рукою
Я набирала СМС,
Вы изменяли мне с другою,
Пленённый широтой телес…
Вы смылись не по-джентльменски
В один прекрасный день и час…
Недаром я бюстгалтер женский
В кармане видела у Вас.
Я Вас просила, вся на нервах
Назад ещё четыре дня —
Хоть каплю совести храня
Отдайте, сBоло4ь, двести евро
Что занимали у меня!!!
Но Вы в ответ лишь десять баксов,
Что стырили из портмоне
Так неожиданно — по факсу! —
Вчера в обед прислали мне…
Я представляла Вас героем!
В Вас совершенству был предел!
Но вы - коZёл!!! Найду - уPою!!!
Люблю…Целую… Таня Л.
Буклет к "Евгений Онегин"
Буклет к "Евгений Онегин"

В современной жизни выявляется потребность людей всё чаще иронизировать и шутить по проблемам взаимоотношений. Это ответ человека на вызовы информационного общества. В эту эпоху рождаются новые смыслы жизни, поэтому характер времен - крутой и непредсказуемый. Значение культуры - служить утилитарным целям человека. Постмодернистский человек с лихвой использует в поэзии и прозе свою новую информационную способность - выражать смыслы своей реальности максимально кратко, технично, или даже механистично.

Один ученик Аристотеля в своей книге о механике так поясняет её задачу и значение: «Природа не всегда поступает так, как нам хочется, поэтому, чтобы действовать вопреки природе, нужно применять хитрость - механику - и с ее помощью побеждать природу». Удивительно, название этой полезной науки произошло от греческого слова «механикэ», что значит «хитрость». В отношении постмодернистской природы стихов это правило "схитрить" тоже соблюдается.

Аристотель - великий древнегреческий философ и его ученик - Александр Македонский
Аристотель - великий древнегреческий философ и его ученик - Александр Македонский

Постмодернизм как явление общественной жизни объясняется в Большой Российской Энциклопедии как широкое течение в культуре 2-й половины XX – начала XXI вв. Термин произошел от понятия "постмодерн" - от франц. postmodernisme – "после модернизма". Это течение наиболее ярко проявляет себя в философии, гуманитарных науках, искусстве и литературе. Распространился преимущественно в странах Европы и Северной Америки. В отличие от модернизма с его программной установкой на новизну, постмодернизм обращается к культурному наследию прошлого как объекту игрового освоения, иронического цитирования и ситуационного переосмысления.

Язык постмодернизма выступает не средством отражения действительности, а главным смыслообразующим фактором. Этот язык определяет мышление и поведение человека, которое относится с вызовом ко всему. Постмодернизм есть "культура вызова". Складывание её началось в 70-е годы XX века. Поэтому, и в культуре 21 века - всё есть вызов. А там, где вызов, есть и ответ, и тоже в духе постмодернизма.

Письмо Онегина Тане Л.

Предвидел все!... Ваш дикий визг,
Несущийся из телефона.
От Ваших mail мой комп завис!
Панель разбили домофона.
По ней стучали кирпичом,
Сломать мои пытались двери.
Аппаратура не причем!
Я предъявлю Вам за потери.
Из краскопульта на стене
Вы написали: "Душу выну!"
Часть надписи досталась мне,
А часть соседу на машину.
За жалких двести еврукОв
Вы здесь такого жару дали,
Ему в открытое окно
Цистерну выкачав Fекалий.
Теперь и он открыл Вам счет
Своих претензий за подлянку.
И с нетерпением Вас ждет,
Для ямы подыскав полянку.
Предупредить пытался Вас,
Но симки не было в айфоне.
И спрятавшись от Ваших глаз,
Я ржал за урной на газоне.
Мой домик рядом за углом,
Шагов за семь до поворота.
Вы пару раз бывали в нем,
Но перепутали ворота,
Соседу нанеся урон.
Вы просто прелесть в роли сTервы!
Я, так и быть, верну вам евро,
Но с вычетом за домофон!

(С) Борис Ясный

Авторство здесь выяснено. Стихосложение более витиеватое. Постмодернистская действительность отображается жесткая, местами безнравственная, но она есть ориентир на продаваемость образов и модность самих информационных потоков.

Постмодернизм о прекрасном - простыми образами
Постмодернизм о прекрасном - простыми образами

Постмодернистская претензиозность всюду выражает смыслы современной культуры, а она за последнее время сильно коммерциализировалась и превратилась в массовую. В свое время модернисты возвели в культ все новое, новаторское, «не такое, как было раньше». В постмодернистском восприятии жизни многое стилистически подогнано под образцы современной массовой и и информационной культуры. Всё должно быть подано с иронией, всё должно быть продаваемо и желательно быстро, в том числе и сами "шедевры искусства".

Постмодернистские тренды в стихах

Интересны сами по себе современные прочтения смыслов - возвышенные от "великих" и возвеличенные тщеславным "собой".

Всеволод Некрасов:

Я помню чудное мгновенье
Невы державное теченье
Люблю тебя, Петра творенье
Кто написал стихотворенье
Я написал стихотворенье

Постмодернистские сюжеты просты и отображают обыкновенные реалии жизни. Для них очень важно, чтобы передавались эмоции от первого восприятия, стихийного сознания. Стиль и сюжетная линия выстроена на первичных эмоциях и потоке сознания. Как и культурный вызов тоже является отличительной особенностью постмодернизма

Дмитрий Мурзин:

У Лукоморья дуб зеленый
Из Александровского сада,
И днем, и ночью кот ученый,
Среди кирпичного надсада
Идет налево - песнь заводит
На розу желтую похожий.
Там чудеса, там леший бродит
У ног прохожих.

Особенности данного жанра и феномена в поэзии постмодернизма - эклектическое комбинирование форм и стиля стихосложения.

Эклектика -

Ценности массовой культуры возводятся в культ. Всё это вместе с поэтическим шармом, упоением собой и утилитарным вдохновением предстаёт искушенному слушателю как новые формы творчества.

И вот посредством их вырабатывается новый стиль жизни и мышления человека - человека постмодернистской эпохи.

А как вы себе представляете современную эпоху? В каком виде для вас проявляется постмодернизм?